neosee.ru

27.02.20
[1]
переходы:105

скачать файл
Фонд НАН - это общественная некоммерческая организация, основанная в 1987 году











Отчет о деятельности



Общероссийского общественного благотворительного фонда

"Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании"

(РБФ НАН)

в 2006 г.





Фонд НАН - это общественная некоммерческая организация, основанная в 1987 году.

Фонд НАН имеет 72 зарегистрированный региональных отделений и филиалов в России.

НАН является ассоциированным членом Департамента общественных связей Организации Объединенных Наций.

В 1998 году Фонду НАН была присвоена Европейско-Американская награда Демократии и Гражданского общества.


В течение многих лет Фонд НАН разрабатывает социальные технологии, направленные на профилактику зависимого поведения, на помощь людям, уже имеющим алкогольную, наркотическую, игровую и иные зависимости; создает комплексные программы помощи детям в кризисных ситуациях; занимается воссозданием ювенальной юстиции в Российской Федерации; пропагандирует принципы здорового образа жизни; внедряет программы и технологии, развивающие институты гражданского общества; формирует социальную политику на основе общественной инициативы.


В настоящем отчете представлена деятельность, осуществляемая центральным офисом Фонда НАН в Москве. Региональные отделения Фонда являются самостоятельными юридическими лицами и имеют автономную отчетность.



В 2006 году деятельность Фонда НАН осуществлялась по следующим направлениям:

  • Внедрение духовно-ориентированных методов лечения зависимости в наркологическую практику.

  • Создание комплексной системы помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, воссоздание ювенальной юстиции в РФ.

  • Становление общественного движения в России и выработка эффективной социальной политики.



Внедрение духовно-ориентированных методов лечения зависимости в наркологическую практику

В рамках данного направления деятельности ведется работа информационно-консультативного центра (ИКЦ) по проблемам зависимостей, который расположен по адресу: Москва, ул. Шверника дом 10-а. Центр оказывает помощь людям, имеющим различные виды зависимостей - это и алкоголики, и наркоманы, и зависимые от азартных игр, а также родственники и члены их семей - созависимые. В структуре центра работают информационно-консультативный телефон по проблемам алкоголизма и наркомании (495)126-0451) и «горячая линия» по проблемам зависимости от азартных игр (495) 380-09-03.

За 2006 год:

  • звонков по информационно-консультативному телефону по проблемам алкоголизма и наркомании (126-04-51) - 6964;

  • звонков по телефону «горячей линии» по игровой зависимости (380-09-03) - 792;

  • проведено консультаций - 2962;

  • посетили лекции и видеофильмы - 387;

  • прошли курсы реабилитации - 113;

  • участники программы профилактики в Можайской ВК - 39 чел.

  • участвовали в образовательных и просветительских мероприятиях специалисты округа - 25;

Итого за 2006 год деятельность отделения охватила 11282 человек.

Информационно-консультативный центр по проблемам зависимостей поддерживает развитие групп самопомощи (АА - анонимные алкоголики, АН - анонимные наркоманы, АИ - анонимные игроки, Ал-анон - родственники алкоголиков и др.)

Обеспечено функционирование библиотеки специальной литературы по химической и другим видам зависимостей для пациентов и специалистов. В библиотеке ИКЦ имеется 320 единиц изданий и 42 постоянных абонента, всего за год по вопросам литературы было 1010 обращений.

Программа профилактики ВИЧ-инфекции «Ясень» Фонда НАН работает по адресу: Москва, Новоясеневский пр-т дом 24, корп.2. В рамках программы создана информационно-консультативная служба для потребителей наркотиков и ВИЧ-инфицированных, работает «горячая линия» (телефон (095) 421-5555), служба аутрич-работников. За 2005 год обучено 12 человек персонала службы и социальных работников. Разработано и распространено 8000 экземпляров информационных материалов и буклетов профилактического характера. На базе службы обеспечен доступ в Интернет для участников групп самопомощи для людей, живущих с ВИЧ и СПИД (ЛЖВС), проводится примерно 20 сессий ежемесячно. Всего за 2006 год проведено 359 консультаций и тестирований.





Создание комплексной системы помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, воссоздание ювенальной юстиции в РФ

В рамках текущей деятельности Фонда функционирует программа «Квартал» на базе городского детско-подросткового реабилитационного наркологического центра (Москва, Ленинский проспект дом 89-а, тел. (095) 935-9795). «Квартал» оказывает помощь детям и подросткам от 7 до 18 лет, имеющим проблемы с употреблением психоактивных веществ, с компьютерной и игровой зависимостью, другими формами девиантного поведения. Помощь оказывается как в стационарных условиях (стационар рассчитан на 25 мест), так и в амбулаторном режиме (25 человек ежедневно), и в режиме дневного стационара (15 человек). За 2006 год через программу «Квартал прошло 824 детей и подростков. Также на базе «Квартала» под эгидой Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) функционирует образовательный центр для специалистов, работающих с детьми «группы риска». За год проведена стажировка для 25 специалистов из различных регионов России, проведены четыре тренинга, в которых приняли участие 180 специалиста из Москвы и регионов.

В 2006 году на базе центра «Квартал» реализовывался проект «Создание практической социально-правовой модели помощи детям, подвергшимся насилию», который реализовывался по следующим направлениям:

  • Формирование информационно-правовых механизмов реализации проекта.

1.2. Создание «горячей линии» по насилию (495) 132-88-32

С 1 июня начала свою работу «горячая линия» по номеру 132-88-32. За 2006 год поступило 170 звонков.

1.3. Проведение информационной кампании на территории ЮЗАО, разработка и распространение материалов.

Социальными работниками передана информация в ПДН округа. Информационными буклетами снабжены инспекторы ПДН для вручения их тем родителям, в отношении которых можно подозревать жестокое обращение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Корме того листовки могут вручаться детям, ставшим жертвами насилия со стороны сверстников или других лиц.

Информация о «горячей линии» доведена до сведения руководителей лечебно-профилактических учреждений округа 20 июня на специальном совещании в управлении здравоохранения ЮЗАО.

Дана информация о телефоне в окружную газету.

1.4 . Реабилитационная и социальная работа с несовершеннолетними, подвергшимися насилию.

Организована и функционирует мультисемейная группа для детей и родителей, 1 раз в неделю (посещают до 12-15 человек).

Проводятся семейные сессии 1-2 раза в неделю для семей в отношении которых можно подозревать жестокое обращение с детьми или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Проведена работа с 5 семьями.

У 18 детей и подростков, поступивших в реабилитационный комплекс «Квартал» выявлена проблема насилия в семье. Организована индивидуальная работа с родителями детей, в чьих семьях выявлена ситуация насилия. Проведено 26 консультаций.

Организовано использование методик психодиагностики перенесенного насилия и психотравмы при обследовании детей и подростков, поступающих в стационарное отделение.

Совместно с привлеченными экспертами Цымбалом Е.И. и Ениколоповым С.Н.. проводится клинический и правовой разбор случаев выявления насилия над детьми и подростками, находящимися в стационаре. Проведено 8 разборов.

Организована разработка рекомендаций для КДН по дальнейшей организации работы с детьми, в чьих семьях выявлена ситуация насилия..

Обеспечено социальное сопровождение 7 судебных дел несовершеннолетних.

Проведено 35 консультаций несовершеннолетних по правовым вопросам юристом центра.

За 2006 год социальные работники НАН приняли участие в 20 заседаниях КДН ЮЗАО, распространили порядка 200 информационных буклетов, обеспечили поступление 57 детей в «Квартал» (32 из них прошли полный курс реабилитации) и 10 в приют «Дорога к дому».

Примеры:

Имя

Описание ситуации

Что сделано

Костя С.

