neosee.ru

18.09.19
[1]
переходы:99

скачать файл
Задача: формирование верных представлений о гигиене, у младших школьников. Привитие навыков здорового образа жизни, разв


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА

АДМИНИСТРАЦИИ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»





Утверждена экспертным советом

Шелеховского района

Прот. № 4 от « 14 » января 2013 г





















ШКОЛА МУДРОСТИ


АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

ПО ЭТИКЕ

Авторы разработки

Лебедева Е.В.-

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


Рецензенты


Михайлик Е.В., к.п.н.,

доцент ГОУ ВПО ИГПУ

Бобенко Г.В.,

директор школы №23 г. Иркутска


Шелехов 2013



ПАСПОРТ

на авторскую педагогическую разработку

адаптационную программу факультатива по этике


I раздел (заполняется автором разработки)

а) Лебедева Е.В., учитель начальных классов, г. Шелехов кв. 6

фамилия, имя, отчество автора, должность, учреждение, полный адрес

б) Этика, предметная область - гуманитарные науки_____

предмет, предметная область

в) Предназначена для работы в 1- 4 классах______

для каких классов(групп) предназначена разработка

г) Используется с сентября 2008 года

с какого времени разработка используется

д) _Данная программа является пропедевтической в предпрофильной подготовке учащихся (философско - этический профиль)

авторская оценка разработки


II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)

а) Программа предназначена для учащихся начальных классов, обеспе

оценка разработки

чивает подготовку учащихся к изучению этики в средних и старших классах с опорой на ведущие концептуальные идеи Школы Мудрости, особое внимание уделяется воспитанию учащихся, введению их в мир речевого этикета, освоению нравственных норм поведения.

б) Данная авторская разработка представляет собой адаптационную программу факультатива

Фома(учебная, учебно-воспитательная программа, УМП, концепция, внеклассная работа)

в) Тип программы : развивающая, воспитывающая

тип программы: развивающая, углубляющая, корректирующая, региональная и т.п.


г) Программа предназначена для использования на факультативах в начальных классах

где разработка используется: учебная деятельность ,факультативы, кружковая, внеклассная работа

III раздел (заполняется методической службой городских районных отделов образования)

_______________________________________________________________

краткое заключение

______________________________________________________________________________________________________________________________


VI раздел (заполняется экспертом на основании Положения об авторских разработках)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка ………………………………………………….

4

Краткое описание содержательного компонента программы ………

9

Учебно-тематический план..………………………………………… …

17

Диагностическое сопровождение программы ………………………...

24

Приложения


Приложение №1. Примерные методики для диагностики этического становления младших школьников………………………………………

25

Приложение №2. Разработки некоторых занятий………………………

28

Приложение № 3. Содержание видеоматериалов для занятий………

37



Электронные приложения ( в программе Power Point)

диск

Приложение №1 Презентация программы

Литература ………………………………………………………………

40
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


На мир взгляни разумным оком.

Не так, как прежде ты глядел.

Мир- это море. Плыть желаешь?

Построй корабль из добрых дел.

А. Рудаки


Актуальность

Современная эпоха — это эпоха развития нового типа мышле­ния, нового отношения людей к жизни, это ситуация кардинальной переоценки ценностей, поиска ответов на выдвинутые историей вопросы, время пересмотра прежних основ человеческого сущест­вования.

Гуманистическая парадигма объявляет человека высшей цен­ностью на земле и выдвигает новый подход к решению проблем в отношениях человека к природе, к обществу и к самому себе.

Что может здесь сделать школа, школа, которая строит воспитательную систему «Школа Мудрости»?

Прежде всего подумать об органичном включении в систему учебно-воспитательного процесса предметов воспитательной значимости, направленных на формирование ценностных ориентаций детей, гуманистического основания их жизнедеятельности, нравственных отношений к окружающему миру, людям и к самим себе. Поэтому уроки этики становятся особенно актуальны и значимы.

На протяжении нескольких лет работая с дневником ученика Школы Мудрости, размышляя с ребятами о пословицах и афоризмах, мы увидели насколько наши дети нуждаются в этических уроках-диалогах о самых важных вопросах человеческого бытия и его жизнеобразующих смыслах.

Насколько богат воспитательный потенциал таких уроков, мы увидели, когда ввели их в практику нашей школы. Ведь этика, по словам А. Швейцера, область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности, так как это наука о нравственной жизни человека. В этике, считает он, проявляется живое отношение к живой жизни.

Отношение к жизни и человеку как наивысшей ценности и стало содержанием курса этики в начальной школе, закладывающей основу этической культуры в подрастающем поколении.

Почему возникла необходимость создать адаптационную программу факультатива по этике? В чем ее новизна и принципиальное отличие от других, ныне существующих?

Сегодня не так много программ по этике для школы, среди известных следует назвать программы таких авторов как Р.Г. Апресян «Этика. Общий курс», которая призвана представить в систематическом виде основной круг этических тем и проблем, однако предназначенная для старших школьников, студентов колледжей; спецкурс О.В. Артемьевой «Этика добродетели и этика заботы: историко-философские и теоретические аспекты». Этот спецкурс представляет два направления в моральной философии - этику добродетелей и этику заботы, каждое из которых имеет свою традицию в истории этики и остается влиятельным в современной этике. Однако в ходе спецкурса предполагается реконструировать ключевые теоретические идеи; проследить логику развития этих направлений и т.д., что мало приемлемо для школьников начальных классов. Мы же адаптировали для своих школьников программу Шемшуриной А.И. (Москва -2001) и Т.А.Губкиной (г. Сыктывкар- 1998). Та и другая программы разработаны для уроков этики и предполагают регламентированное изучение тех или иных тем, приобретение учащимися конкретных знаний, норм этики, умений и навыков этического поведения.

