neosee.ru

16.09.19
[1]
переходы:138

скачать файл
Особое внимание в опыте М. И



Введение



Начальная школа учит деятельности (осмысленно читать, правильно и красиво писать, точно и быстро считать, мелодично петь, эстетично двигаться и т. п.). В процессе этой деятельности обучаемый осознает не только окружающий мир, но и себя в этом мире как его часть.

Проблема чтения детей всегда была актуальна и таковой остается на сегодняшний день. Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченность читателя, а не гоголевского Петрушку. Ведь научить складывать из букв слова и владеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, “есть соучастие в творчестве”. Только такое чтение способствует развитию личности ребенка. Поэтому личность нужно развивать целостно, то есть его интеллект, эмоциональную увлеченность, отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающая личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития: развитие стимулируется развитием. Это возможно, если чтение детей дает пищу самовыражению, самораскрытию ребенка, пробуждающее его творческое “Я”.

Известно, что общая успеваемость школьника в средних и старших классах прямо пропорциональна скорости чтения. Но основы быстрого чтения закладываются еще в начальной школе. Если там ребенка не научили хорошо читать, то вряд ли он сможет рассчитывать на успех в дальнейшем. К сожалению, дело с обучением чтению стоит критически. Специальные обследования детей, проведенные в разные годы Т. Заводской, Л. Горбушиной, З. Агейкиной, М. Омороковой, свидетельствуют о том, что от 30 до 40 % учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики (Л. Горбушина).

Среди всех общеучебных умений и навыков самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной школе. Известный ученый и педагог В. Н. Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться в среднем звене.

Проблема и вопросы совершенствования техники чтения у младших школьников подвергался специальным исследованиям ученых, таких как М. И. Омарокова, В. Г. Горецкий, М. Р. Львов, А. Ш. Асадуллин, Л. З. Шакирова и др. и освещены в их ряде работ.

Большинство исследователей, затрагивающих проблему совершенствования техники чтения на начальном этапе считают, что техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия более глубинных процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения. Если ребенок усвоил фактическое содержание текста, разобрался в его фабуле, но не понял, с какой целью совершаются события, какими мотивами вызваны те или иные поступки и эмоциональное состояние героя, то есть не вник в подтекст и, следовательно, не сделал личного умозаключения по поводу описанного, прочесть выразительно текст он не сможет.

Часто младший школьник не может сказать, какое он испытывает чувство, так как не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито у него воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать.

Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствуют об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неподготовленности ребенка к определению задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации.

На первоначальном этапе обучения, когда понимание прочитанного отстает от овладения техникой чтения, у всех младших школьников особенно заметна невыразительность чтения, его монотонность, несоблюдение пауз между словами и предложениями, затруднения в логических ударениях, в пунктуационной интонации, особенно при прямой речи.

Сущность данных компонентов заключается в том, что уже с первых дней учебы необходимо знакомить детей с интонацией, логическим ударением, логической паузой, мимикой и темпом чтения. В 3-х и 4-х классах эти навыки и умения совершенствуются и углубляются.






















Понятие о правильности и беглости чтения


Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения (Н. Н. Светловская). Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения как ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Чтение - вот лучшее умение. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени.

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения.

Известный психолог Т. Г. Егоров в работе “Очерки психологии обучения детей чтению” рассматривает чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. У маленького ребенка, который только учиться читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. Т. Г. Егоров пишет: “Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее”. Как следует из приведенного высказывания, исследователь технику чтения не противопоставляет осмыслению читаемого. Чтобы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены одновременно.

Выразительно читать, говорить - это значит, по К. С. Станиславскому, “действовать словами”, то есть воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Выразительность развивается не спонтанно, само собой, а целенаправленно “нарабатывается”.

Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

  1. использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

  2. применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М. И. Омороковой и описанного В. Г. Горецким, Л. Ф. Климановой.

Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Правильность чтения - это чтение без искажений, т. е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого.

Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения.

Беглость зависит от поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения - это отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка. Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, то есть осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него неодинаковы. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью.





















