neosee.ru

21.02.20
[1]
переходы:153

скачать файл
Исторические карты отличаются от географических карт

Работа с картой на уроке истории

(методические рекомендации в помощь учителю)


ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА: ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определенном масштабе с учетом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Самые древние карты созданы в Вавилонии и Египте в III-I тысячелетиях до нашей эры. Специальные учебные карты появились в XVIII в.

Исторические карты отличаются от географических карт. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства. Другая особенность исторических карт - раскрытие динамики событий и процессов. На географической карте все статично, а на исторической легко увидеть возникновение государств и изменение их территорий или пути движения войск, торговых караванов и т.д. Передвижения людей на карте показывают цельные и прерывистые стрелки; военные удары - стрелки с более коротким древком и широким основанием; места сражений - скрещенные мечи, пункты сосредоточения восставших - точки.

Исторические карты различаются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные). На обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все основные события и явления, предусмотренные разделами школьной программы и госстандарта. В названии карты указаны место и время событий.

Обобщающие карты конкретизируют и более подробно раскрывают карты тематические. Последние так названы потому, что на них отражены события и явления учебных тем. На географическом фоне тематических карт отображены отдельные события или стороны исторического процесса. Эти карты разгружены от обозначений, не имеющих отношения к теме. На них более подробно, ярко и красочно представлены фрагменты важнейших событий и явлений обобщающих карт. Как правило, тематические карты используются на фоне и в сочетании с общими картами, дополняя друг друга.


МЕТОДИКА РАБОТЫ С КАРТОЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Первичные умения по работе с картами ученики получают на уроках природоведения в начальной школе. Они имеют представление о том, что на горизонтальной плоскости карт изображена местность в условном виде и масштабе. Ученики знают об условных знаках рек, морей, гор, рельефе местности и обращаются к условным знакам по мере надобности. Они могут показать населенные пункты, определить границу государства. У них складываются представления о различии географических и исторических карт (статика и динамика, цветность). Им известно, как ориентирована карта (север, юг, запад, восток). В основной школе эти знания требуют своего дальнейшего углубления и развития.

На первых уроках в основной школе выявляются картографические умения и навыки учащихся, и, прежде всего, умеют ли они пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Для этого учитель показывает условный знак на карте и просит определить по легенде его значение. Или же по ходу объяснения предлагает ученикам обратиться к своду условных знаков карты. В ходе обучения чтению исторической карты одновременно привлекается настенная карта и ее уменьшенные копии в виде раздаточного материала.

Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Этому способствует постоянное наличие исторических карт в кабинете истории. На уроках рассказ учителя или описание исторических событий всегда сопровождается показом по карте.

При появлении новой для учеников исторической карты в ходе беседы выясняется: какую часть земной поверхности она охватывает; какой хронологический период истории на ней отражен; какова зависимость климата от географической широты. Учитель показывает географические ориентиры, важнейшие объекты, взаиморасположение политических объединений; раскрывает характерную особенность границ данного периода; знакомит с исторической географией, называя прежние и современные названия на карте; разъясняет условные обозначения (легенду) карты.

При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность. Если на картах отмечены разные регионы, то определяются их пространственные взаимоотношения. Этому помогает обобщающая карта, охватывающая оба этих региона. Затем выявляются временные отношения между картами - разновременность или синхронность событий истории, отраженных на картах. Для установления межкурсовых связей на уроках целесообразно одновременное применение синхронных карт по истории Украины и всеобщей истории. Одновременная работа с несколькими картами помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размеров карты, ее масштаба и охвата территории.

Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют одновременно историческую и географическую (физическую) карты или общую и тематическую. На них помещен один и тот же объект, но он изображен в разных масштабах. Обучение может идти от единичного к общему или от общего к единичному. В первом случае учитель продемонстрирует историческую карту (единичное), потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии, направлениям рек ученики найдут эту же территорию на физической карте полушарий (общее). Ученики убедятся, что на исторической карте отображена меньшая часть земной поверхности. Ее очертания мелом учитель нанесёт на физическую карту, и ученики еще раз сравнят положения рек, морей с контурами исторической карты. Во втором случае учитель демонстрирует, например, карту «Древние государства мира» (общее). Затем с помощью мела выделяет на ней местоположение Древнего Египта в виде треугольника (единичное). Этот район земного шара можно увеличить. Учитель показывает аппликацию Египта и помещает ее на карту «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Для закрепления полученных знаний желательно провести игру «Кто быстрее соберет карту» (по принципу сбора картинки из детских кубиков). Ученик получает карту Древнего Египта, разрезанную на части в виде квадратов. Как показывает практика, ему потребуется около четырех минут, чтобы собрать такую карту. Затем дается задание определить, как можно попасть из родного города в современный Египет (прием путешествия).

