neosee.ru

16.10.19
[1]
переходы:122

скачать файл
Автор Произведение


Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Социологический факультет



Утверждаю

Проректор по учебно-методической работе

профессор____________Е.Г. Елина

«___» ___________2012г.





Рабочая программа дисциплины

«Современные социологические теории»




Направление подготовки

040100 - «Социология»




Профессионально-образовательная программа

«Социология политики и международных отношений»




Квалификация (степень) выпускника

Магистр





Форма обучения

Очная








Саратов 2012 г.

1. Цели освоения дисциплины.

Цель освоения дисциплины «Современные социологические теории» заключается в том, чтобы создать целостную социологическую картину современности и обеспечить теоретическое понимание фундаментальных социальных процессов и тенденций современного социального развития, выявить специфику функционирования современных обществ и присущих им социальных институтов.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

- осуществить анализ фундаментальных социологических теорий, разработанных в 70-х годах ХХ - начале XXI веков;

- выявить и типологизировать основные теоретико-методологические подходы, разработанные в рамках современной социологической теории;

- - выявить основные школы и направления социологических исследований, характеризующие современную социологическую теорию.

, со спецификой модернизации российского общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры.

Предлагаемая программа дисциплины «Современные социологические теории» составлена на основе действующего государственного образовательного стандарта РФ по направлению 040100 - «Социология», профилю подготовки «Социология политики и международных отношений».

Учебный курс «Современные социологические теории» является базовой частью цикла М 2. «профессиональный цикл». Дисциплина базируется на курсах «Философия», «Общая социология», которые студенты проходили в рамках подготовки по направлению бакалавриата, и взаимосвязан с такими дисциплинами общенаучного цикла магистратуры, как «Философия и методология социальных наук», «История и методология социологии» и дисциплинами профессионального цикла М.2, прежде всего, «Современные методы социологических исследований».

Дисциплина является предшествующей по отношению к дисциплинам по выбору, входящим в «профессиональный цикл» магистратуры и дисциплинам, преподаваемым в аспирантуре по специализации 22.00.01 -теория, методология и история социологии.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В ходе освоения дисциплины «Современные социологические теории» обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при планировании и оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-2);

способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессиональные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6);

способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-7);

способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-9);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1);

способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);

в педагогической деятельности:

способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- базовые методологические принципы, лежащие в основе социального научного познания;;

- историю социологической мысли, вклад ведущих классических и современных социологов.

Уметь:

- произвести сравнение и дать методологическую оценку того или иного подхода или научной теории в своей области знания

- использовать основные социологические понятия и теории как инструмент социологического исследования;

- формулировать и отстаивать в дискуссии свои научные результаты.

Владеть: навыками критического социологического мышления, основанного на способности к научной рефлексии.


4. Структура и содержание дисциплины.


Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.


п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

Прак

ти

чес

кие

Семи

нар

ские

СРС

1.

Современная социология: теория, методология, практика

1


1, 2, 3, 4, 5, 6

6

-

-

30

эссе

2.

Современные проблемы развития общества, социальной структуры и институтов

1

7, 8, 9,10,11, 12

6

-

-

30

тест

3

Методологическая саморефлексия социологии начала XXI в.

1

13, 14, 15, 16,17,18,19

6

-

-

30

реферат





18



90

экзамен


Раздел I. Современная социология: теория, методология, практика.


Лекция № 1. Основные тенденции развития социологии в Европе и США в ХХ в.

Духовная ситуация в Европе после первой мировой войны (“Закат Европы” и “всеевропейский экзистенциальный кризис” сознания).

Кризис современной западной социологии. Волна антипозитивизма; ее пик, приходящийся на 60-70-е гг. Идеи “постмодерна” и поиски новых парадигм социологического знания вне естественнонаучной и неокантианской модели гуманитарного знания. Теории индустриального общества. Новая технократическая волна на Западе. Неоконсерватизм в новейшей социологии.

Макро- и микросоциологические теоретико-методологические перспективы в современной западной социологии.

Институционализация социологии в ХХ веке. Теории и методология, методика и техника социологических исследований.

Возрастание роли социологии в политической и общественной жизни стран Западной Европы и США.

Тема семинарского занятия № 1. Современная западная социология на рубеже эпох.

1. Особенности и этапы эволюции западной социологии. Возникновение синтеза функционалистских, интеракционистских и конфликтологических ориентаций.