13 лет

В стационарное отделение центра «Квартал» поступил 26.06.06. В течение 4 лет ингалирует пары клея «Момент», школу не посещает, часто не ночует дома. До настоящего момента у ребенка отмечается ночное недержание мочи. Проживает в Московской области с матерью отчимом и сводной сестрой 6 лет в одной комнате. Отчим является усыновителем мальчика с 4 лет, не работает, злоупотребляет алкоголем. В беседе подросток рассказал о побоях, которые часто наносит отчим за любую провинность. Мать работает по суточному графику, редко встает на защиту ребенка, иногда бьет его после уходов из дома, угрожает отдать его в интернат, не оказывает должного внимания воспитанию. За время пребывания мальчика в стационаре, ни разу его не навещала.


После выявления насилия в семье, психологом отделения проведено анкетирование и интервьюирование подростка. При психологическом обследовании выявлена низкая самооценка, развитие мыслительных операций не соответствует возрасту, недостаточный запас знаний, скудный словарный запас.

Установлен контакт с Центром социального сопровождения семьи по месту жительства ребенка. Со слов социального работника семья считается неблагополучной в связи с употреблением алкоголя, однако с жалобами на побои мальчик не обращался. Подросток состоит на учете, считается «пропащим». Передана информация о физическом насилии со стороны родителей.

Проведено медицинское обследование по поводу энуреза, получено разрешение Департамента здравоохранения г.Москвы на госпитализацию в урологическое отделение ДКБ№9 для проведения курса лечения.

Мать и отчим неоднократно приглашались на встречу с психологом и врачом. Впервые отчим посетил мальчика 19.07.06. (мать находится в больнице). Проведена беседа с психологом и врачом, в которой отчим признал факт побоев. Однако от предложенной семейной терапии отказался, ссылаясь на дальнюю дорогу.

Отчим дал согласие на продолжение ребенка в урологическом стационаре. После чего планируется продолжить реабилитационные мероприятия в «Квартале».


Настя Г.

15 лет

Находится в стационарном отделении центра «Квартал» с 29.06.06, злоупотребляет алкоголем, часто не ночует дома. Проживает с матерью, которая страдает заболеванием головного мозга. Со слов девочки мать бьет ее с раннего детства по незначительным поводам проводом от телефона, не разрешает ее ездить к родственникам. Девочка признает, что в последнее время «дает сдачи», в результате скандалы всегда заканчиваются драками. Мать обращалась в милицию и КДН. Девочка состоит на учете.


В отделении получены сведения из КДН и школы. Проведена психологическая диагностика подростка, анкетирование и интервью. В психологическом заключении: мыслительные операции не соответствуют возрасту, понятийный аппарат сфоримирован недостаточно. Преобладание маскулинных черт.

Проводится психокоррекционная и психотерапевтическая работа с девочкой, проводятся семейные сессии.








Развиваются программы восстановления биологической семьи ребенка, альтернативного семейного устройства детей, навыкам семейного воспитания.

Восстановление биологической семьи ведется в соответствии с разработанным алгоритмом:

Определение проблемы

Определение состава семьи

Определение возможностей и желаний членов семьи

Оценка возможностей членов семьи

Налаживание контактов

Определение наличия любых видов насилия

Работа с ребенком, сталкивающимся с насилием

Разработка индивидуальной программы выхода из кризисной ситуации

Оценка состояния здоровья родителя, употребляющего ПАВ

Мотивирование родителя, употребляющего ПАВ на посещения различных реабилитационных программ

Обсуждение с родителями путей выхода из кризисных ситуаций, составление индивидуальных планов по выходу из кризисных ситуаций

Контакт с различными структурами во время работы с семьей

Помощь семье

Работа с семьей в дальнейшем


Примеры:

Имя ребенка

Проделанная работа

Результат

1

Антон К.

Мать - злоупотребляет алкоголем, лишена родительских прав. Критики к заболеванию нет, больной себя не считает, от помощи специалистов категорически отказалась. Бабушка, дядя- тесное сотрудничество с психологом, социальной службой, обсуждались возможности оформления опеки над ребенком. Осуществить это не удалось из-за состояния здоровья бабушки и дяди.

Переведен в учреждение образования

2

Надя П.

Мать часто оставляла детей одних, не работала. Дети не учились. Мать инертна, интеллект снижен. Тесно работала с психологом, социальными работниками. Социальные работники курировали мать на дому. Помогали решать бытовые проблемы (снижение долга по квартплате, проведение косметического ремонта, получение документов на детей, определение детей в школу и т.д.)- обсуждали проблему, составляли план решения, что купить, сколько, какие бумаги в какие инстанции нужно сдавать. Обождали моменты трудоустройства, находили вакансии. Пока эти вопросы решались вместе с социальными работниками - проблемы решались. Как только что-то нужно было делать самой матери (устроиться на работу) - это оставалось не выполненным. Силами отделения один ребенок закончил 9 классов и был определен в ПТУ. Второй - закончил 7 класс. Третий (ранее никогда не учившийся до 14 лет) был определен в специализированную школу-интернат, учился, получал знания и профессиональные навыки.






После летнего отдыха дети будут возвращены домой. Мать за это время должна найти работу.






3

Вика П.

4

Женя П.

5

Женя К.

Тетя - часто навешала мальчика, работала со специалистами. Взять мальчика под опеку отказалась. Обсуждались моменты сопровождения мальчика после перевода в другое учреждение. Двоюродный брат - часто навещал мальчика, сотрудничал с различными службами, хотел взять ребенка под опеку. Опека была невозможна в силу того, что брат ранее злоупотреблял наркотическими веществами.

Переведен в учреждение образования

6

Света Г.

Мать - эпизодически алкоголизировалась, исчезала из дома, девочка прогуливала школу. Мать переехала в Москву, сделала косметический ремонт в комнате, устроилась на работу, часто посещала девочку, тесно работала с психологом, социальными работниками. Девочка окончила 8 класс, переведена в вечернюю школу.

Вернулась домой

7

Даниил Д.

Мать душевно больна, мальчик был оформлен в психо­неврологический санаторий, откуда мама его перестала забирать. Появилась в приюте через месяц после появления мальчика, посещала его регулярно, но по своему усмотрению, минуя договоры и временные рамки. Устроилась на работу. Тесно работала с социальным работником на дому. С ребенком проведена ГМПК. Вместе с мамой социальный работник пытался определить ребенка в ДДУ, но у ребенка ОНР III уровня, а таких д/садов не существует. Мальчик занимался в приюте с психологом, педагогом, логопедом. Удалось устроить мальчика в специализированную школу-интернат с сентября 2006 года.

Вернулась домой

8

Илья М.

Попадает повторно. Мать злоупотребляет алкоголем. Мальчик очень привязан к матери. Первоначально испытывал огромное чувство вины, хотел посмотреть как там дома, ждал мать. Проведена огромная работа психолога. Два раза с мальчиком выезжали на дом. Убедившись, что мать продолжает пить, дома ничего не изменилось, его никто не ждет, мальчик возвращался в приют. Мать категорически отказалась контактировать, мальчика не посещала. Бабушка, тетя, дядя - приезжали редко, от опеки отказались. Проводилась работа о дальнейшем сопровождении мальчика после перевода его в другое учреждение.

Переведен в учреждение образования

9

Света Ч.

Мать пьет, отец с семьей не жил, в разводе, есть вторая семья. Контакта с матерью добиться не удалось. Она лишена родительских прав. Девочку не посещала. Отец - часто навещал девочку, брал домой в свою новую семью. Проведена огромная работа с психологом, социальными работниками по возможности проживания в семье отца.

Возвращена в семью отца

10

МашаЧ.

Мать пьет, местонахождение отца неизвестно. Контакта с матерью добиться не удалось. Она лишена родительских прав. Девочку не посещала.