Взяв за основу тематизм данных программ, мы углубили содержание, обогатив его идеями Школы Мудрости: в основе воспитание способности учащегося быть добрым, красивым, умным, отношение к жизни и человеку как наивысшей ценности.

Укрупняем методологические подходы: кроме личностно-деятельностного включаем аксиологический и компетентностный, которые предусматривают не столько накопление знаний об этике, а, прежде всего, умение применять этические правила и нормы в повседневной жизни, формирование ценностных ориентаций.

Форма проведения занятий - факультативная, предполагает свободное варьирование тем, возможность остановиться на некоторых, особо заинтересовавших ребят, более подробно.

Технологическая составляющая данного факультатива очень разнообразна: мы активно применяем герменевтическую технологию и технологию витагенного обучения, которые позволяют на основе метафоры обратиться к сути, к глубинному смыслу того или иного сюжета, события жизни, текста. В основе витагенного обучения - опора на жизненный опыт учащихся.

Ведущий метод обучения - этический диалог. Сюжетное развитие ведущегося диалога включает совокупность психолого-педагогических методов, приёмов и способов побуждения учеников к мысли, действию, решению, поступку. Воспитательная канва и целесообразное сочетание обеспечивающих её движение методов способствуют актуализации субъектного основания личности, её нравственного потенциала.

Эмоциональное наполнение канвы диалога предполагает обязательный выход на личностную позицию школьника в нравственном выборе, который составляет кульминационный момент диалога.

Сюжетный рисунок этического диалога выстраивается с учётом возрастной специфики учащихся. Его развитие направлено на опосредованное влияние через эмоциональное насыщение занятия разнообразными методическими формами включения детей в игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, тесты, эксперименты, раскрывающие личностный опыт детей, пробуждающие их чувства и собственные размышления.

Конструирование диалога имеет следующие составляющие:

-завязка, выявляющая проблему;

-процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающего взаимодействия;

-нравственный выбор как внутренний диалог ученика с собой, как самоопределение;

-открытый финал как последующее индивидуальное размышление.

Воспитательная канва этического диалога на уроке направлена не столько на усвоение знаний, сколько на актуализацию творческого потенциала мышления, обоснованного рассуждения по нравственной проблеме. Её развитие и обеспечение опосредованного влияния на учащихся требует включения в процесс общения педагога с детьми диагностических методик, направленных на изучение нравственного мира учеников, а также на осмысление ими собственных нравственных оценок и самооценок.

Цель программы: становление этической культуры младших школьников

Задачи:

  • формирование этического опыта младших школьников

  • формирование системы этических умений

  • формирование устойчивых черт характера обучающегося

  • формирование ценностных ориентаций школьников, где Человек как ценность занимает ведущее место.

  • Содействие осмысленному отношению школьника к самому себе как к Человеку, его самоценности.

Программа факультатива предназначена для учащихся 1-4 класса. Максимальное количество занятий в год - 30 часов, которые проводятся в каждом классе один раз в неделю. В расписание они включаются в наиболее удобное для учащихся время.

По окончании курса этики в каждом классе проводится заключительный урок-праздник, на котором подводятся итоги, проводятся награждения.

Программа строится по принципу "снежного кома", то есть с учетом сложности усвоения правил этики и возрастной готовности к усвоению.

Первый класс является подготовительным к освоению основного материала, в основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший - младший, знакомый - незнакомый и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные нормы. Рекомендуемая система обучения привязывает усвоение этикетных норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для младшего школьника (школа, общественный транспорт, магазин, театр и др.). Ролевые позиции общающихся в этих ситуациях определены достаточно четко: мальчик -мальчик, мальчик - девочка, брат - сестра, бабушка - внук, учитель - ученик, ребенок - взрослый, знакомый - незнакомый . Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознании которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе ролевые игры. Ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно.

Во 2-4 классах программа курса содержит четыре раздела в соответствии с содержанием и этической направленностью материала:

I раздел. Этикет. Этическая сущность этикета.

II раздел. Этика общения. Этические нормы отношений с окружающими.

III раздел. Этика отношений в коллективе, познание себя и других через
общение.

IV раздел. Гигиена и культура поведения. Культура внешнего вида.












КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

ПРОГРАММЫ

1 класс

УРОК 1

Опорные понятия: партнеры общения; общение как речевое воздействие; ролевые позиции постоянные ролевые позиции ( взрослые и дети, отец и мать, знакомый и незнакомый. Мальчик и девочка...); контакт в процессе общения.


Тема: ЗНАКОМСТВО

Правила речевого поведения во время знакомства, этикетные выражения, принятые в этой ситуации; речевое поведение взрослых и детей; знакомство через посредника, знакомство без посредника или непосредственное знакомство; сопутствующие этикетные выражения и знаки (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка); соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о человеке.


УРОК 2

Опорные понятия: этикет - правила поведения и речи, принятые в данном обществе и в данное время. Речевой этикет - система устойчивых выражений, соответствующих различным ситуациям общения ( приветствие, прощание, извинение, поздравление, пожелание, благодарность, утешение, сочувствие, одобрение, просьба, совет ). Этикетная формула: слово (спасибо), сочетание слов (большое спасибо), предложение (Благодарю вас за вкусное угощение.), регулярно употребляющиеся в той или иной ситуации общения. Национальный этикет - правила поведения и речи, принятые у данного народа. Русский этикет.


Тема: ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ

Образцовое поведение за столом. Этикетные выражения приглашения, благодарности, извинения. Непринужденная беседа за столом, правила угощения. Понятие о хороших манерах. Сопутствующие сигналы: поза, нерезкие движения, приветливая улыбка.


УРОК З


Тема: У ТЕБЯ В ГОСТЯХ ПОДРУГА

Разговор с гостем. Начало разговора: формулы приветствия, приглашения, одобрения. Беседа с гостем, совместные занятия (игры, чтение книг, декламация стихов), формулы похвалы. Сопутствующие сигналы: дружелюбный тон. Улыбка, общая приветливость, внимание к гостю.




УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Первый класс


Раздел I . Этикет. Этическая сущность этикета


Задачи: Познакомить детей с понятием «этикет», включить его в работу по усвоению простых правил этикета.


Тема занятия

Форма проведения (или задания)

1

Этика общения

Беседа с элементами игры

2

Доброе слово, что ясный день

Игра с использованием игрушек, предметов

3

Ежели вы вежливы …

Речевая игра. Беседа.

4

Маркиз этикет и его простые правила

Беседа с элементами игры.

5

Веселые правила хорошего тона

Ролевая игра ( с участием родителей)

6

Путешествие в волшебную сказку, или как правильно просыпаться и что говорить перед сном

Игра с привлечением психолога, библиотекаря

7

Продолжаем сказку об этикете

Ролевая игра с привлечением учителя музыки



Раздел II. Этика отношений к окружающему миру.


Задачи: Включить детей в осмысление простых этических понятий, потренировать в применении полученных знаний в типичных ситуациях повседневной жизни.


Тема занятия

Форма проведения

1

Об уступчивости

Экскурсия в библиотеку

2

Как вести себя в общественном транспорте

Ролевая игра: мы в автобусе

3

Если ты на улице

Экскурсия «По дорогам города»

4

Когда пойдем в театр (поведение у театральной кассы, в театре, кино, цирке)

Ролевая игра

5

В поликлинике, у школьного доктора


Чтение стихов Барто, разбор ситуации

6

В детской библиотеке.


Экскурсия в библиотеку

7

Поведение в кафе.


Беседа с элементами игры

8

В парикмахерской.


Ролевая игра с участием родителей


Раздел III. Этика отношений в коллективе


Задачи: Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в кол­лективе, включить детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу.


Тема занятия

Форма проведения

1

Веселые правила хорошего тона, или когда мы станем друзьями

Беседа с чтением рассказа Чуковского

2

Разрешите познакомиться

Тренировочные упражнения

3

Маленькое дело лучше большого безделья

Ролевая игра

4

Если радость на всех одна

Беседа « как подготовиться к празднику»

5

Когда в классе праздник

Проведение праздничного вечера с родителями

6

Самолюб никому не люб

Беседа о чертах характера человека

7

Поиграем и подумаем

Игра с элементами рефлексии

8

Перемена, перемена… или что с нами за стенами класса

Беседа по результатам наблюдения после перемены


Раздел IV. Гигиена человека


Задача: Приучить детей к уходу за телом, выполнению правил личной гигиены, заботе о своем здоровье.


Тема занятия

Форма проведения

1

Что такое гигиена

Беседа с просмотром мультфильма

2

Да здравствует мыло душистое

Беседа с просмотром мультфильма

3

Ох, этот Носовой платок, и ах, когда его нет

Беседа с элементами игры

4

Как расческа в гости к зеркалу приходила

Беседа с элементами игры

5

Кому нужен режим дня

Просмотр мультфильма , его обсуждение

6

В сказочной стране будильника Тик- так

Беседа, сочинение сказки

7

Если хочешь быть здоров…

Беседа




Второй класс

Раздел I . Этикет. Этическая сущность этикета


Задачи: Продолжить знакомство с понятиями «этикет», выработать практические навыки поведения за столом, за рабочим столом, на перемене, дать понятие воспитанность, такт.


Тема занятия

Форма проведения (или задания)

1

Слова, слова или давайте по приветствуем друг друга

Беседа с элементами игры

2

Что такое этика общения?

Игра с использованием игрушек, предметов

3

Правила хорошего тона при встрече с друзьями

Речевая игра. Беседа.

4

А если перед вами дама?

Беседа с элементами игры.

5

Если песни петь, с ними веселей

Ролевая игра с привлечением учителя музыки

6

Чего в других не любишь, того и себе не позволяй

Игра с привлечением психолога, библиотекаря

7

Добро творить - себя веселить

Ролевая игра ( с участием родителей)

8

В мире мудрых мыслей

Беседа



Раздел II. Этика отношений к окружающему миру.


Задачи: Включение детей в осмысление простых этических понятий. Формирование привычки культурного поведения в отношениях с окружающими.


Тема занятия

Форма проведения

1

Этика отношений с окружающими

Ролевая игра

2

Вот школа, дом, где мы живём.


Ролевая игра. Чтение и обсуждение стихов А. Барто

3

Вот магазин, куда идём.


Беседа . Чтение стихов Маршака

4

Дорога, транспорт, пеший путь.


Экскурсия по улицам города

5

Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.


Просмотр фрагментов видеофильма

6

В гостях у Вежи.

Беседа с элементами игры

7

Подари другому радость

Беседа по прочитанному тексту с элементами рефлексии


Раздел III. Этика отношений в коллективе


Задачи: Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в кол­лективе, включить детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу.


Тема занятия

Форма проведения

1

Подарок коллективу

Беседа с чтением рассказа Чуковского

2

По правилам этикета

Тренировочные упражнения

3

Не стесняйся доброты своей

Ролевая игра

4

Мой дом - моя семья

Беседа « как подготовиться к празднику»

5

В труде человек хорошеет

Проведение праздничного вечера с родителями

6

Поздравляем ! (Как поздравить мальчика, девочку, маму, папу, других людей)

Беседа о чертах характера человека

7

Со взрослыми и сверстниками

Игра с элементами рефлексии

8

Советуем друг другу

Беседа по результатам наблюдения после перемены

9

Общее и особенное для мальчиков и девочек




Раздел IV. Гигиена человека


Задача: Приучить детей к уходу за телом, выполнению правил личной гигиены, заботе о своем здоровье.


Тема занятия

Форма проведения

1

Еще одно слово о гигиене

Беседа с просмотром мультфильма

2

Гигиена тела - залог здоровья

Беседа

3

Чистые руки, красивые ногти отличают человека воспитанного

Беседа с элементами игры

4

Содержи в порядке книжки и тетрадки

Беседа с элементами игры

5

Что теряет грязнуля?