2. Особенности современного этапа развития социологической науки.

3. Типология современных школ и направлений западной социологии.


Лекция № 2. Социология в Западной Европе в 20-40-е гг. ХХ в.

Отсутствие теоретических школ в немецкой социологии до 1945 года: социология как перспектива, а не как отдельная наука, приостановка ее институционализации в университетах в свете мирового экономического кризиса 30-х годов и прихода национал-социализма. Массовая эмиграция немецких социологов в 30-е годы. Трансформация социологии в период нацизма: социальная наука (Sozialwissenschaft) и своеобразная этнография (Volkskunde, Volkslehre).

Три теоретических подхода в конце 30-х годов в Швейцарии как наиболее крупные достижения немецкоязычной теоретической социологии: феноменологический подход А. Щюца, социология знания К. Мангейма; рефлексивный эмпиризм Т. Гейгера. К этому следует добавить критику исторического экзистенциализма и борьбу за объективную социологию Рене Кенига (1938) и историческую социологию Норберта Элиаса (1939).

Ранний функционализм. Формирование общих принципов социологического функционализма в британской социальной антропологии (А. Рэдклифф-Браун, Б. Малиновский). Развитие основных понятий («социальная структура», «функция», «система», «сообщество», «сети социальных отношений» и др.) и методологических принципов (принципы функционального единства общества, универсальной функциональности, функциональной необходимости).

Теория потребностей и функций Б. Малиновского. Трактовка общества как системы. Развитие дюркгеймовского социологизма и “социальной морфологии” в теории А. Рэдклифф-Брауна. Применение и развитие принципов функционализма в исследовании “Янки-Сити” (У.Л. Уорнер).


Тема семинарского занятия № 2-3. Развитие социологической науки в предвоенный период.

1. Идейно-теоретические истоки формирования европейской социологической традиции.

2. Основные этапы развития и особенности континентально-европейских национальных школ.

3. Возникновение и эволюция американской социологии. Современные социологические школы и направления американской социологии.

4. Французская социология, её особенности, этапы и тенденции развития. Влияние идей Э. Дюркгейма на становление и развитие французской социологии.

5. Возникновение и развитие школ немецкой социологии.


Лекция № 3. Социология последней трети ХХ в. - начала XXI в. как особый этап социального развития


Особенности новейшего этапа развития социологического знания. Постмодернистская трансформация культуры и о контркультурная критика цивилизации. Глобальные социальные трансформации, в том числе, новые формы социального конфликта и протеста; трансформации социальных институтов и движений, изменения гендерных форм поведения и т.д. Возникновение новых социологических парадигм, обусловленных данными социальными процессами.


Раздел II. Современные проблемы развития общества, социальной структуры и институтов.


Лекция № 4. Новые методологические подходы в разработке формальных теорий социального действия и теории общества последней трети ХХ - начала XXI веков .


Возникновение новых методологических подходов в анализе общества и его структуры. Методологическая дилемма «структуры» и «действия», «общества» и «субъекта». Теория «коммуникативного действия» Ю.Хабермаса. Теория «конституирования общества» Э.Гидденса. Теория социального пространства и габитуса П.Бурдье. Системная теория Н.Лумана.


Лекция № 5. Оформление новых методологических подходов в теориях социальной структуры общества.


Особенности социологической рефлексии проблем социального неравенства, конфликта, новой системы социальной стратификации. «Дискуссия о классе».

Современные социологические теории социальной стратификации, неравенства и конфликта, теории новых социальных групп (Р. Дарендорф, К. Оффе, Г. Брейверман, О. Райт, Р. Миллибанд, Дж. Голдторп, Г. Маршалл, М. Уотерс и другие).


Тема семинарского занятия № 4-5. Современные социологические теории социальной структуры общества.

Сущность и методологическая роль теории социальной стратификации. Факторы, обусловливающие переход от теории классов к теории социальной стратификации. Теория социальной стратификации П.А. Сорокина. Особенности социологического подхода к анализу социальной стратификации в трудах Р. Дарендорфа, Б. Барбер и Р. Миллибанд.


Лекция № 6. Социологические теории общества конца ХХ - начала XXI веков.

Особенности современного этапа эволюции обществ. Трансформация социологического видения общества.

Теории постиндустриального общества Д.Белла и А.Турена. Основные положения теорий постиндустриализма. Информационное общество в трудах О.Тоффлер, Ф.Ферроротти, М.Кастельс и др.