Находится в приюте

11

Митькина А.

Мать умерла, отец отбывает срок наказания. Девочку навещали бабушка, мачеха - тесное сотрудничество с психологом, социальной службой, обсуждались возможности оформления опеки над ребенком. Категорически отказались.

Переведен в учреждение образования

12

Митькина Н.

Сирота. Девочку навещала мачеха. Девочка очень привязана к ней, но после неоднократных бесед с психологом и социальными работниками стало понятно, что девочку она к себе не возьмет, хотя девочке обещала очень много. Обсуждался момент дальнейшего сопровождения девочки.

Переведен в учреждение образования

13

Марина Л.


Мать бросила девочку в возрасте 2 лет, злоупотребляет алкоголем, проживает в МО, лишена родительских прав, к девочке не приезжала. Отец в силу психического заболевания ограничен в родительских правах, состоит на учете в ПНД, был у девочке один раз. Родительских чувств не испытывает, злоупотребляет алкоголем. Мачеха - девочку навещала. Со специалистами сотрудничала, но брать девочку под опеку не будет.

Находится в приюте

14

Татьяна К.

Мать, брат, жена брата - злоупотребляют алкоголем. Девочка прогуливала школу. Мать навещала девочку, работала с психологом, социальными работниками. Однократно беседовала с консультантом по химической зависимости из «Спасательного круга». Прошла курс лечения в 17 НБ. Ведется работа по посещению групп самопомощи и самоподдержки. Отец - с семьей не живет, работает, часто навещает девочку, привязан к ней. Часто беседовал с психологом, социальными работниками. Взять девочку в семью не может, т.к. проживает с матерью, категорически не признающую девочку.

Находится в приюте

15

Анна Г.

Конфликт в семье. В приюте пробыла всего сутки. Регулярно посещает психолога. Обстановка в семье стала спокойнее.

Находится дома

16

Настя Б.

Сирота, была взята под опеку. Опекун злоупотребляла спиртными напитками, взаимопонимания с девочкой не было. В приют не приходила. Жена дяди - однократно приходила, категорически отказалась принять участие в судьбе ребенка. Мать подруги - неоднократно приходила в приют, беседовала со специалистами, обсуждался вопрос о возможном оформлении опеки, определен круг задач.

Находится в приюте

17

Маша Ф.

Мать злоупотребляет алкоголем, критики нет, заболевание отрицает, употребление преуменьшает. Периодически навещает дочь. Посещала нарколога, психолога. Проводилась беседа о необходимости посещения групп самопомощи и самоподдержки, консультантов по химической зависимости. Периодически продолжает злоупотреблять алкоголем. Отец - с семьей не живет, в разводе, имеет ремиссию по употреблению алкоголя более 3 лет. Работает. Часто навещает девочку. Тесно работает с психологом, социальными работниками. Имеет желание забрать девочку к себе.

Находится в приюте

18

Миша 3.

Мать злоупотребляет алкоголем, лишена родительских прав. Навещает детей часто. Привязана к детям. Дети так же любят ее. Критики к заболеванию нет. Болезнь отрицает. Мотивации на посещение групп нет.






Находится в приюте








В приюте создана группа АлАтин (для детей из семей алкоголиков и наркоманов), собирается 1 раз в неделю, 3-5 человек.

Проведено 15 консультаций для родителей и родственников детей, находящихся в приюте, только 2 из них поступили на реабилитационный курс по поводу алкоголизма по причине низкой мотивации на лечение в данной категории лиц.

Альтернативное семейное устройство детей ведется в соответствии со следующим алгоритмом:

Знакомство

Определение желаний

Определение возможностей

Первый контакт

Установление связей

Прогулки на территории

Прогулки за территорией

Режим «выходного дня»

Обсуждение индивидуальных особенностей ребенка

Определение совместимости выбранного ребенка и предполагаемого опекуна

Помощь в определении юридического аспекта усыновления (удочерения, опеки, попечительства)

Контакт с муниципалитетами и предоставление им информации о предполагаемых опекунах

Работа с семьей в дальнейшем


Работали с 4 семьями. Все семьи работают в режиме «выходного дня». На одного ребенка оформляются документы - семья хочет взять ребенка 15 лет, инвалида детства на патронатное воспитание. Идет сотрудничество с 19 детским домом.

С марта создана и функционирует «школа опекунов» в приюте «Дорога к дому». Данное направление деятельности осуществляется совместно с организацией «Приют детства». Первое занятие опекунской школы на территории приюта «Дорога к дому» состоялось 11 марта. Посещало занятия 2 группы по 18 человек. С марта по май специалистами школы проведено 10 занятий на территории приюта «Дорога к дому», и два занятия пришлось перенести на территорию фонда «Приют детства» в связи с карантином в приюте. Отдельное занятие психологами школы было посвящено подготовке слушателей к общению с детьми из приюта. 7 мая состоялось чаепитие слушателей школы с воспитанниками приюта. В июне 2 слушательницы регулярно посещали детей приюта, находящихся на отдыхе загородом (примерно раз в неделю). В настоящий момент в «школе опекунов» каникулы, сотрудники занимаются разработкой информационных буклетов для распространения в органах опеки и попечительства с целью дополнительного привлечение потенциальных участников опекунской школы. Также готовятся материалы для публикации в местной прессе, где будут размещены в конце августа.

Одна семья заинтересовалась ребенком приюта. Ведется работа по возможному оформлению опеки. Обсужден круг задач. Ребенок находится в режиме «выходного дня».



Привитие навыков семейного воспитания:

Всего в данной программе участвовали 11 детей приюта «Дорога к дому» в следующем режиме:

Индивидуальные беседы по санитарно-гигиеническому воспитанию и отработка практических навыков - ежедневно.

Определение семейных отношений и ролей в семье (теория) - еженедельно.

Распределение семейных обязанностей (теория) - еженедельно.

Игры в семью с распределением ролей - еженедельно.

Определение интересов и планов на будущее - при поступлении и в дальнейшем.

Обсуждение различных профессий - однократно с каждым ребенком.

Теоретические навыки планирование бюджета - индивидуально с каждым ребенком.

Навыки приготовления пищи (теоретические, практические) - еженедельно.

Режим «выходного дня» - 5 детей.


2.1. Проведение установочного семинара для специалистов ЮЗАО

Всего в марте-апреле обучение по работе с детьми, подвергшимися
насилию, прошли 25 сотрудников центра «Квартал», из них: 7 психологов, 6 врачей, 3 социальных работника, 4 воспитателя, 5 медсестер; а также 12 сотрудников приюта «Дорога к дому», их них: 2 психолога, 2 специалиста по социальной работе, 1 врач, 3 воспитателя, 4 социальных работника.

Обучение было организовано в рабочее время 1 раз в неделю по 4 часа и составило 24 часа. Учебный план состоял из нескольких блоков: формы насилия, правовые аспекты, психологические аспекты, особенности взаимодействия с детьми, подвергшимися насилию.

Для 15 специалистов (врачей, психологов) проведено дополнительное обучение (6 часов) по методикам психодиагностики перенесенного насилия и по работе с психотравмой у детей.

Семинар для специалистов ЮЗАО включен в план работы окружной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на ноябрь 2006 года. Перенос сроков семинара относительно запланированного, связан с тем, что, во-первых, подготовка окружных специалистов должна сопровождаться предложением четкого алгоритма действий при выявлении ситуации жестокого обращения с ребенком, который напрямую связан с «горячей линией», номер которой определился только в начале июня по изложенным выше причинам; во-вторых, специалисты центра «Квартал» должны иметь к моменту обучения свой наработанный практический опыт работы с детьми в ситуации насилия, чего во втором квартале (на этот период был запланирован семинар) еще не произошло.



