neosee.ru

16.09.19
[1]
переходы:110

скачать файл
Директор Юридического института __________________/ И.В


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»








УТВЕРЖДАЮ


Директор Юридического института __________________/ И.В. Шишко/ « » 2007 г.










УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина ОПД.Ф.3.3 Психология: Возрастная психология


Укрупненная группа 040000 Социальные науки


Специальность 040101.65 Социальная работа


Специализация 040101.65.00.10 Социальная политика и социальная работа в регионах


Институт Юридический


Кафедра Теории и методики социальной работы




Красноярск

2007

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки» специальности (специализации) 040101.65 «Социальная работа»

Программу составила доцент кафедры теории и методики социальной работы

Черкашина Е.Ю..____________

( подпись)


Заведующий кафедрой Жижко Е.В. ________________

(подпись)

«24» января 2007 г.

Учебная программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики социальной работы «24» января 2007 г. протокол № 4/06-07

Заведующий кафедрой Жижко Е.В. ________________

(подпись)


Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ Юридического института

«13» февраля 2007 г. протокол № 5

Председатель НМСИ Басалаева С.П. _____________

(подпись)


Дополнения и изменения в учебной программе на 200 __/200__ учебный год.

В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 200__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой _________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:


Директор ______________________________ института

(фамилия, и. о., подпись)

введение

Учебный курс «Психология: Возрастная психология» предназначен для изучения студентами, обучающимися по специальности «Социальная работа», и соответствует требованиям государственного стандарта, предъявляемым к подготовке специалистов по социальной работе в высших учебных заведениях.

Учебный курс «Психология: Возрастная психология» входит в цикл ОПД ФГОС ВПО по направлению «Социальная работа» и включает в себя основные компоненты знаний, необходимые студенту для дальнейшего освоения дисциплин учебного плана, написания выпускной квалификационной работы. Курс составлен с учетом наличия у студентов основных системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в первом семестре, в том числе «Психология: Общая психология».

Цель курса - формирование у студентов представления о психологическом возрасте для учета будущими специалистами социальной сферы в их деятельности психологических особенностей конкретной личности.


Задачи курса:

  • Формирование у студентов представления о возрасте не как объективной реальности, а как о понятии, “выведенном из теории развития и принципа периодизации” и позволяющем расчленить весь временной интервал жизни на отдельные периоды.

  • Знакомство с основными проблемами развития, его периодизации и попытками их решения.

  • Приобретение навыков целостного описания личности с позиции возраста, формирование способности к решению профессиональных задач с учетом возрастных особенностей конкретной личности.


Межпредметная связь


Возрастная психология как наука имеет теоретико-прикладной характер и реализуется на междисциплинарной основе с привлечением различных отраслей, в том числе знаний по психологии личности, социальной психологии и общей психологии. Возрастная психология рассматривает особенности личности и психики через призму возраста.


Контроль знаний студентов по курсу осуществляется в форме экзамена.






Распределение часов дисциплины

«Психология: Возрастная психология» по темам и видам работ

для студентов дневной формы обучения по специальности «Социальная работа»


Наименование тем

Все-го ча-сов

Ауди-тор-

ные (час.)

Аудиторные занятия (час.)

Самос-тояте-льная работа

в том числе

лек-ции

семи-

нары

Тема 1. Предмет и методы возрастной психологии

4

3

2

1

1

Тема 2. Проблема возраста

4

3

2

1

1

Тема 3. Зарубежные теории развития

4

3

2

1

1

Тема 4. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского

4

3

2

1

1

Тема 5. Отечественные теории развития

4

3

2

1

1

Тема 6. Психологические особенности младенческого возраста (от 0 до 1 года)

4

3

2

1

1

Тема 7. Развитие в раннем возрасте (от 1 до 3 лет)

4

3

2

1

1

Тема 8. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

4

3

2

1

1

Тема 9. Игра в дошкольном возрасте и ее роль в психическом развитии ребенка

4

3

2

1

1

Тема 10. Младший школьный возраст

5

3

2

1

2

Тема 11. Психологические особенности подростка

8

6

4

2

2

Тема 12. Психология юношеского возраста

5

3

2

1

2

Тема 13. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)

5

3

2

1

2

Тема 14. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

5

3

2

1

2

Тема 15. Поздняя взрослость и старость

8

6

4

2

2

Экзамен

36

0

0

0

0


ИТОГО


108

51

34

17

21

Распределение часов дисциплины

«Психология: Возрастная психология»

по темам и видам работ

для студентов заочной формы обучения

по специальности «Социальная работа»

Наименование тем

Все-го ча-сов

Ауди-тор-

ные (час.)

