neosee.ru

21.02.20
[1]
переходы:140

скачать файл
Цивильск, Августовская конференция воспитателей ДОУ 2011г
















Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду









Из опыта работы воспитателя

первой категории дошкольной

группы Малоянгорчинской ООШ

Ласточкиной Ольги Арсентьевны







Цивильск, Августовская конференция воспитателей ДОУ 2011г.


Каждому кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходятся и персоналу группы: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького. Дети приходят в группу с любимой игрушкой, слышат свое знакомое по дому ласкательное имя, ходят за ручку с приглянувшимся взрослым, но продолжают все также отчаянно страдать, переступив порог групповой комнаты. Каждый раз убеждаешься, что характер и длительность адаптационного периода зависит от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин. Чтобы полнее представить себе эту проблему, следует разобраться в многообразии подходов к ее решению. К услугам дошкольного учреждения родители в основном обращаются, когда малышу исполнится 1,5- 2 года: ребенок уже живет по режиму с одним дневным сном, самостоятельно передвигается, понимает обращенную к нему речь взрослого, может как-то рассказать о своих проблемах, не столь существенно зависит от помощи взрослого. Но и эти положительные сдвиги в развитии не могут оказать малышу весомую помощь в столь критическом для него положении. Он испытывает крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужой взрослый собирается произвести с ним какие-то манипуляции. Отказывается принимать помощь незнакомца, когда тот пытается накормить его, с трудом может проглотить две-три ложки, не различая вкуса пищи. Находясь в нервном возбуждении, он не чувствует голода. Фактически в течение всего времени пребывания в группе малыш остается голодным. А кормить насильно нельзя.

Во-первых, даже незначительный кусочек картофеля или моркови может затруднить глотание; во-вторых, у детей может быть избирательное отношение к продуктам питания, например к луку; в-третьих, можно невзначай надавить ложкой на язык, вызвав неприятное ощущение и даже рвоту, которая быстро сформируется в анарексию, когда рвотные позывы появляются уже при виде пищи.

Ребенок в первые дни посещения группы, с опаской оглядывается по сторонам. Он никогда не видел такого большого помещения с таким обилием игрушек. Ему бы спокойно освоится в окружающей обстановке, а взрослые берут за руку и ведут в другие, совсем не симпатичные для него помещения. Среди множества полотенец, рычащих сливных бачков туалетной комнаты его пытаются усадить на незнакомый горшок. Малыш упирается изо всех сил. Ему страшно, хочется побыстрее сбежать из этого помещения, и все усилия взрослых остаются безрезультатными. Меняя штанишки малышу, воспитатель ворчит: «За два года мамаша не удосужилась приучить к горшку». А надо было всего лишь взглянуть с участием в полные отчаяния глаза ребенка, ободрить его.

Вернувшись в групповую комнату, малыш не успевает передохнуть от пережитого, как его ведут в другую комнату, с множеством кроватей. Ему некогда даже осознать, что его ждет: так быстро его раздевают и укладывают в незнакомую кровать. Есть еще силы у малыша, он протестует, кричит; нет- лежит неподвижно, боясь пошевелиться закрыть глаза. Надо отдать должное, в практике работы с детьми есть и положительные моменты, когда время пребывания новенького ограничивается- до обеда или до укладывания на сон.

Вернувшись домой, первое, что испытывает ребенок,- невероятное облегчение и чувство голода. Дает о себе знать и нервное напряжение: малыш плаксив, не отпускает от себя маму ни днем, ни ночью, долго не может заснуть, часто просыпается с плачем.

Такие испытания не проходят бесследно, и, как правило, через три- четыре дня ребенок заболевает. Сказывается и то, что организм его ослаб так как малыш на протяжении нескольких дней недоедал, недосыпал. Не следует забывать и о том, что дети попадают в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Кто-то чихнул рядом, кашлянул в лицо. Много ли надо новенькому? Особенно часто в период адаптации болеют ослабленные дети; характер их заболеваний сложнее, чем обычное ОРЗ, ОРВИ.

Персоналу группы, особенно в адаптационный период, следует неукоснительно выдерживать график проветривания помещений, четко организовывать фильтр во время утреннего приема, тщательно обрабатывать не только посуду, горшки, но и игрушки.

Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам: в их совместном с малышом жизненном опыте никогда не возникало таких затяжных экстремальных ситуаций. Узнав от воспитателей, как вел себя малыш в группе, родители бывают удивлены, озадачены. Они не знали своего малыша с такой стороны!

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей можно разделить на три группы.

Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери яростно отшвыривают предлагаемые им игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

Вторая группа- немногочисленная, два-три ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают; с трудом передвигая ноги, устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись в ее колени, горько рыдают. Адаптация таких детей длится два- три месяца, протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально- типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него большой брат и какой есть друг- школьник. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более двух- трех дней, на большее ему не хватает объема информации. Теперь уже, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

Характер и длительность адаптации зависят и от жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, где есть дедушка и бабушка, тетушки и дядюшки, живущий среди шумной ватаги братьев и сестер, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, точно зная, чего от кого можно ожидать, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Также легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение соседки, отвозили на недельку погостить у бабушки или брали с собой в шумную компанию друзей, где малыша кто-нибудь кормил, укладывал вздремнуть на часок. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Здесь ребенок набирается житейского опыта. Он отлично ориентируется в обстановке и безошибочно знает, какую дверь лучше обойти стороной, а в какую можно упорно стучать кулаком и даже ногой, ожидая, когда впустят и окажут радушный прем. Такие дети, попав в группу, сразу же ориентируются на поведение взрослого и по его реакциям понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. Им нравится обилие разных помещений и разнообразие игрушек.