В рамках текущей деятельности Фонда функционирует детский приют «Дорога к дому» Фонда НАН (Москва, ул. Профсоюзная дом 27, кор.4, тел. (095) 128-6620). Приют был создан Фондом НАН осенью 1992 года. Цель деятельности приюта - оказание экстренной медицинской помощи, первичной реабилитации и социальной защиты несовершеннолетним, оказавшимся в кризисной ситуации (оставшимся без попечения родителей по какой-либо причине или когда жизни, здоровью и полноценному развитию детей и подростков угрожает опасность).

Рассчитан приют на 35 несовершеннолетних в возрасте с 4 до 14 лет. С детьми работает большой штат сотрудников, включающий в себя медиков, психологов, педагогов, воспитателей, социальных работников. Медицинская служба проводит осмотр, обследование детей, санитарно-эпидемиологическую обработку, осуществляет профилактику заболеваний, текущее медицинское обслуживание, закаливающие процедуры. Обеспечивает полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Прививает навыки здорового образа жизни. Психологическая служба восстанавливает доверие ребенка к миру и обществу, выявляет и прорабатывает психотравмирующие переживания, помогает переосмыслить собственный жизненный опыт, составляет индивидуальную коррекционную программу, подготавливает ребенка к новым условиям жизни, работает с родителями, помогает разобраться в конфликте между родителями и детьми, работает с предполагаемыми опекунами. Воспитатели занимают досуг детей, учат играть, общаться, проводят индивидуальные и групповые развивающие занятия. Педагоги оценивают уровень образования и воспитания ребенка, занимаются индивидуальным учебным процессом. Социальная служба определяет социально-правовой статус ребенка, защищает права ребенка в суде, собирает информацию и разыскивает семью ребенка, выезжает на дом для определения материально-бытовых условий семьи, ищет предполагаемых опекунов, получает и восстанавливает документы, контактирует со многими государственными учреждениями, участвует в окончательном жизнеустройстве ребенка.

За 2006 год через приют прошло 155 детей. Все они нашли здесь тепло, ласку, взаимопонимание. Около 30% детей вернулись в семью. С большинством из них поддерживается тесная связь.



Информационно-техническая служба Фонда НАН (тел. (095) 935-9791) с 2001 года реализует проекты по созданию в Москве модельной формы технического информационно-ресурсного центра по проблемам профилактики безнадзорности, социального сиротства, жестокого обращения с детьми, наркомании и токсикомании несовершеннолетних, с целью выявления неблагополучных семей и детей группы социального риска, родителей и лиц, их заменяющих, не исполняющих обязанности по воспитанию детей, жестоко с ними обращающихся. В ходе проектов созданы единые базы данных с системой постоянного сбора, сравнения, анализа и использования информации. Эта информация пополняется и анализируется в реальном времени.

Созданные в ходе проектов информационные базы данных значительно увеличили количество точной и своевременной информации о беспризорных детях, неблагополучных семьях, детях группы риска и их ближайшем окружении, и сделали ее доступной для правительственных и общественных организаций, работающих в этой области.

В течение 2006 года в рамках данной работы были обеспечены 54 консультации по ведению программного обеспечения, обучено 8 новых операторов баз данных.

В рамках информационного и технического сопровождения деятельности детско-подросткового комплекса «Квартал» за 2006 год информационно-технической службой Фонда НАН центра сделано 85 фотоальбомов для детей, 53 слайд шоу на CD дисках, проведено 32 фотосессий бодиарта в артстудии «Квартала». Сотрудниками службы осуществлено 12 фотосъемок детских спортивных вечеров, музыкальных, торжественных мероприятий и театральных постановок. Практически ежедневно детям, находящимся на реабилитации, демонстрируются учебные и развлекательные видеофильмы, психотерапевтическая видео-информация. Разработано более 25 видов информационных раздаточных материалов. Произведено 15 электронных презентаций с использованием отснятого материала торжественных и официальных мероприятий.



Новым направлением деятельности Фонда в 2006 году стала работа с беспризорными детьми на вокзалах. Проект «Дети московских вокзалов» начался в ноябре 2005 года и фактически реализовывался в течение всего 2006 года при содействии организации «Railway Children» (Великобритания). Данная деятельность явилась логическим продолжением нашей работы по формированию Реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска, которую Фонд НАН начал в 1992 году. Изначально основные усилия наших служб были направлены на создание системы помощи безнадзорным детям, которые проживают в семье и только начинают демонстрировать неблагополучие этой семьи, систематически уходя из дома. На данном этапе акцент был сделан на организацию работы с детьми, которые фактически не живут дома, или просто его не имеют, то есть беспризорниках, проживающих или в центре города, или на вокзалах. Именно поэтому проект был назван «Дети московских вокзалов».

С целью создания эффективной системы помощи беспризорным детям, находящимся на привокзальных территориях города Москвы, в рамках данного проекта ставились следующие конкретные задачи:

Выявление особенностей социальной дезадаптации и социально-психологических характеристик беспризорных детей на привокзальных территориях города Москвы и определение специфики работы с данной категорией беспризорных детей.

Определение всех государственных, муниципальных и общественных структур, призванных участвовать в решении проблем детской беспризорности на территории вокзалов в городе Москве и разработка системы их взаимодействия, направленной на решение проблем ребенка.

Обеспечение доступа к социальной, медицинской и правовой помощи детям указанной категории.

В ноябре 2005 года проведена подготовка к работе группы социальных работников на вокзалах, которая состояла в их обучении методам работы с беспризорными детьми, были разработаны формы отчетности и анкеты, с помощью которых в дальнейшем проводилось исследование. Анкеты подготовлены на базе существующих разработок «Railway Children», вся уличная работа проходила совместно с Международной гуманитарной Ассоциацией «Врачи без границ» (MSF).

С ноября 2005 года по август 2006 года проводилась уличная социальная работа, направленная на определение мест проживания детей, их основных потребностей, оказание им помощи (социальной, медицинской, правовой), а также на проведение исследований проблемы беспризорности, систем и организаций, которые вступают в контакт с этими детьми.

Фактически группы социальных работников НАН (5 человек) совместно с MSF (10 человек) выходили за отчетный период 248 раз. Общее количество привлеченных детей и подростков ~ 300 - 400 чел.

Первичных контактов 80 чел. - это значит, что ребенок впервые оказался в поле зрения сотрудников. Очень важно, чтобы ребенок, не успев адаптироваться и примкнуть к уличной группе, получал поддержку и помощь от уличных работников, у таких детей гораздо легче поддержать мотивацию, на возвращение в семью, приют - ведь подростки часто попадают на улицу движимые сиюминутным аффектом.

Валя Балашев. 13 лет.

Малообеспеченная семья, обиделся на родителей. Пообщавшись с сотрудниками проекта, покушав и подумав, принял решение вернуться домой, ребенку был куплен билет до дома - больше на вокзале замечен не был.

Даже когда ситуация дома неблагополучна, но ребенок недавно попал на улицу, у него больше шансов на быструю ресоциализацию, при условии организации работы с данной семьей.

Аня. 15 лет. Орехово-Зуево. Московская область.

Сирота, брат - наркоман. Тетка была опекуном до недавнего времени, но от опеки отказалась. Брат бывает агрессивен, и Аня боится жить дома. На улице была 1 месяц, при этом постоянно поддерживала контакт с сотрудниками проекта, после неудачной попытки возвращения домой, решила повторно пройти курс в реабилитационном комплексе Квартал, хочет в «детский дом».



672 повторных контакта - это дети, с которыми поддерживался регулярный контакт — из числа наших «постоянных клиентов». Здесь работа по мотивации происходит дольше и труднее в силу адаптированности детей к уличной жизни.