На уроке «Природа и занятия жителей Древнего Египта» историческая карта, содержание учебника помогают ученикам уяснить особенности естественно-географической среды, выявить условия благоприятные и неблагоприятные для земледелия.

Развитию пространственных представлений учащихся способствует одновременное применение карты и учебной картины. Картина как бы раскрывает условные обозначения карты, создавая представление о реальной местности и пространстве. Так, рассказывая о завоеваниях монголов, учитель сочетает показ по карте с описанием местности и демонстрацией картины «Сухие степи». Или же, характеризуя путь «из варяг в греки» и создавая представление об этом великом восточнославянском водном пути, наряду с картой «Украинские земли в XII - начале XIII в.» учитель привлекает картину «Днепровские пороги».

Чтобы приучить учеников основной школы запоминать географические ориентиры важнейших фактов, учитель может дать задания показывать основные исторические события на физической карте (например, показать на физической карте Европы, какие земли были присоединены к Украине в 1939 году).

Ученикам следует рассказать о приеме запоминания карты профессиональными военными. (Они мысленно разбивают карту на квадраты и анализируют один квадрат за другим, начиная с верхнего левого угла и двигаясь по горизонтали к правому. Особенно тщательно они изучают места стыка квадратов).

В старших классах понять соотношение неизменного и поддающегося трансформации позволяет сравнение нескольких карт, изображающих одну и ту же территорию в одном и том же масштабе, но в различных исторических условиях. Учащиеся убеждаются, что существуют различные способы и приемы картографического изображения исторических событий. Карта отражает вполне определенные взгляды на историю конкретных групп людей или даже целых народов тех или иных государств.

Чтобы легче находить изучаемые объекты, рекомендуется географические контуры крупных земельных массивов сравнивать с чем-то похожим на них и легко запоминающимся. Действительно, Апеннинский полуостров напоминает сапог, Скандинавский - фигуру лежащего льва; Пиренейский - профиль головы в капюшоне; Сицилия - треугольник; Черное море - боб; Каспийское - фигуру животного, держащего кость во рту. Следует подчеркнуть, что название полуостровов не совпадает с названиями расположенных на них стран. Например, на Балканском полуострове располагались Древняя Греция, Македония, Фракия.

Осмысленное усвоение условно-графической наглядности зависит от понимания исторически возникших географических названий. На уроках истории древнего мира учащимся предлагается перечислить страны, имеющиеся на карте Древнего Востока. Затем им следует разъяснить, что Египет, Малую Азию называют Востоком потому, что они расположены на Восток от Западной Европы. Южное Двуречье принято называть Передней Азией, так как эта местность относительно Европы находится впереди остальных стран Азии.

Ученикам нужно помочь определить примерную границу, отделяющую Европу от Азии. Условно ее проводят по Уралу, по реке Эмба до Каспийского моря, по рекам Кума и Маныч до устья Дона, по Азовскому, Черному, Мраморному, Эгейскому морям. Применяя прием «оживления карты», эту границу можно нанести на карту «Древние государства мира». Учитель показывает континент Евразия и его составные части.

В основной школе учитель восстанавливает знания учеников о масштабе. Масштаб - это отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии в действительности (натуре). Обозначается в виде дроби, числитель которой равен единице) а знаменатель - числу, показывающему степень уменьшения длин линий (1: 100 000). Для усвоения знаний о масштабе целесообразно дать ученикам специальные задания, например: показать один и тот же объект на нескольких настенных картах; пользуясь масштабом, вычислить по прямой линии расстояние от Киева до Алчевска; определить, какая из стран больше: Индия или Китай? (Ученики должны знать, что задание выполняется по картам с одинаковым масштабом.)

Если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то ее нельзя заменять картой другого исторического периода. В противном случае у учеников будут формироваться ошибочные исторические представления. Лучше использовать физическую карту, не имеющую границ, или провести занятие по атласу или карте учебника.

При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила. Перед показом учитель дает словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные ученикам ориентиры или обращаясь к физической карте (без подписей объектов). Например, «на север от...»; «выше по течению реки находится...». При описании границ называют не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам.

Из уроков географии ученики должны знать, что реки надо показывать только по течению от истока до устья; города - точкой; границы государств - непрерывной линией. Показ объекта сопровождают указанием сторон горизонта (восточнее и западнее, севернее и южнее), названием географических ориентиров и признаков.