Тема семинарского занятия № 6. Общество в социологических теориях конца ХХ - начала XXI веков.

  1. Формирование теории постиндустриального общества.

  2. Д. Белл о сущности и признаках постиндустриального общества.

  3. Информационное общество: возможности и реальность.


Раздел III. Методологическая саморефлексия социологии начала XXI в.

Лекция № 7. Методологическая саморефлексия социологии начала XXI в.


Увеличение сложности современных обществ, становление нового глобального порядка, характеризуемого чаще всего как «порядок постоянного беспорядка и нарушения равновесия», развитие различных «сетей и потоков», «перемещений», «размывание эндогенных структур общества».

Теории К.Скотта, Л.Урри, Э.Валлерстайна: вопрос об утрате социологией своего предмета исследования, о ее границах, о ее методах; об адекватности традиционной социологической теории.

Основные методологические идеи, теория предмета и метода современной социологической теории.


Лекция № 8. Модерн и постмодерн в социологии конца ХХ в.


Социологический постмодернизм и его разновидности: постмодернистская социология и как теории постмодерна.

Постмодернистская социология Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, З. Баумана, Дж. Фридмана и др. Основные объекты интереса - трансформация «epistema» модерна, кризис легитимации, ревизия теория прогресса, распад социального порядка модерна.


Тема семинарского занятия № 7-8. Постмодернизм в социологии.


1. Постмодернизм как направление социологической мысли.

2. Постмодерн в цивилизациях Востока и Запада.

3. Неомодернистский подход Э. Гидденса и А. Турэна.

4. Постмодернистская теория З. Баумана.


Лекция № 9. Глобализация как социальное явление.

Глобализация как фундаментальный процесс развития современного мира. Анализ основных политических и идеологических интерпретаций процесса глобализации.

Теории глобализации: теория мир-системного анализа Э.Валлерстайна, теория глобализации Э. Гидденса, У. Бека, теория глобализации Р.Робертсона. Социальные последствия глобализации в современном мире.


Тема семинарского занятия № 9. Глобализация в контексте современной социологии..

Понятие глобализации. Современные общества и глобальные системы. Соотношение категорий «урбанизация», «индустриализация», «модернизация», «трансформация». Политические и идеологические интерпретации процесса глобализации.

Теории социальной модернизации: история формирования и основные представители.



5. Образовательные технологии. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки магистра, реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинарские и практические занятия, коллоквиумы и групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, тренинги, рефераты и доклады, компьютерное тестирование) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В учебном курсе предусмотрены мастер-классы экспертов и специалистов.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа магистра включает в себя подготовку и выполнение заданий к семинарским занятиям, работу с первоисточниками и классической литературой, анализ периодических изданий, реферирование журнальных статей и исследований монографического уровня.

Промежуточные формы контроля - тестовые задания, темы эссе и рефератов.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета. Итоговая оценка включает в себя:

- оценку, полученную в ходе тестирования (20 баллов);

- оценку за самостоятельную аудиторную работу ( 30 баллов);

оценку за самостоятельную внеаудиторную работу ( 20 баллов);

оценку за научную и исследовательская деятельность по дисциплине ( 10 баллов).

- промежуточная аттестация (20 баллов)

Соответственно, зачет по дисциплине складывается из всех набранных студентом баллов по схеме:

0-59 - «неудовлетворительно»;

60-75 - «удовлетворительно»;

76-85 - «хорошо»;

86-100 - «отлично».



Темы эссе к разделу I. Современная социология: теория, методология, практика.


1. Особенности и этапы эволюции западной социологии.

2. Типология современных школ и направлений западной социологии.

3. Идейно-теоретические истоки формирования европейской социологической традиции.

4.Современные социологические школы и направления американской социологии.

5. Влияние идей Э. Дюркгейма на становление и развитие французской социологии.

6. Особенности новейшего этапа развития социологического знания.

7. «Спор о позитивизме» в рамках европейской социологии (К.Поппер, Э.Топич, Г.Альберт, Ю.Хабермас и др.).

8. Критика структурного функционализма и оформление «радикальной» и «рефлексивной» социологии в США. Теория «грядущего кризиса западной социологии» Э.Гоулднера.

9. Появление «новой левой» социологии;

10. «Ренессанс» классических социологических теорий XIX в.


Тестовые задания к разделу II. Современные проблемы развития общества, социальной структуры и институтов.