Пути совершенствования техники чтения


Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания текста. Однако за четыре года обучения развивается лишь начальная ступень синтетического чтения. По мнению известного психолога Т. Г. Егорова, контекстное выразительное чтение вслух и беглое осознанное чтение “про себя” складываются только на последующих ступенях развития чтения. Следовательно, в начальной школе формирование навыка чтения не заканчивается. Оно проходит длительное развитие: в начале ребенок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласный, далее осваивает чтение сочетаниями слов (синтагмами). Между чтением отдельного предложения и целого текста существует значительное различие, так как текст - это новая единица чтения со всеми особенностями, с которыми ребенок должен быть знаком.

Трудности обучения контекстному синтетическому чтению заключаются в том, что если слияние техники и понимания плана значений происходит относительно быстро, то слияние техники и понимания смысла текста - длительный процесс.

Кроме того, цели и мотивы в жизни ребенка значительно меняются, поэтому его чтение должно обладать таким качеством, как гибкость - изменением характера чтения в зависимости от цели. Различные качественные характеристики имеют чтение изучающее и просмотровое, поисковое и ознакомительное.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы необходимо формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. К упражнениям необходимым в работе по совершенствованию навыков чтения относятся:

  1. упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

  2. упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и является предпосылкой правильно чтения;

  3. упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

  4. упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение (или равномерно-внимательное, как его называл Л. Шварц). Изучающее чтение требует от ученика определенных технических навыков и понимания информации, степень полноты которого должна достигать 100 %.

Ученику начальных классов необходимо дать представление об ознакомленном чтении, то есть о чтении “для себя”, чтобы воспринять основной материал, содержащийся в тексте, и изучить его далее подробно. Этот вид чтения характеризуется неполным пониманием текста (70%). Конечно, элементы других видов чтения также имеют место в практике ребенка, но они используются в следующих классах. Необходимо сформировать изучающее чтение в двух его формах - вслух и молча.

Изучающее чтение вслух, предназначенное для слушателей, - это четкое, внятное чтение целыми словами, без неоправданных пауз, безошибочное, в нормальном темпе и достаточно выразительное.

Изучающее чтение “про себя”, молча - это чтение “глазами”, без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением про себя. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно еще не сложилось.

Способы и приемы обучения выразительному чтению и выразительной устной речи




























Особое внимание в опыте М. И. Омароковой было уделено чтению молча, так как изучение практики работы учителей показало, что начальная школа недооценивает чтение про себя: ему специально не обучают и оно практически не контролируется.

Еще несколько веков назад школа ориентировалась только на чтение вслух, так как оно соответствовало требованиям просветительской установки той эпохи. Объем литературы был сравнительно невелик, книга - труднодоступна, дорога, грамотные люди - редкие, умение читать граничило с искусством.

Современная эпоха заставляет критически пересмотреть вопрос о роли обеих форм чтения и способа обучения им.

При наличии во многом общей психофизиологической базы каждая форма чтения обладает своей спецификой, имеет свою сферу применения.

Чтение вслух обеспечивается боле сложным механизмом, чем чтение молча. Оно, как правило, обслуживает прежде всего слушающего, а не читающего. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмо-мелодического строя речи, обогащению словарного запаса и набора структурных моделей и тем самым - совершенствованию устной и письменной речи школьника. При чтении вслух активно действуют зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации. Но темп зрительного восприятия, умственной переработки информации, звуковой перекодировки читаемого вслух текста зависит от возможностей речедвигательного канала.

При чтении молча психофизиологический механизм упрощается, так как процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи ее отсутствует. Зато за счет ослабления эффективности слухового и более или менее значительного сокращения деятельности речедвигательного анализа могут интенсифицироваться процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза. Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, то есть формированию навыков параллельного мышления. Чтение молча обеспечивает развитие любви к чтению книг. Однако методика обучения чтению еще не выработала действенных способов управления количественными и качественными параметрами чтения про себя и их контроля.