Позитивный пример:

Амир. 17 лет. Орехово-Зуево. Московская область.

На улице более года, семья малообеспеченная еще двое детей, мать выпивает. После работы по мотивации, прошел курс в центре Квартал, на вокзале после этого пока не встречался, настроен на поиск работы с общежитием, хочет обучаться на столяра.

Статистика выходов социальных работников и контактов с детьми


Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Итог

Количество выходов

19

29

20

33

30

32

34

26

25

248

Всего контактов с детьми

83

92

52

113

105

111

106

43

47

752

Из них ПЕРВИЧНЫЕ

23

7

10

9

6

8

7

7

3

80

ПОВТОРНЫЕ

60

85

42

104

99

103

99

36

44

672

С МАЛЬЧИКАМИ

59

67

42

91

81

79

85

26

38

568

С ДЕВОЧКАМИ

24

25

10

22

24

32

21

17

9

184

До 9-ти лет

0

0

0

0

0

2

0

0

0

2

9-11 лет

0

1

1

0

2

2

0

0

1

7

12-14 лет

12

17

5

4

4

2

6

1

0

51

15-16 лет

32

25

24

58

39

46

39

27

17

307

17-18 лет

39

49

22

51

60

59

61

15

29

385

Уроженцы Москвы

15

24

4

29

35

45

29

10

7

198

Иногородние

68

68

48

84

70

66

77

33

40

554

< недели

8

0

0

0

0

0

3

0

0

11

< месяца

2

2

2

5

2

0

3

0

0

16

< года

23

23

11

13

9

15

29

18

11

152

> года

50

67

39

95

94

96

71

25

36

573


Уличные социальные работники исследовали разные подходы и выяснили, что не все критерии, традиционно выдвигаемые при подборе уличных работников, являются для нас важными (полезными для нашей работы). Например, часто встречающийся критерий возраста не старше 25 лет оказался неактуальным. Из группы людей откликнувшихся на наше предложение наиболее соответствующими оказались 5 человек: 4 из них сотрудники Фонда НАН и один приглашенный специалист. Все имеющие высшее или неполное высшее образование. В группе оказалось 2 психолога, 1 юрист, 1 специалист по социальной работе и 1 педагог. Образование казалось важным, но недостаточным критерием отбора.

ДЕТИ

МИФ: мнение, будто все дети, живущие на улице обязательно грязные, дурно пахнущие и плохо одетые. На практике это совсем не так. Конечно, такие дети тоже встречаются, но это, как правило, или дети совсем недавно оказавшиеся на улице и еще не успевшие приспособиться, или дети, которые давно живут на улице, долго употребляют ПАВ и совершенно не обращают внимание на свой вид. Очень часто у таких детей вследствие употребления есть органические поражения мозга. В большинстве же своем дети почти не отличаются от обычных подростков, которых можно встретить на улицах города. Чем же отличаются «наши» дети?

ПРИМЕТЫ

Общий вид. Почти в 100% случаев у них не бывает при себе никаких рюкзаков, сумок, портфелей и т.д. Трудно сказать, с чем это связано, но в отличие от взрослых бездомных дети всегда налегке. Возможно дело в том, что они часто от кого-то убегают, а убегать налегке проще.

Бесцельность. Уличные дети никуда не спешат. Они либо сидят где-то на парапетах, либо бродят, но так или иначе в движениях и взгляде нет направленности, он словно скользит и даже при взгляде на человека как будто проходит через него. Может потому что нет интереса, а может потому что прямой взгляд ассоциируется с агрессией и чтобы не вызывать ее лишний раз такой взгляд вырабатывается как защита.

«АСК» Аскать - попрошайничать. Это один из основных видов заработка уличных детей. Часто около торговых точек, но иногда и просто на улице.

Обувь. Еще одной характерной особенностью детей живущих на улице является обувь. Она грязная, часто не по размеру и не по сезону. Иногда рваная и стоптанная. Обувь обновить сложнее всего. Ее реже можно подобрать по размеру в благотворительных организациях, там она не часто бывает современной, и украсть обувь сложнее, чем одежду, а снашивается она быстрее.

Руки. У детей, которые «дышат» руки страшно грязные, потому что, добавляя клей в пакет, сложно их не испачкать, а постоянно отмывать никому не приходит в голову. Если ребенок употребляет наркотики внутривенно, то руки могут быть не столько грязные, сколько неестественно опухшие и характерного нездорового цвета.

Часто пакет с клеем и лаком прячется в рукавах или за пазухой, поэтому один рукав или болтается, или натянут на ладонь, отчего вид получается несколько кособокий.

Естественно таких детей несложно опознать по характерному запаху клея и лака.

Кучкой в толпе, но в определенных местах

МЕСТА ОБИТАНИЯ

Дети, которые совсем недавно оказались на улице, чаще всего ночуют, где придется и это затрудняет их поиск. Но все сложности связанные с их поиском оправданы, поскольку это самая перспективная группа, в смысле ресоциализации.

Подростки, которые прибились к какой-то группе, живут в постоянных, укромных местах. Но не стоит в начале знакомства просить показать где, это секретная информация и за разглашение у болтуна могут быть неприятности, а к вам станут относиться еще более настороженно.

Дети очень боятся что их «дом» разорят, а их отправят в больницу или спецприемник. Кроме страха и злости эти учреждения не вызывают ничего.

НОЧЬ

В подвалах.

На чердаках

В технических комнатах

В лифтовых

Под платформой

Так или иначе, это сложно-доступное место, по возможности сухое. Условия комфорта в «хижине» могут быть разными: начиная от застеленного картоном пола и заканчивая проведенным электричеством, наличием кипятильника, телевизора и DVD-плеера.

Главное назначение такого места это относительно спокойный сон и возможность покинуть его в любое время.

ДЕНЬ

На вокзалах. Правда, не на всех. Белорусский, Рижский, Савеловский наименее популярны, на них детей найти не удалось ни разу, и сотрудники вокзала не встречали беспризорников. На Киевском, Ленинградском, Ярославском и Павелецком некоторые работники вокзалов говорили, что видели детей похожих на детей улиц, но нам не удалось их найти, хотя выходили и в разное время и в разные дни недели. На Казанском встретили только одного подростка и, с его слов, он там бывает не часто, больше в районе Курского. Вообще, как выяснилось, Курский самое обитаемое место. Наибольшее количество беспризорников обитают именно здесь.

В людных местах. Около станции метро Пушкинская, ВДНХ, Алексеевская, Петровско-Разумовская. Есть несколько причин, по которым дети там бывают: там есть, у кого просить деньги, можно легко затеряться, но, пожалуй, решающая причина это АПТЕКА где можно купить бурфанол и стадол. В начале проекта дети были около Петровско-Разумовской, но вскоре переселились к Алексеевской. Официально эти препараты продаются только по рецептам, но …

Около торговых точек в тех же районах и на вокзалах.

В местах, популярных среди туристов (Арбат, Охотный ряд, ВДНХ и т.д.). Все та же причина - попрошайничество.

ЧТО ЕДЯТ

Распространенное мнение, что уличные дети истощены от голода, но это не совсем так. Сейчас в Москве есть несколько организаций, которые занимаются кормлением людей живущих на улице. Это и «Армия спасения», и «Активная помощь детям», и во многих православных церквях организовано питание. Истощение чаще наступает от систематического употребления ПАВ.

Кроме того, дети имеют деньги, которые им удается «настрелять», или добыть каким-то иным способом, правда тратить они их предпочитают на наркотики. Однажды мы наблюдали поразительную картину. У одного из беспризорников вышла стычка с нетрезвым покупателем сигарет, в результате чего уловом стал блок недорогих сигарет, и мы были очень удивлены, когда возбужденные подростки (все курящие) стали тут же продавать его за полцены.