Отличается поведение детей, родители которых живут семейным мирком, отгородившись от всего света; их круг общения ограничен. Во время прогулок мама обходит стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить какую-нибудь детскую болезнь.

В некоторых семьях папа до ночи на работе, а мама целыми днями один на один со своим малышом. Это характерно для семей, живущих в загородных коттеджах. В таких условиях у ребенка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без нее, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и даже может послужить поводом для формирования детского невроза.

Не имея никакого жизненного опыта, в отрыве от любимого взрослого, в чужой обстановке, ребенок может быть напуган настолько, что иногда начинает вести себя неадекватно: переходит на ползание, даже если уже начал ходить; замолкает, начав говорить. Дети не воспринимают речь незнакомого человека, так как им не привычен тембр голоса, дикция; не могут из-за переживаний вникнуть в речь взрослого и т.д. В незнакомой обстановке они ко всему относятся с опасением: отказываются брать ложку, прикоснуться к хлебу, протянуть руку к струе воды и т.п. Имеющиеся у них навыки по самообслуживанию на время исчезают даже в домашних условиях; надолго нарушается характер и продолжительность сна.

Проходит время(у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит, и он благосклонно принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда съедает положенную норму. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует об окончании адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время.

Опыт свидетельствует о том, что следует создать четкую систему потребностей структуры ребенка раннего возраста.



Ребенок + мать



Ребенок + взрослые



Ребенок + ближайшие окружение


Ребенок + дитя


Следует признать, что, не владея этой структурой, мы невольно совершаем ряд грубейших ошибок.

1-ая ошибка. Хорошо известно, какие последствия имеет насильственный отрыв ребенка от матери, какое глубокое потрясение испытывает малыш. А мы упорно продолжаем совершать эту ошибку, разлучая ребенка с мамой, подрывая у него тем самым формирующееся доверие к миру.

2-ая ошибка. Практическим работникам известна ведущая роль взрослого в развитии ребенка, но в период адаптации мы забываем о ней, оставляя малыша без всякой помощи и поддержки. Переступив порог группы и оказавшись вдруг в незнакомой обстановке среди незнакомых взрослых, без близких, ребенок мобилизирует собственные силы и самостоятельно пытается наладить контакт с незнакомым человеком(просится на руки, ходит, держась за подол ее платья, и др.). А взрослый? Чуть успокоив отчаявшегося, он предлагает: «Смотри, сколько у нас интересных игрушек! Твои любимые машинки тоже есть», перебрасывая малыша с первой ступени на третью. Еще хуже обстоят дела, когда его бросают сразу на четвертую ступень со словами: «Смотри, сколько у нас детишек. И никто не плачет! Пойди, поиграй с ними!». А ведь каждому практическому работнику хорошо известно: новенький даже не двинется в сторону сверстников. Более того, он вынужден самостоятельно учиться ориентироваться в чужой для него обстановке. И на все это у малыша уходит от одного до шести месяцев.

3-я ошибка. Неправильно выстроенная линия поведения всех взрослых приводит к тому, что ребенок отчаянно плачет в течение всего времени пребывания в группе, расшатывая свою нервную систему. К тому же дети эмоционально заражаемы и очень часто без причины начинают плакать хором. Неспокойный эмоциональный фон утомляет остальных детей, в группе создается нервозность. Нелегко детям. Трудно в таких условиях работать и взрослым.

Надо быть спокойным, приветливым, внимательным к каждому. Воспитателю нужно найти время, чтобы отвлечь, успокоить плачущих, кого-то взять на руки, кого-то прижать, погладить по голове, проявить сочувствие, а с кем-то поиграть, поговорить. Необходимо уделять внимание и другим детям и не выбиваться из плотного графика работы.

Поневоле взрослые работают напряженно, без улыбок, движения их порывисты, речь скупа на эмоции, напрочь забываются знания об уровнях общения с ребенком. Дети чутко улавливают настроение взрослых, заражаются им, не находят успокоения в таком примитивном общении.

4-ая ошибка. Чтобы как-то ослабить напряжение в работе совершаем очередную ошибку- не выводим на прогулку новых детей. А ведь прогулка для малышей- своеобразная передышка. Во-первых, они несколько успокаиваются, когда с них не снимают одежду, а наоборот, надевают свою, знакомую. Во-вторых, на участке дети почти не плачут: в их жизненном опыте уже были и горка, и песочница. В-третьих, на прогулке у воспитателя появляется реальная возможность не спеша поговорить с новеньким, взяв за руку, походить с ним от одной играющей компании детей к другой, покачать малыша на качелях. Конечно, возвращение с прогулки- это опять поток слез. Поэтому лучше всего на таком эмоционально-положительном всплеске расстаться с малышом, передав его маме. Дети вместе с воспитателем, прощаясь, говорят новенькому: «Приходи завтра, мы тебя будем ждать!». Успокоенный малыш довольно улыбается. Рада и мама.

Проблема адаптации- это проблема родителей, но никак не персонала групп, как у нас принято считать. Задача родителей- правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать, поощрять его в период адаптации. Задача воспитателей- помочь родителям легко адаптировать малышей.

Успешность адаптации детей зависит на этом этапе и от мастерства воспитателя. Он должен работать так, чтобы детям было интересно с ним; руководить действиями родителей умно и тактично, чтобы они понимали, что воспитатель- союзник, что конечные цели у всех едины. В таких условиях неизменно рождается союз единомышленников, от чего выигрывают и ребенок, и сами взрослые.


скачать файл | источник
просмотреть