Аудиторные занятия (час.)

Самос-тояте-льная работа

в том числе

лек-ции

семи-

нары

Тема 1. Предмет и методы возрастной психологии

4

0

0

0

4

Тема 2. Проблема возраста

5

1

0

1

4

Тема 3. Зарубежные теории развития

5

1

1

0

4

Тема 4. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского

2

0

0

0

2

Тема 5. Отечественные теории развития

5

1

1

0

4

Тема 6. Психологические особенности младенческого возраста (от 0 до 1 года)

4

0

0

0

4

Тема 7. Развитие в раннем возрасте (от 1 до 3 лет)

5

1

0

1

4

Тема 8. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

4

0

0

0

4

Тема 9. Игра в дошкольном возрасте и ее роль в психическом развитии ребенка

5

1

1

0

4

Тема 10. Младший школьный возраст

6

0

0

0

6

Тема 11. Психологические особенности подростка

5

1

1

0

4

Тема 12. Психология юношеского возраста

6

0

0

0

6

Тема 13. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)

5

1

0

1

4

Тема 14. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

6

0

0

0

6

Тема 15. Поздняя взрослость и старость

5

1

0

1

4


ИТОГО


72

8

4

4

64





Темы лекционных и семинарских занятий по курсу

«Психология: Возрастная психология»


Тема 1. Предмет и методы возрастной психологии


  1. Условия и предпосылки формирования возрастной психологии.

  2. Основные теоретические проблемы возрастной психологии.

  3. Предмет и задачи возрастной психологии.

  4. Методы исследования в возрастной психологии.

  5. Прикладное и теоретическое значение возрастной психологии.


Тема 2. Проблема возраста


  1. Понятие возраста в психологии. Возраст и развитие.

  2. Факторы, определяющие психическое развитие.

  3. Критерии для периодизации психического развития.

  4. Три группы схем периодизации развития.


Тема 3. Зарубежные теории развития


  1. Биогенетический подход к исследованию психики: теория трех ступений развития К. Бюлера.

  2. Теория социального научения.

  3. Психоаналитические теории развития личности: периодизация З. Фрейда и Э. Эриксона.

  4. Гуманистический подход к исследованию личности: ступени развития личности по А. Маслоу.

  5. Теории когнитивного развития: периодизации Ж. Пиаже и А. Валлона.

  6. Теории нравственного развития: периодизации Л. Колберга и К. Гиллиган.


Тема 4. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского


Особенности онтогенеза человека.

2. Понятие возраста. Соотношение понятий “возраст” и “развитие”.

3. Критерий для периодизации развития: возрастные новообразования.

4. Структура и динамика возраста.

5. Центральные и побочные линии развития.

6. Критические и стабильные периоды развития.

7. Социальная ситуация развития.

8. Реальный уровень развития. Зона ближайшего развития.

Тема 5. Отечественные теории развития


1. Деятельностный подход к развитию личности Д.Б. Эльконина.

2. Периодизация развития В.И. Слободчикова.

3. К.Н. Поливанова: психология возрастных кризисов.


Тема 6. Психологические особенности младенческого возраста (от 0 до 1 года)


1. Общая характеристика “новорожденности”.

2. “Комплекс оживления”.

3. Своеобразие социальной ситуации развития в младенчестве.

4. Особенности сенсорной и моторной функции.

5. Развитие социального поведения.

6. Языковое развитие.

7. Основное новообразование младенческого возраста.

8. Кризис одного года: основные новообразования и их особенности.