Просмотр мультфильма , его обсуждение

6

Ухоженные волосы - здоровый вид.

Беседа

7

Маркиз этикет провожает нас в лето

Беседа




Третий класс

Раздел I . Этика общения


Задачи: Познакомить с основными правилами общения в различных ситуациях с разными людьми.

Тема занятия

Форма проведения (или задания)

1

Какие правила мы соблюдаем при общении

Этический диалог

2

Здравствуйте все.

Деловая игра

3

Когда мы пишем письма,

Беседа, практическая работа

4

Особый язык СМС

Беседа с элементами рефлексии

5

Как мы встречаем гостей, и выбираем время для визита

Ролевая игра

6

Дружим с добрыми словами

Беседа по просмотренному мультфильму

7

Чистый ручеек нашей речи

Практическая работа

8

Душа - это наше творение.

Беседа, этический диалог



Раздел II. Этика отношений к окружающему миру.


Задачи: Формирование бережного отношения к тому, что нас окружает, уважение к Другому как к личности. Дать понятие об этикете.


Тема занятия

Форма проведения

1

Еще раз об этикете.

Беседа.

2

Премудрость дедушки Этикета

Ролевая игра с привлечением родителей

3

Отворите волшебные двери добра

Этический диалог по прочитанному тексту

4

Как решить семейные проблемы и откуда они берутся?

Беседа, ролевая игра

5

Школьные правила этикета

Практическая работа

6

Тепло родного дома

Встреча с добрыми людьми (родительский вечер)

7

За новогодним столом

Практическая работа


Раздел III. Этика отношений в коллективе


Задачи: Формирование самоуважения и уважения к другим людям.


Тема занятия

Форма проведения

1

Каждый интересен

Беседа, творческое задание

2

Подарок коллективу

Практическая работа

3

Вглядись в себя - сравни с другими

Беседа, этический диалог

4

О настоящем и поддельном

Беседа с элементами диспута

5

Секретные советы мальчикам

Занятие для мальчиков

6

Секретные советы девочкам

Занятие для девочек

7

Умеем ли спорить

Беседа, деловая игра

8

Скажи себе сам (или как не надо делать замечания)

Этический диалог с привлечением психолога

9

Коллектив начинается с меня

Деловая игра



Раздел IV. Гигиена и культура поведения.

Задача: формирование верных представлений о гигиене, у младших школьников. Привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека.


Тема занятия

Форма проведения

1

Что такое личная гигиена

Беседа

2

Чистота - залог здоровья

Беседа о школьным фельдшером

3

Кто живет на грязных руках

Беседа с просмотром документального фильма

4

Зубная щетка - друг или враг?

Практическое занятие с привлечением стоматолога

5

Как правильно закалять себя

Беседа.

6

О культуре обращения с вещами и предметами

Этический диалог

7

Физическая активность - это здоровье

Беседа с участием учителя физкультуры

8

Гигиена питания

Беседа с участием школьного повара



Четвертый класс

Раздел I . Этика общения


Задачи: Формирование навыков доброжелательного и культурного общения


Тема занятия

Форма проведения

1

Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет

Урок - праздник

2

Внешняя и внутренняя воспитанность человека.

Беседа по прочитанному тексту

3

Добротой себя измерь

Беседа по стихам А. Барто

4

Словом можно спасти?

Этический диалог

5

Вежливость как основа воспитанности

Практическое занятие

6

Как по голосу узнают вежливого человека (разговор по телефону)

Инсценировка и обсуждение

7

Взгляд и мимика нас выдают

Беседа, ролевая игра

8

Когда смех становится не смешным

Беседа.

Раздел II. Этика отношений к окружающему миру.


Задачи: Формирование бережного отношения к тому, что нас окружает, уважение к Другому как к личности. Дать понятие об этикете.

Тема занятия

Форма проведения

1

Дружба как духовная ценность.

Беседа с элементами игры

2

Об умении думать о других

Беседа по прочитанным текстам

3

Что такое дружба и товарищество.

Этический диалог по просмотренному фильму

4

Как и что дарить.

Практическая работа

5

Нише отношение к животным

Беседа с использованием стихов Э. Асадова о животных

6

Правила хорошего тона.

Практическая работа

7

Мир, в котором я живу

Беседа


Раздел III. Этика отношений в коллективе

Задачи: Формирование самоуважения и уважения к другим людям.


Тема занятия

Форма проведения

1

Наш коллектив - наши правила поведения

Деловая игра «Мы - коллектив»

2

Как ссориться по законам этикет

Беседа, деловая игра

3

Точность - вежливость королей

Беседа с использованием кинофильма

4

Почему рыцари снимают перчатку и шлем?

Беседа - путешествие

5

Смеяться, право, не грешно, тому, что кажется смешно

Практическая работа с элементами рефлексии

6

Как проявлять милосердие?

Беседа по прочитанным текстам

7

Когда благородство спасает?

Беседа с элементами диспута.

8

Если твой друг заболел? Как проявить сочувствие?

Этический диалог



Раздел IV. Гигиена и культура поведения.

Задачи: Формировать отношение к здоровью человека как к ценности, ориенти­ровать учащихся на постоянное соблюдение гигиены и культуры внешнего вида и поведения.


Тема занятия

Форма проведения

1

Роль физических упражнений в формировании тела

Беседа

2

Какие бывают гигиенические средства и как их правильно выбрать

Просмотр документального фильма, беседа

3

Гигиена труда и отдыха

Беседа

5

Что такое мода или о гигиене одежды

Беседа, ролевая игра

6

Легко ли соблюдать правила гигиены?

Беседа с элементами диспута

7

Воспитанным легче или труднее

Беседа с элементами диспута

8

Праздник вместе с маркизом Этикетом

Урок - праздник















ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭТИКЕ


Критерии

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

Знание норм этики

Знает ключевые понятия этики, изучаемые в процессе курса.