Привлекая внимание учащихся, учитель говорит: «Посмотрите на карту». Определив словами местоположение объекта и, показав на карте, учитель записывает название на доске, а ученики находят этот объект на карте учебника. Стоять у настенной карты надо так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект. Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу. Указку берут в ту руку, которая ближе к карте. Методика обучения работе с картой предполагает одновременную работу по настенной и настольной картам. Работая с настольной картой, ученики вначале лишь воспроизводят действия учителя. Затем, по словесному описанию, находят объект - сначала на настольной карте, потом - на настенной. Выполняют задание по настольной карте, а отчитываются о выполнении по настенной. Учитель показывает объект на настенной карте, а ученики определяют его название по настольным картам.

Необходимо учить школьников говорить о местоположении показанного на карте объекта (Греция находится на юге Балканского полуострова); не глядя на карту, устно определить местоположение страны, города (Аттика расположена на юго-востоке Средней Греции; Афины - в области Аттики, на юго-востоке Балканского полуострова, в Южной Европе).

В 5-6 классах школьники учатся использовать карту как источник знаний, когда на основе изучения легенды определяют и описывают границы государства, направления военных походов, район восстания, места сражений. Учитель дает задание: «Определите, о каких сторонах исторического прошлого различных народов можно «прочитать» по данной карте». И школьники извлекают разнообразную информацию: о природной среде и вытекающих из нее занятиях населения различных стран; о причинах и последствиях войн и колониальных захватов; о существенных различиях между раздробленными и централизованными государствами, между локальным восстанием и крестьянской войной; об изменениях в территориальном составе различных государств.

Роль карты как источника знаний возрастает в работе со старшеклассниками. Зная территорию восстания, ученики определяют состав восставших; сопоставляя карты разных периодов, устанавливают основные территориальные изменения; характеризуют экономическое положение Севера и Юга США перед гражданской войной; на основе карт выявляют экономическое положение России в середине XIX и начале XX в.


Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Многие исторические события могут быть поняты лишь в связи с определенными пространственными условиями. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Так, значение рек как путей сообщения в Древней Руси ученики поймут лишь в том случае, если им объяснить, что Восточно-Европейская равнина была покрыта непроходимыми лесами и болотами.

Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Схематические пособия применяются как источник исторических знаний и как средство их систематизации.


Картосхемы помогают раскрыть внутренние связи изучаемых событий и явлений. Это карты на физико-географической основе, воссоздающие схематически, в упрощенно-обобщенном виде какое-либо одно событие или явление.

Могут быть также самодельные картосхемы краеведческого характера, например: места основания мануфактур, набегов монголо-татар и сражений с ними, партизанских действий.

Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся. Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически.

Контурные карты применяются для закрепления нового материала на уроке; для отработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них; для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Использоваться одна и та же контурная карта может при изучении нескольких тем. В этом случае оценивается каждый этап заполнения карты учениками.

Начиная знакомство с контурной картой, как и с исторической, учитель обращает внимание на хронологические рамки периода, который она отражает. Обучение проходит в несколько приемов. Сначала ученики заполняют контурные карты при помощи настольных карт, затем - настенной, и, наконец, по памяти. Большой подготовки требует умение наносить обозначения в ходе изложения материала учителем.

На начальном этапе практического обучения заполнению контурной карты используются заготовки на доске двух картосхем, выполненных мелом, например картосхемы Древнего Египта. Одна из них преднамеренно заполнена неверно. Анализируя ее, учитель в ходе рассуждающего изложения на глазах учеников правильно заполняет вторую картосхему.

Обучение начинается с самых простых заданий по заполнению карт: обвести границы государств, написать их названия, а также названия городов; указать даты основных фактов. Затем ученики сопоставляют настольную и контурную карты, учатся узнавать очертания участков суши и морей независимо от того, какой район земной поверхности на ней изображен, а также независимо от масштаба карты. Изучая природные условия Греции, учащиеся с помощью физической карты наносят на контурную карту деление Греции на северную, среднюю и южную, обозначают Аттику и Спарту. На полях пишут о занятиях древних греков. Постепенно задания усложняются. На основе знания картографических ориентиров надо нанести на контурную карту маршрут или границу на ней не обозначенные. Чтобы учащиеся не перерисовывали историческую карту механически, учитель дает им задания по выборке данных.

В обучении хорошо себя зарекомендовали самодельные контурные карты на линолеуме. На нем масляной краской изображают физико-географическую основу. Заполняют же такую карту цветными мелками или фломастерами (потом эти надписи легко стираются). Ученики переносят надписи на свои контурные карты.

Выделить и укрупнить самое главное помогают шаблоны, сделанные на основе старых карт. Они часто восполняют отсутствующие картографические пособия. С помощью шаблона мелом на доске вычерчивают контуры Древнего Египта, Двуречья, Индии, Аттики.