Условно целевую группу детей можно разделить на две подгруппы: беспризорные дети и безнадзорные.

Безнадзорные дети — ребята москвичи и из ближайшего Подмосковья из конфликтных и девиантных семей. Дети, которые время от времени покидают дом на короткий срок. Или же живут дома, но все время проводят на улице в компании с беспризорными детьми и вовлечены в такой же криминализованный образ жизни.

Беспризорные дети, из всех регионов РФ, в том числе из Подмосковья и Москвы. Как правило, это либо сироты, либо социальные сироты, родители которых лишены прав. Т.е. дети у которых либо не сложились отношения с опекуном, либо ребята которые покинули государственные учреждения, занимавшиеся их попечением — приюты, интернаты.

Для беспризорных детей наиболее частой причиной, по которой они оказываются на улице можно назвать несоответствие между потребностями ребенка и возможностями системы государственного попечения. Большая часть таких детей покинули государственные интернаты.

Часто ребенок неспособен адаптироваться к условиям такого пространства, не встречает человеческую поддержку и не получает адекватной помощи специалистов. Напротив, зачастую дети сталкиваются с агрессией и насилием как со стороны персонала, так и со стороны других воспитанников. Бывает что дети в силу дезадаптации сами проявляют ярко выраженное агрессивное поведение и не получают адекватной психологической помощи. Мы считаем что равнодушие, отсутствие позитивного взрослого и насилие являются основными причинами, по которым дети выбирают «улицу».

Проблемы, с которыми сталкиваются дети на наш взгляд можно условно разделить на две категории: внешние и внутренние.

Внешние:

1. Насилие в семьях и детских домах. Это наиболее часто называемая причина ухода на улицу. Подобную информацию дети просят не разглашать, опасаясь преследования. (Со слов некоторых подростков в детском доме Орехово-Зуево процветает «дедовщина»: старшие отправляют младших попрошайничать, за отказ - физическое наказание).

2. Формальности, с которыми сталкиваются дети при оформлении в приют. Прежде чем попасть в приют ребенок должен быть обследован в медицинском учреждении. В Москве всего три больницы, которые занимаются беспризорниками - ДГКБ (детская городская клиническая больница) №21 (80 коек для беспризорных) и Тушинская детская городская больница (дети старше 15лет, 60 коек), а также Морозовская детская городская клиническая больница (дети младше 15лет, 30 коек). Ребята очень неохотно говорят об опыте пребывания там и все отзывы негативны. Часто жалуются на жестокое обращение персонала, на издевательства охранников и т.д.

3. Часто дети отказываются от реабилитации и больницы не веря взрослым и, подозревая, что их вернут туда, откуда они убежали.

4. Имеют место случаи педофилии, что практически невозможно доказать.

5. Жестокое отношение милиции. Со слов подростков во время сильных морозов милиция и охрана вокзалов выгоняла на улицу тех кто отказывался платить дань.

Внутренние:

1. Отсутствие знаний об альтернативе. Поскольку дети из дисфункциональных семей, им крайне сложно представить возможность каких-либо иных форм отношений, чем те, от которых они бегут.

2. После длительного пребывания на улице у подростков формируется потребительская позиция. Все окружающие воспринимаются только с позиции выгоды. Допустим любой неблаговидный поступок, без малейших угрызений совести. Формула «Мне надо выжить» становится приоритетной.

3. Измененная система ценностей. Осознание своей способности выжить, гордость за умение украсть и обмануть становятся гораздо важнее семьи, дома, учебы и т.д.

4. Лживость. Часто дети обманывают из недоверия и опасений возвращения назад. Но для кого-то это становится образом жизни и подростки, похоже, получают удовольствие, рассказывая фантастические истории своей жизни и происхождения. Подобные истории удается отслеживать только благодаря тому, что сотрудниками регулярно обсуждаются услышанные рассказы.

Основные задачи, реализуемые в процессе контакта с детьми

Как уже было сказано выше, задачи нашего контакта с детьми — узнать их историю, почему они оказались на улице, каким образом они выживают в данной жизненной ситуации, видят ли они какие-либо перспективы в своей жизни, хотят ли что-либо изменить.

Другая, немаловажная задача — донести до детей информацию о «безопасных» учреждениях, где они могут получить помощь. Мы приглашали детей в дневной центр MSF и приют «Дорога к дому». Также, поскольку подавляющее большинство «уличных» детей употребляют ПАВ, мы мотивировали ребят на прохождение реабилитационной программы в Квартале. Совместно с сотрудниками MSF мы не только рассказывали им о реабилитационном центре, но и устраивали ознакомительные поездки, где дети могли познакомиться с условиями и правилами пребывания, пообщаться с подростками, которые уже проходят здесь реабилитационный курс.

Мы считаем немаловажным результатом проекта, что наша целевая группа детей получила позитивную информацию о «Квартале» — месте, где можно не только не бояться врачей, но и получить как медицинскую, так и социально-психологическую помощь.

Квартал

Из отчета руководителя реабилитационного комплекса «Квартал» Вероники Готлиб.

За время нашей работы в течение 9 месяцев в детско-подростковый комплекс «Квартал» было госпитализировано 9 подростков. 2 подростка 16 лет и 7 - 17 лет, из них две девочки.

Один подросток на момент госпитализации употреблял опиаты, один - алкоголь, у остальных отмечалось сочетанное употребление различных психоактивных веществ, в том числе летучих органических растворителей (клей, мебельный лак), алкоголя, опиатов.

Для каждого подростка сотрудники MSF получали разрешение в Департаменте Здравоохранения Москвы на госпитализацию в стационарное отделение комплекса.

Большинство подростков до госпитализации приезжали в «Квартал» на «ознакомительную экскурсию».

Предполагаемый срок госпитализации составлял 45дней и включал несколько этапов:

Мотивационный, диагностический, лечебно-реабилитационный и этап подготовки к выписке. После выписки из стационарного отделения предполагалось продолжить индивидуальное психологическое сопровождение подростков в рамках внестационарного этапа в условиях дневного посещения.

Целью мотивационного этапа (работа с психологом, психотерапевтом) являлось знакомство с правилами пребывания в стационаре, формирование запроса и мотивации на участие в программе, с последующей выработкой стремления к трезвому образу жизни.

Диагностический этап включал медицинское и психологическое обследование с разработкой лечебно-реабилитационного плана.

Учитывая специфику образа жизни беспризорных детей, их физическое состояние, отсутствие регулярной медицинской помощи, а также в рамках профилактики социально-значимых заболеваний в отделение старались обеспечить максимальный объем диагностических, консультативных и лечебных мероприятий, выходящих за рамки стандартов оказания медицинской помощи наркологическим больным. В план обследования входила лабораторная диагностика, консультация педиатра, невролога, фтизиатра, ЭКГ, ЭЭГ, УЗИ органов брюшной полости, флюорография. В результате обследования выявлен 1 случай гепатита С, паховый лимфаденит - 1 , о. коньюнктивит - 1, ОРВИ - 2.

К сожалению, полный курс лечения из 9 госпитализированных подростков прошли только 2 и на сегодняшний день еще одна девочка находится в центре. Один их прошедших полный курс реабилитации подростков провел в отделении 50 дней и был направлен социальным работником MSF на работу, на ферму. В среднем сроки пребывания подростков в стационаре не превышали 10-18 дней, при этом двое ушли из стационара на следующий день. 3 человека, прервав первую госпитализацию, спустя время возвратились обратно.

Все дети с психопатологически отягощенной наследственностью, один или оба родителя злоупотребляли алкоголем, 6 детей являются сиротами, воспитывались в детских домах.

Всех пациентов отличает раннее начало аддикции (с 7-10 лет), семеро начали ингалировать клей «Момент» или лак, двое сначала употребляли алкоголь.