Имеет представление о ключевых понятиях.

Некоторые понятия не понимает, не усвоил ведущих понятий, изучаемых процессе курса

Нравственная самооценка

Высокая, средняя, низкая.

Изучается по методике Петровой А.А.

Нравственная мотивация

Проявляет заботу о других, желание быть добрым, воспитанным и без присутствия взрослых, учителя.

Проявляет заботу о других, желание быть добрым, воспитанным в присутствии взрослых, учителя.

Не проявляет заботу о других, не выказывает желания быть добрым, воспитанным.

Этическое поведение

Проявляет воспитанность всегда и везде

Проявляет воспитанность но в присутствии учителя

Не проявляет воспитанности

Отношение к жизненным ценностям

Жизненные ценности гуманистические, отношение к людям, человеку уважительное, бережное, признание другого как личности.

Жизненные ценности в основном гуманистические, человек, другие люди не всегда - высшая ценность

Жизненные ценности материальные, личное, эгоистическое преобладает

Культура речи

Речь сформирована, употребляется по назначению, включены образные слова, с положительной окраской, широкое употребление «вежливых» слов.

Речь сформирована, но бывает экспрессивна, возможны слова - паразиты.

Речь не развита, допускаются грубые слова.

















Приложение № 1


Примерные методики для диагностики этического становления

младших школьников


  1. Диагностика нравственной самооценки.

Методика №1: Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы, в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-и - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
А) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:
Ключ положительных ответов:
1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 бала - высокий уровень
2, 3 бала - средний уровень
0, 1 бал - низкий уровень




























Приложение № 2


Разработки некоторых занятий


Тема: ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА

Цель урока - познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшему незнакомому, старшему близкому. А также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

1. Орг. момент

Пожалуй, это самая трудная ситуация - попросить, но не потребовать, не отобрать! Доброе слово всегда действует безотказно.

2. Повторение с детьми выражения просьбы

Проследить, чтобы тон был ровный, вежливый ( не льстивый, но и не грубый, не приказной).

Важно убедить ребенка в том, что вежливая просьба поможет ему получить желаемое. Просьба должна быть адресована конкретному человеку: ровеснику - сестре или брату, подруге или другу; взрослому близкому человеку - отцу или матери, бабушке или дедушке; взрослому знакомому - учителю, медсестре, соседке; взрослому незнакомому - продавцу или прохожему и т.д. В каждом конкретном случае следует смотреть человеку в лицо. Слова просьбы желательно произносить негромко.

Иногда дети говорят «Отвали!», «Ну дай мне» - эти выражения портят речь, ожесточают детей. Важно, чтобы дети это поняли, оценили и выбрали формы вежливой просьбы добровольно.

3. Текст для чтения

Разрешите, пожалуйста ... Сегодня папа вернулся из горнолыжного похода. Саша вошел в комнату и увидел: сидит папа, а рядом с ним - Даша. Папа подает слайд, Даша аккуратно вставляет его в проектор, и на экране появляются высокие вершины гор, покрытые пушистым снегом.

Саша подбегает к Даше, отталкивает ее от проектора и выхватывает слайд.

- Ну, дай мне! Мои слайды!

Папа очень рассердился. Он строго сказал:

- Сначала научись вежливо просить, а потом приходи!
Саша пошел к дедушке.

  • Дедушка, научи меня просить. Я так обрадовался папе, мне было так весело, так интересно! А Дашенька разревелась. Вот папа меня и прогнал. Велел научиться вежливо просить.

  • Нет ничего проще, — ответил дедушка. — Ты должен выучить несколько слов. Повторяй за мной: пожалуйста; будь добра; разреши мне; позволь мне; очень прошу; если можно, дай мне, пожалуйста, посмотреть слайды.

Саша:

- Вот еще нежности! Никогда!
Пусть раньше вырастет борода,

Чем буду я кланяться этой девчонке! Уж лучше я постою в сторонке ...

4. Беседа.

  • Как вы думаете, разрешили ли Саше посмотреть слайды?

  • Что значит «Вежливо просить»? Попробуйте повторить за дедушкой несколько вежливых слов.

5. Текст для чтения

В воскресенье бабушка пошла с внуками в парк. Она села на скамейку, а Даша и Саша играли с ребятами.

- Посмотрите, какой огромный жук! — закричал Юра. — Я никогда
таких не видел. Ну просто как бульдозер!

Ребята сбились в кучку. Каждый хотел увидеть чудо-жука.

  • Разрешите и мне посмотреть, - сказала Дашенька.

  • Эй, Юрка, твой отец стекольщик? закричал Саша. Отвали! Дай другим посмотреть!

6. Беседа.

  • Как вы думаете, увидала ли жука Даша?

  • Удалось ли Саше увидеть жука?

  • Какую ошибку он допустил?

Если бы вы были на месте Саши и захотели увидеть жука, что бы вы сказали Юре?

7. Текст для чтения

Мама купила большие красные яблоки. Даша подошла к маме и спросила:

  • Мамочка, пожалуйста, дай мне яблоко.

  • Съешь после обеда. — ответила мама.

  • Я очень прошу. Даю слово, что съем весь-весь обед. Так хочется попробовать красивое яблочко. Пожалуйста, разреши мне съесть его до обеда.

Вбежал Саша. Он увидел яблоко и без спросу схватил самое большое.

8. Беседа,

  • Как вы думаете, получила ли Даша яблоко до обеда и почему?

  • Как, по-вашему, отнеслась мама к Сашиному поступку7

  • Как бы вы поступили на месте Даши и Саши?

  • Когда вам хочется что-то попросить у мамы, как вы это делаете?

9. Итог

- Повторим еще раз вежливые слова, с помощью которых мы просим
о чем-то.