Известно, что скорость чтения и понимания при чтении молча у ряда учащихся, оканчивающих начальные классы, незначительно превышала результаты при чтении вслух (на 20-40 слов), и только у быстро читающих вслух она достигала 200-250 слов в минуту.

Методисты убеждены, что учебные книги должны использоваться в комплексе с дидактическим материалами (карточками, тетрадями на печатной основе), которые дают возможность перевести ребенка на новый способ обучения, сочетать умственные, вербальные и практические действия.

Итак, каждый этап обучения требует определенного уровня понимания читаемого. На подготовительном этапе, в период освоения букв, слов, предложений и простейшего связного текста, важно помнить, что помимо технических операций воссоздания звуковой структуры слова по графической (буквенной) модели и ориентировки сначала на слог, а затем синтез слова с помощью ударения и, наконец, упреждающий синтез - ориентировку на следующее слово (чтение сочетаниями слов), необходимо обеспечение понимания слова, словосочетания, предложения, текста. Понимание текста - перекодирование авторских слов на свой код сначала осуществляется на уровне предметном, фактическом; более высокий уровень - понимание подтекста и смысла текста. Этот уровень достигается уже во втором классе, когда сформирован определенный уровень техники чтения словами вслух - не менее 60 слов в минуту.



М. И. Омарокова предлагала использовать выборочное чтение. Выборочное чтение - это целенаправленное чтение, включающее чтение вслух, чтение шепотом или про себя, “глазами”, с целью нахождения текста для ответа на вопрос. Выборочное чтение является приемом обучения чтению, и средством обучения пониманию текста.

Чем же грешит непрофессиональное обучение чтению?

  1. Ребенка не учат четко различать звук и букву;

  2. Ребенка начинают учить чтению, опустив, скомкав первый фундаментальный процесс обучения письменной речи - это качественное обучение трехступенчатому полному фонемному анализу целого слова;

  3. На этапе фонемного анализа дети должны четко научиться различать гласные и согласные;

  4. На этапе фонемного анализа необходимо “вычистить” все согласные звуки - как глухие, так и звонкие;

  5. На этапе фонемного анализа необходимо правильно вести работу над ударным гласным в слове, интонируя его негромко, без выкриков;

  6. Фундаментальной основой обучения письменной речи (чтению и письму) является умение четко на слух различать твердые и мягкие согласные.

В чтении происходит опознавание графических образов, поэтому для читающего важно знать буквы изучающего языка, правила чтения, определяемые системой соотношений между буквами и звуками.

Исследователи утверждают, что нельзя рассматривать структуру речевого процесса как последовательность произнесения звуков. До начала звучания гласного согласные различить вообще невозможно, так как они воспринимаются как щелчок или неопределенное гудение. Только с началом звучания гласного согласные становятся четко различимыми. Таким образом, звуки в слоге не примыкают друг к другу, а действительно сливаются, накладываются один на другой.


Методы совершенствования навыков чтения у детей младшего школьного возраста, предлагаемые М. И. Омароковой

Автор предлагает различные виды упражнений по совершенствованию навыка чтения:

  • Упражнения на развитие четкости произношения;

  • Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения;

  • Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

  • Упражнения на проверку зрительной памяти;

  • Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча;

  • Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных [приложение].

Упражнения по развитию четкости произношения

Эту работу нужно начинать с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок. Упражнений в четком чтении абзаца, строфы.

Образцы скороговорок:

  • На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

  • Проворонила ворона вороненка.

  • И швец, и жнец, и на дуге игрец.


  • Мама мыла Милу мылом.

  • От топота копыт пыль по полю летит.

Кроме чистоговорок и скороговорок с целью выработки правильного произношения привлекаются пословицы, сочетания и предложения из текста, предложенного для работы в классе и дома.

Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами М. И. Омарокова включает упражнения по обработке сочетаний гласных и согласных.

Начинают с показа артикуляции основных гласных: а, о, у, ы, и, э. Сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, затем даются сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т.д.

Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата. Дома перед зеркалом учащиеся упражняются самостоятельно. Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности, нечеткости произношения, даются упражнения в качестве разминки перед чтением.