  1. Укажите номер правильного варианта ответа.


Какая из стран становится в 20-х гг. XX века центром мировой социологической мысли?


а) Германия;

б) Россия;

в) США;

г) Швеция.


  1. Укажите номер правильного варианта ответа.

Кто из перечисленных ниже социологов развивал идеи понимающей социологии?


а) Г. Спенсер;

б) Ф. Гиддингс;

в) М. Вебер;

г) М.Вебер;


3.Установите соответствие:


Автор Произведение


  1. В.Парето а) «Протестантская этика и дух капитализма»

  2. Т. Парсонс б) «Социальная мобильность»

  3. М. Вебер в) «Компендиум по общей социологии»

  4. П. Сорокин г) «Система современных обществ».


4.Укажите номер правильного варианта ответа.


Какой из перечисленных ниже социологов развивал в своих трудах принципы общей теории систем и?


а) Г. Спенсер;

б) Б. Малиновский;

в) Л. Берталанфи;

г) Р.К. Мертон;



5. Дополните утверждение.


С позиции концепции действия любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий представляет собой ________________.


6. Укажите номер правильного варианта ответа.


Какой из перечисленных ниже мыслителей дал характеристику социального пространства?


а) Г. Зиммель;

б) П. Бурдье;

в) Т. Парсонс;

г) Р.К. Мертон.


7. Укажите номер правильного варианта ответа.


Какие стратификационных признаки выделял П.А. Сорокин?


  1. власть

  2. родственные связи

  3. этническую принадлежность

  4. авторитет


8. Укажите номер правильного варианта ответа.


Кто из перечисленных ниже мыслителей является наиболее видным представителем теории постиндустриального общества?


а) Д. Белл;

б) Б. Малиновский;

в) А. Турен;

г) Р.К. Мертон;


9. Укажите номер правильного варианта ответа.


Кто из перечисленных ниже мыслителей является наиболее видным представителем психоаналитического направления в социологии?


а) З.Фрейд;

б) Э.Фромм;

в) А. Турен;

г) Р.К. Мертон;


10. Укажите номер правильного варианта ответа.


Кто из перечисленных ниже мыслителей разработал социально-философские принципы феноменологического направления в социологии?


а) П. Бурдье;

б) Э.Фромм;

в) Э. Гуссерль;

г) Т. Прасонс;



Тематика рефератов к III разделу Методологическая саморефлексия социологии начала XXI в.


1. Основные методологические идеи, теория предмета и метода современной социологической теории.

2. Социологический постмодернизм и его разновидности.

3. Постмодернистская социология Ж.-Ф. Лиотара,

4. Постмодернистская теория З. Баумана.

5. Неомодернистский подход Э. Гидденса и А. Турэна.

6. Глобализация как фундаментальный процесс развития современного мира.

7. Теория мир-системного анализа Э.Валлерстайна.

8. Теория глобализации Э. Гидденса,.

9. Политические и идеологические интерпретации процесса глобализации.

10. Социальные последствия глобализации в современном мире.



Вопросы к экзамену

1. Особенности и этапы эволюции западной социологии. Возникновение синтеза функционалистских, интеракционистских и конфликтологических ориентаций.

2. Особенности современного этапа развития социологической науки.

3. Основные этапы развития и особенности континентально-европейских национальных школ.

4. Типология современных школ и направлений западной социологии.

5. Возникновение и эволюция американской социологии. Современные социологические школы и направления американской социологии.

6. Французская социология, её особенности, этапы и тенденции развития. Влияние идей Э. Дюркгейма на становление и развитие французской социологии.

7. Возникновение и развитие школ немецкой социологии.

8. Формирование общих принципов социологического функционализма в британской социальной антропологии (А. Рэдклифф-Браун, Б. Малиновский).

9. Возникновение новых методологических подходов в анализе общества и его структуры.

10. Методологическая дилемма «структуры» и «действия», «общества» и «субъекта».

11. Теория «коммуникативного действия» Ю.Хабермаса.

12. Теория «конституирования общества» Э.Гидденса.

13. Теория социального пространства и габитуса П.Бурдье.

14. Системная теория Н.Лумана.


15. Сущность и методологическая роль теории социальной стратификации.

16. Теория социальной стратификации П.А. Сорокина.

17. Особенности социологического подхода к анализу социальной стратификации в трудах Р. Дарендорфа, Б. Барбер и Р. Миллибанд.