- Нужно ли говорить эти слова только взрослым или детям тоже?
(вежливым нужно быть не только со взрослыми, но и с ровесниками.)







Тема: В ТЕАТРЕ

Цель урока - объяснить детям элементарные правила поведения в театре (кино, цирке и других подобных местах )

1. Орг. момент

Сегодня мы познакомимся с нормами поведения до начала спектакля. Во время спектакля, в антракте. Самое главное - вести себя скромно. Не привлекая к себе излишнего внимания окружающих, никому не причинять Беспокойства.

2. Текст для чтения

Двери широко распахнуты. В дверях стоит билетер: - Ваши билеты. Проходите, пожалуйста. Раздевайтесь по быстрее.

Даша и Федя не сразу сообразили, где нужно раздеваться. Они пошли за другими детьми и оказались в гардеробе. Они подали пальто гардеробщице и собирались уже отойти от барьера.

- А номерок? — сказала им женщина и протянула металлический
кружок.

Даша и Саша вошли в зрительный зал.

  • Где наши места? — спросила Даша.

  • Давай сядем вместе с Вовой. Втроем веселее. Вова-а! Вот и мы, привет! закричал Саша.

3. Беседа.

  • Объясните Саше и Даше, зачем в гардеробе дают номерок?

  • Можно ли его терять?

  • Как вы думаете, что сказали Саша и Даша гардеробщице, когда она подала им номерок?

  • А теперь объясните, зачем зрителю выдают билет.

  • Что на нем написано?

  • Как зрители находят свои места?

  • Можно ли садиться, где тебе нравится?

  • Можно ли кричать или громко разговаривать в зрительном зале до начала спектакля (фильма)?

4. Текст для чтения

Свет погас. Сейчас начнется спектакль. Дети затихли. Вдруг раздался чей-то голос:

- Бабушка, я пить хочу. Дай мне водички ...
Вокруг засмеялись.

5. Беседа.

  • Как вы думаете, почему дети засмеялись?

  • Можно ли разговаривать, когда начинается спектакль?

( Во время спектакля нельзя разговаривать - это мешает другим слушать. Обо всем можно поговорить в антракте и после спектакля)

6. Текст для чтения

Антракт. Даша и Саша вышли в фойе. Там уже было много детей. Они наперебой рассказывали друг другу о своих впечатлениях. И тут Саша увидел большую широкую лестницу. Не успела Даша оглянуться, как Саша был наверху. Он сел на перила и лихо съехал вниз. Даше стало неловко. Она посмотрела на брата и тихо сказала:

- Нельзя так, Саша ... Ты же в театре!

7. Беседа.

- Почему Даше стало стыдно?

  • Как нужно вести себя во время антракта?

  • Как вы понимаете значение слова антракт?

  • Расскажите, были ли вы в театре?

- Как дети вели себя во время антракта?

8. Игровая ситуация.

Дети любят играть в театр или цирк. Пусть они разделятся на две группы; одни- «актеры», другие - «зрители». Есть «кассир», продающий билеты, и «билетер», их проверяющий. «Актеры» сыграют спектакль. Покажут концерт или разыграют цирковое представление. А «зрители» должны правильно себя вести. Можно смеяться, но не очень громко. И обязательно нужно аплодировать.



Тема: В стране вежливых слов

(игровой практикум)


Цели и задачи занятия:

  • закрепление знаний школьников о правилах приветст­вия, приемах приветствия с ровесниками, старшими и младшими;

  • воспитание этических норм поведения и общей куль­туры личности младшего школьника.

Описание занятия.

Учитель: Ребята, дедушка Этикет приглашает нас сегодня отправиться с ним в загадочную Страну вежливых слов. Но попасть туда не просто, надо получить пропуск. Итак, каждый из вас должен подумать и по очереди назвать по одному вежливому слову. Тот, кто назовет вежливое слово, тот и получает «пропуск» в Страну вежливых слов.


Ребята по очереди называют вежливые слова, напри­мер, «спасибо», «пожалуйста» и т. д.

Учитель:

Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам.

Доброе утро! Улыбчивым птицам.

И каждый становится Добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро Длится до вечера.

(Н. Красильников «Доброе утро»)

А теперь будьте повнимательнее, я буду читать четве­ростишье, а вы хором его заканчивать. Приготовились, начали!


Зазеленеет старый пень, когда услышит: «Добрый... (день.)

Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь... («Здравствуйте!»)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого... {«Спа­сибо!»)

Когда бранят за шалости, говорим: «Прости... {пожа­луйста»)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы... {«Спа­сибо!»)

И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь... («До свидания!»)

Всем вам с большой любовью желаю крепкого... {здо­ровья.)


Учитель зачитывает стихотворение А. Кондратьева о вежливых словах:

Добрый день

Добрый день! — тебе сказали.

Добрый день! — ответил ты. Как две ниточки связали — Теплоты и доброты.

Здравствуйте

Здравствуйте! — ты скажешь человеку.

Здравствуй! — улыбнется Он в ответ

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.


Спасибо.

За что говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.


Добрые слова

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и не новы.

Но я еще раз повторю все равно:

Добрые люди, будьте здоровы!


Пожалуйста

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.


Простите

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал — забывать.

Но если я все же забуду —

Простите, я больше не буду.


Игровой экспромт «Не мудрен привет, а сердца покоряет»


Игровой экспромт на знание пословиц и поговорок о приветствиях, встречах и гостеприимстве. Учитель назы­вает начало пословицы, ребята — ее продолжение.

  • По одежке встречают... (по уму провожают.)

  • За пустой стол... (гостей не сажают).

  • Дорогому гостю... (и хозяин рад).

  • Каков привет... (таков ответ).

  • Красному гостю... (красное место).

  • Не будь в людях приметлив... (а будь у себя привет­лив).

  • Умел в гости звать... (умей гостей встречать).

  • Приветливое слово... (гнев побеждает).