После отработки произношения гласных включаются сочетания гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, ви и т.д.

Сначала читают первые десять согласные, затем - последующие десять.

Практические разминки на уроке проводятся таким образом: на доску выписываются гласные, а дети по алфавиту подсоединяют к ним согласные. Чтение проводится хором и индивидуально, практикуются соревнование по рядам.

Далее учащиеся тренируются на чтении различного рода сочетаний гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж, ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Затем гласные и согласные читаются в словах, предложениях: электрификация, портфель. В январе много снегу во дворе.

Текст отбирается из читаемых произведений; учащие ся собираютчистоговорки, скороговорки, слова с трудными случаями произношения. Читаются все словарные слова.

Тренинги, способствующие правильному, четкому и внятному чтению

Книга в суме / - в пути тягость, /

Книга в уме / - в пути облегченье.

Испокон века / книга красит человека.


Железный конь, /

В животе огонь, /

Сена не просит, /

Пашет, / сеет, / косит.


Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет

И в иголках круглый год.


Уличный мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает.

Прочитай правильно диалог:

  • Собака, / что делаешь?

  • Волков пугаю.

  • А что хвост поджала?

  • Волков боюсь.

Покажи повышение и понижение голоса:

  • Что ж ты, еж, такой колючий?

  • Это я на всякий случай.

  • Знаешь, кто мои соседи?

  • Лисы, волки и медведи.


  • Заяц, заяц, чем ты занят?

  • Кочерыжку разгрызаю.

  • А чему ты, заяц, рад?

  • Рад, что зубы не болят.

Прочитай чистоговорку сначала медленно, затем быстрее и совсем быстро, без ошибок:

Сыворотка из-под простокваши.


Добрый разум не наживешь сразу.


Как у горки на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

Произноси правильно:

ща, ще ручища, ножища, тараканище,

чудище, хвостище

Щеткой чищу я щенка.

ого, его у синего моря

Пустите отдохнуть дорожного человека!

Эта страница зеленого цвета.

р грохот грома

родимая сторонка

режу, резеда

Карл у Клары украл кораллы.

с-ш Шапкой Саша шишку сшиб [7, с. 58].


Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения

С этой целью даются слова и словосочетания для чтения на определенное время. Воспитывается внимание к окончанию слова (чтение слов с общим корнем: вода, водный; белый, белье; родина, родной; сочетаний существительного с прилагательным: у чистого берега, у дальнего леса); к корню слова (c разным корнем, но с одинаковыми окончаниями: чистота - частота, девушка - дедушка, булка - белка).

Для упражнений можно использовать разные части речи. Чтобы предупредить ошибки, подбираются специальные предварительные упражнения. Если детям предстоит встретиться в тексте с трудным словом, громоздким по структуре, перед чтением всего текста оно должно быть прочитано. Для того чтобы помочь прочитать слово безошибочно, оно делится на более легкие структуры: вместо него сначала предлагаются слова с тем же корнем: зеленый - зеленел - зазеленела; бодрый - ободрился - прибодрился; сельское хозяйство - хозяйственный - сельскохозяйственный.

Практикуется целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения использовался прием взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются - другой читает следующие два абзаца.

Все учащиеся заняты чтением, а учитель фиксирует в своем списке степень правильности чтения каждого ученика раз в неделю. Таким образом у учителя складывается картина чтения, у детей воспитывается внимание к тексту.

Для того чтобы воспитать внимание к слову, М. И. Омарокова предлагает рассмотреть и прочитать слова не только с доски, но и выносить их на карточки. С помощью карточек даются слова для восприятия на время, чтобы учащиеся могли различить основные элементы слова и воссоздать его по памяти или записать в тетрадь.

Предлагаются слова и связный текст для безошибочного восприятия разными группами учащихся: на большее время - медленно читающим, на меньшее время - быстро читающим; учащиеся прочитывали текст глазами, затем произносили вслух. Если этот текст был из рассказа, который читался на данном уроке, то упражнения проводились перед его чтением. (Например: спрашивают - спрашивали, расспрашивать - расспрашивали). Во II классе вводились для восприятия слова, состоящие из трех слогов, в III классе давались сразу два - три слова, в IV классе - четыре - пять.