18. Теории постиндустриального общества Д.Белла и А.Турена.

19. Информационное общество: возможности и реальность.

20. Информационное общество в трудах О.Тоффлер, Ф.Ферроротти, М.Кастельс и др.

21. Социологический постмодернизм и его разновидности.

22. Постмодернистская социология Ж.-Ф. Лиотара,

23. Социологическая теория Ж. Бодрийяра.

24. Неомодернистский подход Э. Гидденса и А. Турэна.

25. Постмодернистская теория З. Баумана.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) основная литература:

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. Издательство: М., Директ-Медиа, 2007.

  2. Современные глобальные проблемы: Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2010.

б) дополнительная литература:

1. Волков Ю.Г. Социология /Ю.Г.Волков; под общ. ред.В.И.Добренькова.-3-е изд.М., Ростов н/Д, 2007.

2. Глотов, М.Б. Общая социология : учеб. пособие для студентов вузов / М. Б. Глотов. - М.: Изд. центр "Академия", 2010.

3. Данилов А.Н., Елсуков А.Н. Методологические проблемы периодизации истории социологии. / СОЦИС. 2010. № 10.

4. Добреньков В.И. Глобализация . Россия. Социологический анализ. М., 2006.История теоретической социологии второй половины XX - начала XXI века: учебное пособие для вузов - 3-е изд. М., 2010.

5. Кравченко А.И. Социология: учеб. для вузов /А.И.Кравченко. -11-е изд. - М.: Акад. Проект, 2008.

6. Кузнецов В.Н. Социология безопасности. Учебное пособие. М., 2007.

7. Кузнецов В.Н. Социология компромисса. М., 2007.

8. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века): учеб. Пособие / под ред. Е.И. Кукушкной. М., 2006.

9. Социология: история и современность/ учебное пособие: отв. ред. Волков Ю.Г.- 2-е изд.Ростов н/Д, «Феникс», 2007.

10. Социологический факультет СГУ: Люди, годы, факты. Выпуск 1 / Под ред. д-ра филос. наук, проф. Г.В. Дыльнова. Саратов, 2010.

11. Тощенко Ж.Т. Эволюция теоретической социологии в России (1950-2000-е годы)/ СОЦИС. 2009. № 6.




в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Электронные версии учебников по «Социологии», «Истории социологии», «Социологии социальных изменений», медиа-презентации (socio.sgu.ru)

  2. Адреса электронных библиотек:

http://socis.isras.ru/ - журнал "Социологические исследования"

http://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН

http://lib.socio.msu.ru - Электронная библиотека социологического факультета МГУ.

http://library.sgu.ru/ - Зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

http://www.biblioclub.ru/ - Зональная научная библиотека Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского он-лайн

http://socio.rin.ru/ - Портал по социологии с большим количеством информации.
http://socioline.ru - Электронная библиотека по социологии с оригинальными материалами и коллекцией тематических ссылок.

Библиотека Социологии и Политологии - Бесплатная он-лайн библиотека содержит учебные пособия, монографии, сборники, статьи, диссертации и ответы на билеты по социологии и политологии. Автор рассылки читает спецкурс "Россия в системе международной безопасности" в МГУ им Ломоносова
http://www.i-u.ru Русский Гуманитарный Интернет-Университет

http://www.socinf.narod.ru/ - сайт социологов РГСУ

http://christsocio.info - Христианская Социология

Allan Shade Homepage - Небольшая социологическая библиотечка с оригинальными материалами

// http:// www.wciom.ru - ВЦИОМ: информационные материалы

// http://www.humanities.edu.ru - Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

// http:// www.ecsocman.edu.ru - Федеральный образовательный портал: Экономика. Социология. Менеджмент

http:// www.nsu.ru / sociol

http:// www.sociol.com


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.


Учебные аудитории, оборудованные техническими средствами для проведения презентаций, компьютерный класс, доступ к сети Интернет.



Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по напрвлению подготовки 040100-Социология.


Программа одобрена на заседании кафедры прикладной социологии

протокол № ____________ от ______________ года




Автор: доктор социологических наук,

профессор кафедры прикладной социологии Д.В. Покатов



Зав. кафедрой прикладной социологии,

доктор исторических наук, профессор А.Д. Крахмалева


Декан факультета,

доктор философских наук. профессор Г.В.Дыльнов


























скачать файл | источник
просмотреть