  • Гостю почет... (хозяину честь).

  • Доброе слово... (и кошке приятно).

  • Не дорог обед... (дорог привет).

Если пословицу никто не отгадывает, то учитель помогает ребятам и просит ее запомнить. Экспромт пов­торяется дважды-трижды, чтобы дети запомнили все пословицы.


Учитель:

Проснитесь-ка, будьте добры!

Вскочите, как ранние птички!

Давайте пригладим вихры

И в ленты нарядим косички.

С цветами толпа детворы

По утренней мчится прохладе.

Пожалуйста, будьте бодры,

В портфель собирая тетради!

В начале осенней поры,

Пожалуйста, будьте добры

Не спать на ходу, как тетери,

А школьные вычистить перья!

Ведь мы набарахтались в речке,

Нажарились в солнечной печке, —

Пожалуйста, будьте бодры

В начале осенней поры!

В начале осенней поры

. Беру я цветные шары

И в школу влетаю,

Пишу и читаю, —

Потише-ка, будьте добры!

Точить на уроках балясы,

Проказничать,

Строить гримасы,

Валять дурака,

Отвечать с потолка —

Не вздумайте, будьте добры!

Заправьте чернилами ручки,

Пожалуйста, будьте добры!

Внимание! Входит учитель — Мечтатель,

А также мыслитель. Всем —

Ушки держать на макушке! Пожалуйста, будьте бодры!

(Юнна Мориц «Первое сентября»).








Игровой практикум «Звериные приветствия»

Учитель: Очень правильно, очень мудро,

Да не будет помехой лень,

Утром говорить всем «Доброе... ( «утро»),

Ну а днем говорить «Добрый... (день»).

И ломать тут голову нечего,

Надо просто быть добрым очень. .

Вечером мы скажем «Добрый... (вечер»),

Пожелаем на ночь «Доброй... (ночи»).

Ребята, как вы думаете, животные здороваются друг с другом?..

Я думаю, что да.


Учитель: Как здороваются, например, хрюшки?

Ребята: Хрю-хрю!

Учитель: Как приветствуют друг друга собаки? (Гав-гав!). А петухи? (Ку-ка-ре-ку!) Кукушки? (Ку-ку!) А лягушки? (Кваква!) Вороны? (Кар-кар!) Ну, а волки? (У-у-у!)


Игра-шутка «На веселой на полянке»

Учитель: Мы с вами вспомнили, как приветствуют друг дру­га некоторые животные и птицы, давайте же вспомним, как они себя ведут и поиграем в шуточную игру.

Загадаю вам, ребятки,

Очень милые загадки.

Лесной барабанщик,

Длинноухий трусишка,

Обожает морковку.

Кто это?.. (Зайчишка.) \


Правильно, зайчишка. Давайте попробуем побараба­нить по своим коленкам, как зайчики... Тра-та-та! Тра­ста! Молодцы, ребята!

Еще загадка.

Всю зиму он в берлоге спал

Да сладко лапу сосал,

Весной затопал спросонок. Ребята, кто это?.. (Медвежонок.)


Верно, медвежонок. Потопаем, как молодые Топтыги­ны... Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Здорово у нас получается. Следующая загадка.


На дворе в кадушке Заквакали подружки, Потом прыг из ушата... Кто же это?.. (Лягушата.)

Действительно, лягушата. А ну-ка поприседаем и поквакаем, как лягушки. Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! И пос­ледняя загадка."

Тучки в небе побежали, Я раскрою зонтик, Дружно капли заплясали.. Это значит... (Дождик.)

Это дождик. Как же мы его покажем?.. А вот так. Будем хлопать в ладоши и говорить: «Кап-кап-кап!»


Игровой практикум «Трям! Здравствуйте!»

Учитель: А теперь поиграем еще в одну игру.

Здравствуйте, ребята! Мальчишки и девчата! Дорогие малыши, Поиграем от души,

Поприветствуем друг друга: «Здравствуй, друг», «Привет, подруга!»

Возможные робкие приветствия ребят.

Что же так недружно?

Не жарко и не холодно,

Не мокро и не сухо,

Не горько и не сладко,

Не валко и не шатко?

Давайте поздороваемся

Немного необычно:

Вначале хором — мальчики,

Девчонки, вы молчите!

Затем — девчонки хором

Ответят на приветствие.

Но чтобы было весело,

Смотрите, не проспите!


Итак, когда я скажу: «Здравствуйте, ребята!» — все мальчишки первого ряда крикнут: «Салют!» и помашут мне рукой. Давайте попробуем: «Здравствуйте!» (Приветствуют мальчики первого от окон ряда.)


Учитель: Девочки первого ряда, вам я предлагаю на мое приветствие «Здравствуйте, девчата!» ответить по-фран­цузски, вот так: «Бонжур!» и послать мне воздушный поцелуй. Итак, репетируем: «Здравствуйте, девчата!» (Приветствуют девочки первого от окон ряда.)


Учитель: Уважаемые мальчики среднего ряда, вас прошу поздороваться по-восточному. На мои слова: «Привет­ствую вас!», вам необходимо сложить ладони рук перед грудью, сделать маленький поклон и сказать: «Салам алейкум!»

Итак: «Приветствую вас!» (Приветствуют мальчики среднего ряда.)


Учитель: А все ребята третьего ряда на мое.приветствие: «Хелло, ребята!» дружно ответят: «Трям!» и хлопнут дважды над головой. Попробуем? «Хелло, ребята!» (Уче­ники третьего ряда отвечают на приветствие.) Запомнили свои ответы на мои приветствия? Будьте внимательны, игра начинается:

Хелло, ребята!

Здравствуйте, ребята!

Приветствую вас!

Здравствуйте, девчата!

Учитель повторяет приветствия несколько раз в различном порядке.