Тема 7. Развитие в раннем возрасте (от 1 до 3 лет)


  1. Предметно-манипулятивная деятельность — ведущая деятельность.

  2. Развитие психических функций ( восприятие, память, мышление).

  3. Возникновение и развитие речи.

  4. Эмоциональное развитие.

  5. Развитие сознания.

  6. Развитие основ социальных отношений — основное новообразование раннего детства.

  7. Кризис трех лет.


Тема 8. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)


  1. Игра как ведущая деятельность.

  2. Развитие психических функций (восприятие, память, внимание).

  3. Особенности развития наглядно-образного мышления. Проблема формирования умственных действий и понятий.

  4. Развитие личности (эмоциональная сфера, мотивационная сфера, самосознание).

  5. Особенности общения.

  6. Психологическая готовность к школе и диагностика этой готовности.

  7. Кризис семи лет.




Тема 9. Игра в дошкольном возрасте и ее роль в психическом развитии ребенка


1. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

2. Мотивы игровой деятельности.

3. Развитие игры в дошкольном возрасте.

4. Развитие роли в игре.

5. Символизм в игре.

6. Развитие отношений ребенка к правилам в игре.

7. Роль игры в психическом развитии.


Тема 10. Младший школьный возраст


  1. Особенности социальной ситуации развития.

  2. Учебная деятельность как ведущая деятельность.

  3. Формирование умения учиться.

  4. Развитие психических функций в младшем школьном возрасте (восприятие, память, внимание).

  5. Развитие словесно-логического мышления.

  6. Формирование новой системы отношений.

  7. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников.


Тема 11. Психологические особенности подростка


1. Физиологическое развитие.

2. Развитие абстрактного мышления.

3. “Чувство взрослости” как основное новообразование подросткового возраста.

4. Формирование идентичности.

5. Референтная группа сверстников.

6. Формирование ценностных ориентаций.

7. Девиантное поведение.


Тема 12. Психология юношеского возраста


1. Юность как начало ступени индивидуализации.

2. Личностное и профессиональное самоопределение.

3. Психологическая готовность к личностному самоопределению.

4. Проблема выбора.

5. Особенности временной перспективы старшеклассников.

6. Особенности самосознания старшеклассников.

7. Экзистенциальный кризис.

Тема 13. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)


  1. Когнитивные особенности.

  2. Особенности развития эмоциональной сферы.

  3. Мотивационные установки.

  4. Я-концепция и самооценка.

  5. Поведенческие особенности.


Тема 14. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)


1. Сохранение и изменение физических возможностей.

2. Изменение функций интеллекта.

3. Особенности семейных отношений: между двумя поколениями.

4. Кризис середины жизни.

5. Постоянство и перемены в профессиональной жизни.


Тема 15. Поздняя взрослость и старость


  1. Изменение высших психических функций при старении.

  2. Появление социальных аттитюдов к старению и старости.

  3. Изменение семейных отношений.

  4. Выход на пенсию как социально-психологическая проблема.

  5. Кризис позднего возраста.

  6. Социализация и социально-психологическая адаптация пожилых людей.

















Вопросы к экзамену (зачету)

  1. Предмет и методы возрастной психологии.

  1. Понятие “возраст” и “развитие”. Критерий для периодизации психического развития.

  2. Биогенетический подход к исследованию психики: теория трех ступеней развития К. Бюлера.

  3. Теория социального научения.

  4. Психоаналитические теории развития личности: периодизация З. Фрейда и Э. Эриксона.

  5. Гуманистический подход к исследованию личности: ступени развития личности по А. Маслоу.

  6. Теории когнитивного развития: периодизации Ж. Пиаже и А. Валлона.

  7. Теории нравственного развития: периодизации Л. Колберга и К. Гиллиган.

  8. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Возрастные новообразования. Социальная ситуация развития. Зона ближайшего развития.

  9. Структура возраста. Психологические особенности возрастных кризисов.

  10. Отечественные периодизации развития (Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков, К.Н. Поливанова).

  11. Общая характеристика новорожденности.