Заключение


Изучив педагогическую литературу по теме: “Совершенствование правильности и беглости чтения”, можно прийти к выводу, что этому вопросу уделяли внимание многие теоретики и методисты - М. И. Омарокова, Т. Заводская, Л. Горбушина, З. Агейкина, В. Г. Горецкий, М. Р. Львов, А. Ш. Асадуллин и другие. Но данная проблема все еще остается актуальной и все больше овладевает сознанием каждого учителя начальной школы.

Вырастить грамотного читателя совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой.

Сложность этой задачи заключается в том, что при обучении чтению необходимо строить работу на принципах системности и комплексности: учитывать психические процессы, которые включены в чтение, активно влиять на определенные анализаторы, речедвигательный аппарат. Кроме того, ребенок должен читать и говорить правильно, четко, внятно, быстро.

Формирование восприятия читаемого также сложный процесс: сначала формируется восприятие букв, затем слов, сочетаний слов и целого контекста. Особой заботы требует совершенствование смыслового восприятия текста - от понимания его предметной стороны до глубокого проникновения в смысл.

Чтение обязательно предполагает общение с автором, с самим собой (осознание собственного “Я”, своего отношения к описываемому), со слушателями (при чтении вслух).

Чтобы усилить мотивационную сторону, необходимо сочетать обучение чтению со специальными заданиями, активно влияющими на становление и развитие необходимых навыков.

Д. Б. Эльконин, создатель и разработчик теории обучения чтению, определяет чтение как “процесс воссоздания звуковой формы слова по ее графической (буквенной) модели”. Более образно можно сказать, что чтение - это проговаривание вслух или про себя заданного текста. Очень важно (подчеркивал Д. Б. Эльконин) не путать процесс чтения (а это психофизиологический акт, в котором взаимодействуют зрительные, речедвигательные и речеслуховые анализаторы) с целями и задачами чтения. Цели чтения могут быть различными: получение информации различного вида. Но при любых целях сам процесс чтения остается неизменным - воссоздание звуковой формы слова на основе ее графической, буквенной модели.

Анализируя упражнения, выбранные для нашего исследования, уместно утверждение, что при условии целесообразного и систематического использования упражнений и приемов, предлагаемых М. И. Омароковой, способствовали повышению уровня техники чтения в разных классах начальной школы. Необходимо подчеркнуть, поскольку в начальной школе мало времени уделяется обучению чтению молча, данные о достигнутых результатах говорят сами за себя.

Представленная работа по М. И. Омароковой получила широкое распространение и использование среди учителей начальной школы, и служит сильным помощником в работе над формированием и совершенствованием техники чтения младшего школьника на уроках литературного чтения.













ПРИЛОЖЕНИЕ



1.Упражнение “Составь новое слово”. Даны слова:

колос

сани

Волга носки


было

катки (1 класс)



Задание: нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог. Работу усложняя, предлагаю детям составить не любые слова, а слова на определенную тему, например, на тему “Животные” (кони, волки, быки)


Дети учатся наблюдать и устанавливать связь между словами в упражнении “Найди четвертое”. Сначала нужно посмотреть, какая же логическая связь между первой парой слов. И на основе этой связи надо подобрать недостающее слово.


А) Песня - композитор. Самолет - ? (изобретатель, конструктор)


Б) Нож - сталь. Стул - ? (дерево)


В) Утро - ночь. Зима - ? (лето) (1 класс)



2.Особенно нравится детям такое задание. Оно преподносится в такой форме: “Превратите лес в деревья (1ряд), мак в подарок(2ряд), рака в пароход (3 ряд)”. Последующее слово должно быть на одну букву длиннее предыдущего, но при этом все придуманные слова подчинены одной теме. Такое упражнение используется уже в конце первого класса. Каждое слово концентрирует внимание учащихся, т. к. такое задание требует выполнения сразу нескольких условий.