Трое имеют судимость, двое из них отбывали срок в колонии.

В контакт с персоналом отделения в начале пребывания вступали настороженно, были «закрыты». У многих детей отмечалась похожее поведение: отворачивались к стене и прятали голову под подушку.

В целом, подростки довольно сложно встраивались в жизнь по правилам отделения, пытались установить свои «законы», некоторые вели себя агрессивно. Вымогали сигареты, еду, старались подчинить младших, демонстрировали пренебрежение к персоналу отделения. Однако во время повторной госпитализации действительно старались вести себя адекватно (меньше нецензурно бранились, не нарушали режим).

При психологическом исследовании у всех пациентов (было обследовано семеро, т.к. двое ушли из отделения на 2 сутки) выявлено интеллектуально-мнестическое снижение (снижение объема памяти, мыслительных процессов, работоспособности, неустойчивость внимания). У шестерых отмечалась заниженная самооценка, обидчивость, ощущение одиночества. Повышенный уровень агрессии отмечен только у двоих.

Одной из основных проблем взаимодействия с детьми, было отсутствие какого-либо запроса с их стороны. При первом знакомстве некоторые подростки высказывали намерение «вылечиться от алкоголя или наркотиков», однако мотивации на изменение образа жизни у большинства детей не было. Часто ими руководило желание «отдохнуть и отоспаться», о чем они открыто заявляли.

Некоторые избегали контакта с психологами, в индивидуальной и групповой психотерапевтической работе были формальны, скрытны, пытались обесценить темы, обсуждаемые на группе.

После обсуждения этой проблемы с сотрудниками центра MSF было решено проводить знакомство с правилами отделения на этапе принятия ребенком решения о возможной госпитализации.



Приют «Дорога к дому»

Из отчета директора приюта «Дорога к дому» Татьяны Харыбиной.

От социальных работников, работающих на вокзалах совместно с MSF, поступило 3 детей:

Буданова Олеся Павловна 03.07.1992 г. рождения

Буданов Денис Павлович 03.07.19992 г. рождения

Потанина Владислава Вячеславовна 23.11.1991 г. рождения



Будановы.

Проживали в г. Электросталь (Московская область) с мамой, отчимом, старшей сестрой и братом, бабушкой. Учились на пятидневке в школе-интернате недалеко от дома. Денис очень привязан к своей сестре Олесе. Последние 1,5 года девочка не находит взаимопонимания с матерью, обвиняет мать в том, что она их не любит. Девочка считает себя взрослой, любит свободный образ жизни, выглядит старше своего возраста, нравится мальчикам, старается быть в центре внимания, очень много времени проводит на улице, что вызывает недовольство матери и скандалы. После очередного скандала девочка убежала из дома, уехала в Москву. После возвращения домой мама с дочкой померились на какое-то время, а после очередной ссоры вновь убежала. Периодически с ней уходил Денис в силу своей привязанности к сестре и как защитник. На момент знакомства с социальными работниками НАН и MSF на вокзале в Москве Олеся убегала из дома уже 7 раз, Денис- 3.

Дети выделялись из компании беспризорных, не вписывались в эту компанию. Когда социальные работники предложили им прийти в приют, они согласились.

Первоначально дети выдвигали версию о том, что дома их бьют, обижают. С их слов последние побои ремнем были около 1,5 суток назад, но при медицинском осмотре следов побоев выявлено не было. Данные психологического обследования, тестирования и дальнейшей работы с детьми не подтвердили наличия физического насилия. Работники школы-интерната, где учились дети, так же не подтверждали этого. Говорили, что мать заботится о детях (одеты всегда опрятно), ни в чем им не отказывает, но в силу своей занятости на работе, свободного времени у нее мало. Через директора школы, мы передали информацию для матери о том, что дети находятся у нас (дома телефона нет).

Приезд матери и родственников (брата, сестры, бабушки) оказался для всех неожиданным, мать требовала вернуть детей домой. С детьми была проведена разъяснительная работа о том, что у них есть выбор и только с их согласия мы отдадим их маме. Маме так же было разъяснено, что мы будем защищать права детей. У детей был выбор: остаться у нас, уйти домой, вернуться в школу-интернат в своем городе.

Встреча с родственниками прошла очень тепло. И после длительного общения ими было принято решение вернуться домой.

С матерью длительно беседовали специалисты. Удалось убедить 'ее обязательно заниматься с психологом в их родном городе.


Проведенная работа:

Обсуждение проблемы детей и первые впечатления от общения с ними психолога и социальных работников MSF

Знакомство с детьми

Сбор информации о правильности сообщенных данных детьми о себе

Сбор информации о членах семьи

Осмотр, обследование ежедневное наблюдение медиками

Постоянная работа с психологом, тестирование, выявление насилия и т.д.

Проговаривание, проигрывание различных семейных ситуаций с
психологом

Обсуждение полученной информации и выработка единого ведения детей всеми службами

Связь со школой-интернатом, установление личности

Подтверждение адреса места жительства детей

Сотрудничество с органами опеки и попечительства г. Электростали

Связь с родственниками.


Потанина.

Влада проживала на Украине с младшим братом в школе-интернате №1 г. Керчи, сирота. Эмоционально неуравновешенна, склонна к обидам, вспыльчива, любит путешествовать, считает, что на новом месте обязательно будет лучше. В Керчи проживает бабушка, но отношения у детей, со слов девочки, с ней не складываются. Из рассказов родителей Влада знала, что у нее есть двоюродная тетя в г. Иркутске и дяди в г. Якутске. Девочка решила их найти и убежала из интерната. Самостоятельно пересекла границу Украины, приехала в Москву, откуда собиралась попасть в Иркутск. Несколько дней прожила на вокзале, пока не познакомилась с социальными работниками НАН и сотрудниками организации MSF. Работники данной организации созвонились с нами, обсудили сложившуюся ситуацию. Девочке было предложено пожить некоторое время в приюте, пока мы не установим точный адрес тети и не свяжемся с ней. Адрес тети был установлен, но при телефонных разговорах с ней было выяснено, что тетя девочку к себе взять не сможет, т.к. одна воспитывает дочь. Обещала постоянно переписываться с девочкой, по возможности приехать к ней.

В г. Якутске родственников найти не удалось, т.к. девочка знала только имена дядей, других сведений не было и нам ничего не удалось разыскать.

Пока Влада находилась в отделении, она училась, знакомилась с Москвой, активно участвовала в жизни приюта. Постепенно девочка стала скучать по брату, чаще вспоминать свой родной город. И как только были получены документы из интерната и из посольства, сотрудники MSF помогли нам перевезти девочку на Украину в г. Керчь.


Проведенная работа:

Обсуждение проблем девочки и первых впечатлений от общения с ней психолога и социальных работников MSF

Знакомство с девочкой

Сбор информации о правильности сообщенных данных о себе

Сбор информации о членах семьи и родственниках

Осмотр, обследование ежедневное наблюдение медиками

Постоянная работа с психологом, тестирование

Обучение по индивидуальной программе

Обсуждение полученной информации и выработка единого ведения ребенка всеми службами

Связь со школой-интернатом, установление личности

Получение сведений о родственниках

Связь с родственниками






ИСТОРИИ



Аня. 15 лет. Москва.

Встретились около м. Алексеевская.



-- Ты здесь давно?

-- Третий год.

-- А что так?

-- Да мамка пьет…



Мать страдает алкоголизмом, лишена родительских прав. У Ани есть сестра, которая находится в приюте. Девочки прописаны в разных районах, поэтому находятся в разных приютах.