Подведение итогов. Учитель делает вывод о необхо­димости приветствия в любых ситуациях, но при этом помнить о нормах приветствия в самых различных ситуа­циях. Завершается встреча стихами, которые зачитывает учитель:

Поздоровались прекрасно, Развлекались тоже классно.

По Стране гуляли вместе, Усидел ли кто на месте?

Ты в Страну прекрасных слов

Попадать всегда готов!

Только надо нам прощаться И обратно возвращаться.

Все, вернулись, наконец,

Тут занятию конец!

Мы и завтра побываем В этой сказочной Стране,

Может быть еще узнаем

Как быть вежливым везде.

Будем впредь шутить, играть И, конечно, танцевать.

Только вежливые слова

Применяй везде, всегда.



























Приложение № 3.

Содержание видеоматериалов для занятий


Мультфильмы


  1. Гуси -лебеди

  2. Остров Сокровищ

  3. Падал прошлогодний снег

  4. Полкан и Шавка

  5. Приключения Васи Куролесова

  6. Приключения пингвиненка Лоло

  7. Приключения пингвиненка Лоло 2

  8. Приключения пингвиненка Лоло 3

  9. Пропавшая грамота

  10. Простоквашино

  11. Саушкин, который не верил в чудеса

  12. Серая шейка

  13. Тихая поляна

  14. У страха глаза велики

  15. Цветик-семицветик

  16. Часовые полей

  17. Чудесный колокольчик

  18. Буратино

  19. В яранге горит огонь

  20. Гадкий утенок

  21. Оранжевое горлышко

  22. Ореховый прутик

  23. Сестрица Аленушка и братец Иванушка

  24. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

  25. Сказка о рыбаке и рыбке

  26. Скоро будет дождь

  27. Снежная королева

  28. Храбрый олененок

  29. Царевна-лягушка

  30. Чудо-мельница

  31. Шакаленок и верблюд

  32. 12 месяцев

  33. Аленький цветочек

  34. Грибок-теремок

  35. Заколдованный мальчик

  36. Золотая антилопа

  37. Стрела улетает в сказку

  38. Баранкин, будь человеком!

  39. Незнайка учится

  40. Что такое хорошо и что такое плохо

  41. Вовка в Тридевятом царстве

  42. Русалочка

  43. Самый большой друг

  44. Стрекоза и муравей

  45. Умка

  46. Умка ищет друга

  47. А Вы друзья как не садитесь

  48. Айболит и Бармалей

  49. Детство Ратибора

  50. Птичка Тари

  51. Самый главный воробей

  52. Сеча при Кеженце

  53. Федорино горе

  54. Чудо-Мороз

  55. 38 попугаев 01-38 попугаев

  56. 38 попугаев 02-Бабушка удава

  57. 38 попугаев 03-Как лечить удава

  58. 38 попугаев 04-Куда идет слоненок

  59. 38 попугаев 05-Привет мартышке

  60. 38 попугаев 06-А вдруг получиться

  61. 38 попугаев 07-Завтра будет завтра

  62. 38 попугаев 08-Зарядка для хвоста

  63. 38 попугаев 09-Великое закрытие

  64. 38 попугаев 10-Ненаглядное пособие

  65. Фунтик все части


Художественные фильмы


  1. Все выпуски детского журнала «Ералаш»

  2. Акваланги на дне

  3. В. Давыдов и Голиаф

  4. Ох, уж эта Настя

  5. Республика ШКИД

  6. Рыжий, честный, влюбленный

  7. Учитель пения

  8. Шла собака по роялю

  9. Звонят, откройте дверь

  10. Дубравка

  11. Бабушкин внук

  12. Два дня чудес

  13. Каменный цветок

  14. Мраморный дом

  15. не болит голова у дятла

  16. Мужской разговор

  17. Все сказки А. Роу

Литература


Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург "ЛИТУР", 2002. - 192с.

Богданова О. С, Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственно­го воспитания и развития младших школьников/Под ред. проф. И. А. Каирова. М., 2001.

Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для подростков. - Иркутск:ВСКИ,1988.-160 с.

Васильева 3. И. Нравственное воспитание учащихся в учебной дея­тельности (5—8 классы). Л., 2004.

Власкин А. Г. Нравственное воспитание подростков (этико-психологические проблемы). М., 1978.

Гордин JI. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., 2001.

Дулов А. И. Основы нравственного воспитания в процессе обуче­ния: (Учебное пособие). Красноярск, 1975.

Ефимов В. Т., Косолапов С. М. Формирование активной жизненной позиции — цель нравственного воспитания. М., 2001.

Зверев В., Мамич М., Янковский С. Афоризмы для всех.- Ростов н/д: Фенкс,2006

Малая энциклопедия этикета. . М., 2000

Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. - СПб.: Изд-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003. - 40с: Ил.

Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М., 1999.

Нравственность в современном мире. - Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт», 2003-128с.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 160с. (В помощь психологу.)

Печерина Г.М. Методические разработки уроков этики в начальной школе. Краснодар, 1992

Рувинский Л. И. Нравственное воспитание подростков. М., 2001.

Стефановская Т.А. Классный руководитель.- Тркутск,2003.-237с.

Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. Проф. и.А. Зимней. Изд.2-е.- М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.-480с.

Светлова Н.В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы. Дис…к.п.н.-М., 2003 -231с.

Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов, презентаций. - Мн., ПКИП "Асар", 1994. - 96с.

Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. - М.: Книголюб,

2004. - 64с. (Развивающие сказки для детей.)

Шкатова Л.А. Задачник по этикету: Учеб. пособие для учащихся 5-7 кл. сред. Шк. - Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1996. - 80 с- (Практикум).

Этикет. - М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. - 272с, с илл. - (Энциклопедии).

Сухарев В.А. Этика и психология делового человека.- М.: Агенство "ФАИР",1997.-400с


Шемшурина А.М.. "Этическая грамматика для учащихся 1—2-х классов" (методи­ческое пособие). Л., 1991.



скачать файл | источник
просмотреть