1 ряд

2 ряд

3 ряд


лес

мак

рак

(3 буквы)


лось

роза

вода

(4 буквы)


земля

букет

судак

(5 букв)


листья

бумага

удочка

(6 букв)


деревья

подарок

пароход

(7 букв)



3.В упражнении “Найди животное” ученики должны найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения.


Насос сосёт речную воду,

И шланг протянут к огороду. (осётр)

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной. (овца) (1 класс)


Достаточно трудное упражнение, т.к. учащиеся должны не просто найти части этих слов, но и объединить их, чтобы можно было прочитать слово.


Использование на уроках различных загадок, ребусов, шарад также относятся к этой группе упражнений.



4.Упражнение “Восстанови текст” ребята распределяют последовательность строк в стихотворении. Строки взяты из произведений С.В. Михалкова.

Да! Стать учёным не легко!

Писать красиво не легко…

Вздохнём сначала глубоко…

За буквой букву вывожу…


(ответ: 2,3,4, 1 из стихотворения “Чистописание”)


5.Упражнение “Прочти, спроси, ответь!” Дети читают строчки:


Вдруг Какой-то страшный зверь

Открывает лапой дверь…(из стихотворения “Мой щенок”)


Перед ними вопросы: Кто…? Как…? Что…? Что делает…? Какой…? Каждый ученик может попробовать себя в роли учителя и задать одноклассникам вопрос, начало которого на доске. (Кто открывает дверь?, Как открывает дверь? и т.д.)


С текстами можно выполнять такие задания, как “Составь предложения”, “Закончи рассказ”, “Поставь знаки препинания”. Эти задания используются и на уроках русского языка.



6.Упражнение “Чтение - разведка”. Оно заключается в том, что дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Цель такого задания - умение ориентироваться в представленном материале и находить главное, а также развитие скорости чтения.


7.Упражнение “Чтение с постукиванием ритма”. Постукивая по столу карандашом, учитель задает ритм чтения, но в конце опять же проверяет осознанность чтения текста учащимися с помощью вопросов.



Для развития правильности чтения использую упражнения, в которых наиболее точно необходимо отразить признаки, свойства предметов, которые направлены на развитие запоминания, а, значит, развивают внимание, память учащихся. Правильность чтения отрабатывается в таких упражнениях, как “Опиши предмет”, где учащиеся должны описать свойства наглядного или предполагаемого предмета; “Назови картинки”, где учащиеся запоминают показанные предметы на картинках и затем по памяти их перечисляют.


Хорошие результаты дает работа с упражнением “Фотоглаз”.


8.Упражнение “Фотоглаз”. Дети самостоятельно читают, запоминают (фотографируют) слова с доски.

СОК

ЛЕЩ


МАШИНА

ИГРА


НОЖНИЦЫ

РУЧКА (1 класс)



Учитель читает другие слова или предложения, или текст. Учащиеся должны определить есть ли там такие слова, которые указаны на доске.


Например, учитель произносит слова: книга, напиток, лист, автомобиль, рыба, лещ, рука, сок, ручка; или учитель читает предложения: В реке плавает большая рыба. Эта рыба называется лещ.; или учитель читает стихотворение:


Мне стоит лишь собрать багаж!

А долго ли собрать?

Бумагу, ручку, карандаш

И общую тетрадь!

(из стихотворения С.В. Михалкова “Мой секрет”) (1 класс)



8.Речевая зарядка состоит из нескольких этапов упражнений.


1 группа - “Мы дышим!” (дыхательные упражнения)


2 группа - “Разомнём язычок!” (артикуляционные упражнения)


3 группа - “Произнеси верно!” (произнесение сочетаний звуков)


4 группа - “Учимся скороговорить!” (проговаривание скороговорок)


Речевую зарядку провожу в начале урока, и занимает она 5-7 минут.


На первом этапе при выполнении дыхательных упражнений необходимо решить следующие задачи: научить учащихся выполнять элементы правильного дыхания.