  12. Психологические особенности младенческого возраста.

  13. Кризис одного года.

  14. Развитие в раннем детстве.

  15. Кризис трех лет.

  16. Дошкольный возраст. Проблема психологической готовности к школе.

  17. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.

  18. Младший школьный возраст.

  19. Психологические особенности подростка.

  20. Психология юношеского возраста

  21. Психология взрослости.

  22. Психология старости.



Рекомендуемая литература (основная):

  1. Аверин В.А. Психология личности: Учеб. пособ. - Спб., 2004. - 191с.

  2. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник для вузов по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" : допущено Министерством образования и науки РФ / В. С. Мухина. - 11-е изд., перераб. и доп. - Москва : Academia (Академия), 2007. - 638 с. - (Высшее образование).

  3. Возрастная психология (Психология развития и возрастная физиология) [Текст] : учебник для вузов по направлению и специальностям психологии : допущено Советом по психологии учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию / И. В. Шаповаленко. - Москва : Гардарики, 2005. - 349 с. - (Psychologia universalis).

  4. Возрастная психология [Текст] : развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для студентов спец. вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий ; предисл. В. П. Зинченко. - Москва : ТЦ Сфера, 2004. - 464 с. : ил.

  5. Егорова М.В. Психология развития. М.:- Вор., 2000.

  6. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб., 2000. -992 с.

  7. Крейн У. Теория развития. Секреты формирования личности./ Пер. с анг. - Спб., 2002. - 515с.

  8. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность [Текст] : хрестоматия : [учебное пособие для вузов] / сост., науч. ред. В. С. Мухина, сост., науч. ред. А. А. Хвостов. - 6-е изд., стер. - Москва : Academia (Академия), 2007. - 624 с. : табл. - (Высшее образование)

  9. Обхова Л.Ф. Возрастная психология [Текст] : учебник для студентов вузов : допущено Министерством образования РФ / Л. Ф. Обухова. - Москва : Московский городской психолого-педагогический университет [МГППУ] ; Москва : Высшее образование, 2007. - 460 с.

  10. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. По ред. А.А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 656 с.

  11. Психология: Возрастная психология: учеб.-метод. пособие / сост. Е.Ю.Черкашина. - Красноярск: Сиб.федер. ун-т, 2012. - 36 с.

  12. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. для студ. Вузов. - М., Воронеж, 2003. - 400с.


Рекомендуемая литература (дополнительная):

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

  3. Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977.

  4. ВенгерЛ. А., Мухина В. С. Психология. - М., 1987.

  5. Возрастные и индивидуальные способности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Арагуновой. - М., 1967.

  6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979 и последующие издания.

  7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. -М., 1984.

  8. ВыготскийЛ. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1981-1984.

  9. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1978.

  10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.

  11. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. - М., 1978.

  12. Запорожец А. В. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко: В 2 т. - М., 1986.

  13. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1982.

  14. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.

  15. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984.

  16. Леонтьев А. Я. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983.

  17. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.

  18. Лишенные родительского попечительства / Под ред. В. С. Мухиной. -М., 1983.

  19. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

  20. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. - 2-е изд. - М., 1990.

  21. Мухина В. С. Детская психология. - М., 1992.

  22. Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 1997.

  23. Мухина В. С. Таинство детства. - М., 1997.

  24. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.

  25. Пономарев Я. А. Знание, мышление, умственное развитие. - М., 1967.

  26. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. - 2-е изд. - М., 1977.

  27. Психология младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1990.

  28. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. - М., 1961.

  29. Рубинштейн С. А. Проблемы общей психологии. - М., 1976.

  30. Собкин В. С. Старшеклассник в мире политики. - М., 1997.

  31. С чего начинается личность. - М., 1976.

  32. Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

  33. Фелъдштейн Д. Я. Психологические основы общественно полезной деятельности подростка. - М., 1982.

  34. Фелъдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М., 1995.

  35. Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. - М.; Л., 1925.

  36. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

  37. Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1985.

  38. Элъконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М., 1989.

  39. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.

  40. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.





скачать файл | источник
просмотреть