Аня не первый раз убегает из учреждения попечения. Убежав, она большую часть времени живет на улице, временами наведывается домой: помыться. О своей жизни говорит неохотно. В просьбах звучат требовательные нотки. Похоже, все встречающиеся ей взрослые нужны только для того, чтобы с них что-то получить. В случае отказа страшно обижается и, похоже, искренне не понимает, что человек имеет право ей что-то не дать.



Юра. 16 лет. Москва.



На улице около трех лет. В семье несколько детей. Мать лишена прав из-за последствий алкоголизма. Несколько раз отправлялся в приют, но всех причастных к этому воспринимает как врагов. С гордостью рассказывает о своих побегах и жизни на улице. Лежал в ПБ№6, Тушинской и Морозовской больницах, обо всех говорит со злостью. В детский центр ходит редко считает, что там скучно, да и трезвым надо быть.



-- А че напрягаться?!



Постоянно нюхает клей, часто употребляет бутарфанол. К концу проекта был осужден за воровство.



Слава. 16 лет. Москва.



Родители развелись. Воспитан, выделяется на общем фоне. На улице третий год, с разной периодичностью, последнее время все чаще.



-- Родители не волнуются?

-- А я бываю дома. Иногда… (улыбается)

-- Почему дома не живешь?

-- Да все равно я им не нужен, они от меня откупаются, только орут.



По рассказам других ребят раньше часто появлялся то с роликами, то с велосипедом подаренными родителями. Последнее время употребляется ПАВ регулярно, интерес в разговоре исчезает, несколько раз был с похмелья. Лечиться не хочет, считает, что сможет бросить, когда захочет.



Олеся. 13 лет. Московская область.



Несколько раз убегала из интерната, вместе с братом, близнецом. Отца нет, есть отчим, мать и бабушка. Мать была в местах лишения свободы, «закодирована» и на сегодняшний день не пьет. Девочка жалуется, что дома ее бьют, брат это подтверждает. Мать говорит, что наказывает ее только за побеги из дома и ничего жестокого в наказаниях нет, просто не выпускают из дома.

С помощью старшего брата удалось уговорить вернуться домой, но через неделю снова на Курском вокзале, уже без брата. Быстро прибилась к группе старших мальчиков-подростков. Называет их братьями и явно ищет отцовского отношения.

Необходима длительная психологическая работа, как с ней, так и с семьей в целом.



СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ данных опросов детей и подростков в рамках программы «Дети московских вокзалов»

Целями проведенной работы были выявление взаимосвязей между социальными и физиологическими характеристиками детей и разработка критериев оценки возможности ресоциализации беспризорников и безнадзорников.

В работе использованы данные опросов 159 детей, из них беспризорных - 71, а безнадзорных - 88 человек.

Ребята были разделены на три группы по степени зависимости от приема химических веществ.

К группе с Сильной химической зависимостью были отнесены дети, которые стремятся пребывать в измененном состоянии постоянно. Длительность нормального состояния меньше, чем длительность измененного.

К группе с Умеренной химической зависимостью были отнесены дети, которые пребывают в измененном состоянии не намного реже, чем в нормальном (1-2 раза в неделю).

Детей, которые, как правило, пребывают в нормальном состоянии (употребление 3 раза в месяц или реже) отнесли к группе с Малой химической зависимостью.

Каждая из этих групп была разделена на две: одни стремились как-то изменить свою жизнь, другие - нет. Таким образом, у нас получилось шесть групп детей. Социальные характеристики оценивались по 27 объективным и субъективным показателям, полученным на основании ответов, данных детьми на вопросы анкеты.

Параметры однозначно характеризующие ребенка описывались долями. Например, подросток является либо мальчиком, либо девочкой (он не может быть и тем и другим одновременно). Это однозначный параметр. Для того чтобы вычислить долю девочек в выборке, необходимо их количество разделить на общую численность выборки (в нашем случае 159 человек). Неоднозначные параметры описывались рейтингами. Например, один ребенок употребляет только алкоголь, другой - алкоголь и клей, а третий может употреблять три вещества. Употребление ПАВ - неоднозначный параметр. Чтобы вычислить рейтинг популярности, например, алкоголя, необходимо количество детей употребляющих алкоголь разделить на количество всех употребляемых ПАВ (оно будет значительно больше, чем 159, потому что некоторые ребята употребляют два и более вещества) и умножить на сто.

Методом корреляционного анализа было выявлено девять наиболее существенных параметров. Существенность показателя оценивалась по количеству достоверных (р<0,05) корреляционных связей, образованных с другими параметрами (Таблица ).

Наиболее существенные показатели, характеризующие степень социализации ребенка.

Фактор

Количество достоверных (p<0.05) корреляционных связей

Среднее значение по всей выборке

Рэйтинг популярности бутарфанола

11

14

Среднее число попыток помощи в Государственных больницах.

11

1,21

Среднее количество конфликтов с законом.

10

1,45

Доля беспризорных

10

0,45

Доля пребывающих на улице более года.

10

0,64

Среднее количество благотворительных организаций, посещаемых детьми.

10

0,92

Доля детей с законными источниками дохода

9

0,25

Рэйтинг популярности алкоголя

8

36

Доля детей до 15 лет.

6

0,25



Эти девять показателей фактически являются критериями социальной адаптированности ребенка. Обнаружены шесть тесно взаимосвязанных факторов, способствующих десоциализации ребенка. Они образуют замкнутый круг, из которого очень трудно вырваться. Так, чем больше ребенок пребывает на улице, тем больше степень конфликтности с законом, тем активней он стремиться найти «успокоение» и «решить» все проблемы с помощью бутарфанола, тем сильнее он отрывается от родителей, становясь из безнадзорного беспризорным, и тем чаще он подпадает под принудительную «помощь» государственных больниц, откуда, не выдержав унижения, он сбегает, становясь опять вне закона. Круг замкнулся. Удивительно, что свое место в этом круге занимают и некоторые благотворительные организации, которые не способствуют ресоциализации ребенка, не привлекают его в реабилитационные программы (не разрывают этот порочный круг), но, только обеспечивая его бесплатной едой, одеждой и медицинской помощью, «помогают» ему выжить и освоится в асоциальной роли беспризорника, наркомана, бомжа.

На диаграмме так же видно, что шести факторам, тянущим ребенка на социальное дно противостоят три фактора, имеющих обратное направление. Прежде всего, это возраст. Чем меньше ребенку лет, тем меньше он пребывает на улице, тем меньше шансов попробовать бутарфанол. Второе свидетельство, нормальной социальной адаптированности ребенка - это предпочтение алкоголя среди прочих психоактивных веществ. Периодическое (не постоянное) употребление алкогольных напитков не осуждается законом и обществом. Таким образом, употребление алкоголя не ставит детей вне закона и не приводит к разрыву семейных связей, то есть превращению в беспризорников. Третьим и наиболее сильным фактором, способствующим социализации ребенка, является стремление получать легальный доход, то есть работать и/или просить (не воровать, а именно просить) деньги у своих родителей.

Важно отметить, что если шесть факторов, образующих замкнутый круг десоциализации, тесно связаны между собой и три из них (закон, государственная «помощь» и благотворительные организации), представляют собой организованные системы, то три вышеназванных социализирующих фактора, никак не связаны друг с другом и являются характеристиками исключительно личностными. Получается, что системе десоциализации противостоит одинокая личность. Силы не равны. Из этого следует вывод о необходимости создания системы, способствующий не только физическому существованию подростков, но и их ресоциализации.




П

Семья в Москве (после надлежащей работы с семьей социальной службы Фонда НАН)

Семья или социальная служба по месту проживания ребенка (после установления ситуации и контактов сотрудниками MSF)

резидент Общероссийского общественного

благотворительного фонда

«Российский благотворительный Фонд

«Нет алкоголизму и наркомании» (НАН)


Зыков О.В.

скачать файл | источник
просмотреть