Например. Вдох носом, выдох через нос.


Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.


Вдох носом, выдох через нос по порциям.


На втором этапе речевой зарядки - при выполнении артикуляционных упражнений - важно показать, как правильно “разогреть” мышцы языка, губ, щёк, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении.


9.Упражнение “Чищу зубы”. Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язык слева направо и наоборот.


10.Упражнения по выработке выразительности чтения учащихся вплотную переплетаются с упражнениями по развитию беглости. С целью совершенствования выразительности произношения необходимо проводить работу над произношением звуков, над отработкой дикции, над развитием голосового аппарата, темпа речи.


Дикция - основа понятийности речи. Система упражнений по отработке дикции включает в себя тренаж артикуляционного аппарата, упражнения со звуками, их слиянием, чтение чистоговорок, скороговорок (аналогичная работа, как и в речевой зарядке). Работая над скороговоркой, отрабатываем чистоту звука, а также интонацию с помощью упражнения “Прочитай скороговорку радостно! (грустно, с гордостью, с интонацией, характерной для данной ситуации).


Отрабатываю темп, постановку голоса и дыхания выполнением следующих упражнений.


11.Упражнение “Читай шепотом и медленно” (чистоговорки).


Ра-ра-ра - начинается игра,

Ры-ры-ры - мы подвесили шары.


Упражнение “Читай тихо и умеренно”.


урма - урта

умву - омво

зелка - земка

юдра - едры


Упражнение “Читай громко и уверенно”.


зарь - варь - марь- ларь - фарь - карь - тарь - барь

Зверь - дверь - червь (1 класс)


Делая вывод выше предложенному, можно сказать, что совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводится с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируюттся в зависимости от темы урока, возраста учащихся.




















































Список используемой литературы


  1. Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учебное пособие для учащихся национальных групп пед. училищ / Л. З. Шакирова, Л. Г. Саяхова, К. З. Закирьянов и др.; под ред. Л. З. Шакировой. - Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1980 - 416 с.

  2. Омарокова М. И. Работа над совершенствованием техники чтения младших школьников: пособие для учителей. - М.: издательство “Просвещение”, 2004 - 179 с.

  3. Юмагузина Р. “Развитие навыков чтения”. // Наука и школа. - 1999. - №9-10, с. 54.

  4. Баязова Л. Б., Волков В. А. “О некоторых приемах обучения навыкам чтения”. // Начальная школа. - 1998. №1. - с. 60-63.

  5. Яковлева С. “Чтение с увлечением”. / Как учиться читать без ошибок, как увеличить скорость чтения. // Начальная школа. - Приложение к газете “Первое сентября”. - 2001. - №37 (окт.) - с. 4; 13.

  6. Фигурова Л. Р. “Совершенствование техники чтения младших школьников”. // Начальная школа плюс До и После. - 2000. - №12. - с. 29-30.

  7. Яшина Н. П. “Учить читать трудно, но интересно…” // Начальная школа. - 2001. - №6. - с. 24-36.

  8. Липкина А. И, Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. - М.: Просвещение, 1967. - 222 с.

  9. Светловская Н. Н. “Обучение чтению”. // Начальная школа. - 2000. - №2. - с. 24-27.

  10. Ягофарова Р. “Обучение чтению как виду речевой деятельности”. // Магариф. - 2000. - №9. - с. 55-57.

  11. Казакова М. Н. “К проблеме речевого развития младших школьников”. // Начальная школа. - 2007. - №1. - с. 57-61.





























СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

2.Понятие о правильности и беглости чтения

3.Пути совершенствования техники чтения

4.Методы совершенствования навыков чтения у детей младшего школьного

возраста

5.Заключение

6.Список используемой литературы

7.Приложение






















Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5 г.Киренска

Иркутской области,Киренского района








Тема:Совершенствование правильности и беглости чтения младших школьников.


















Разработала:Сукнёва Ирина Ивановна

Учитель начальных классов,МКОУ СОШ№5 г.Киренска

Г.

г..Киренск-2012

скачать файл | источник
просмотреть