На уроке по ходу объяснения постепенно и последовательно контуры шаблона заполняются историко-географическими сведениями.

Заполняя мелом на классной доске контур Аттики, учитель объясняет, что по своим природным условиям Аттика делилась на три части: 1) равнина в юго-западной Аттике, где почвы пригодны для земледелия, это наиболее густонаселенный район; 2) горный район, большой, но малонаселенный; 3) приморская полоса с многочисленными заливами. Чтобы уберечься от пиратов, в 5 километрах от моря на холме посреди равнины возвели укрепленное поселение - Акрополь. Так начиналась история города Афины.

Шаблоны помогают также отработке картографических знаний и умений учащихся. Учитель заранее рисует заготовку, нанося на контуре картосхемы границы страны, горы и реки, города (под номерами). По заданию учителя ученики показывают города и называют их местоположение (город расположен на востоке страны); определяют по компасу направление рек; помечают на схеме район обитания древних племен; показывают древний археологический памятник, говорят о месте его расположения. Затем эти же объекты показывают на настенной карте.

В работе с картосхемами и схематическими планами в последующих классах постепенно растет и становится более разнообразным объем извлекаемой информации. Она служит дополнительным источником к рассказу учителя, например: в 6 классе - о торговле Греции с ее колониями; в 7 классе - о разделе франкской империи, о территориальном росте различных государств, о распространении Реформации в Европе и т.п. Особую ценность представляют задания к картосхемам, которые связывают пространственную локализацию с временной. Например, по контурам Византийской империи в разные периоды ее истории определить, на какой картосхеме ее территория показана в V, X и XIV вв.

Организация самостоятельной работы школьников со всеми имеющимися в учебнике картами и картосхемами - главное условие выработки умения (как и привычки) использовать их в качестве одного из источников своего рассказа, доклада. Большую помощь в этом окажут задания, требующие на основе изучения учебника, карты и картосхемы описать ход войны или сражения (например, Полтавской битвы, позиции и атаки воюющих сторон в ходе Бородинского сражения с выделением его основных этапов) и др.

Например, учитель решил провести урок по теме: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны» в форме групповой работы. Столы необходимо накрыть картами, картами-схемами этого периода истории. В классе возникнет атмосфера настоящей лаборатории и сотрудничества. Особенно важен в работе с историческими картами принцип актуально-исторического подхода к содержанию организации средств. Пространственная ориентация школьников требует постоянного подтверждения. Например, учитель в 6 классе говорит ученикам: «Сегодня мы отправились в путешествие в средневековый город, но мы давно там не были и по приезде можем заблудиться. Поэтому, прежде чем поработать с картой, сначала надо обратиться на север карты в реальной жизни. Где север? Где юг? Запад? Восток? В городе, в котором мы живем, необходимо определить стороны света». Обычно, шестиклассники дезориентированы. Учителю необходимо помочь им снова вспомнить пространство своей сегодняшней жизни. Только после этого упражнения можно перейти к работе с исторической картой.

Большую роль в развитии пространственной локализации играет работа с «немыми» контурными картами, изданными для всех классов, а также вычерчивание карт.

Учитель может использовать прием «наложения» карт. Для этого он предлагает сопоставить изображение одной и той же местности на двух картах: на исторической карте с условными знаками для изучения данной страны на определенный период и на карте физической, где такие условные обозначения отсутствуют. Так создается ситуация затруднения: ученики должны сами убедиться в необходимости соотносить общие ориентиры на обеих картах.

Такой же прием «наложения» используется и при заполнении контурных карт. Сначала школьники, пользуясь картой-вкладкой, надписывают географические ориентиры - моря, реки, горы и др., а затем обводят государственные границы, обозначают страны, города.

В 7-8 классах выполняются более сложные задания, требующие самостоятельно нанести на карту маршруты военных походов, путешествий, районы восстаний, размещение полезных ископаемых.

Очень важно развивать у школьников 9-11 классов привычку пользоваться при повторении школьного материала заполненными контурными картами.

В работе с историческими картами учитель может использовать аппликации. Аппликации в данном случае разделены на два вида: символические и персонифицированные.

Символическая аппликация - это вырезанные из цветной бумаги квадраты, кружочки, стрелки. Они прикрепляются к карте и дают возможность создать в сознании учащихся целостное представление о пространстве, на котором развивались те или иные исторические явления или события. На уроке по теме: «Начало монголо-татарского нашествия» учитель с помощью увеличивающихся черных квадратов показал движение монголо-татар, вскоре карта превратилась в черное пятно, символизирующее тяжелейший для Руси период.

Персонифицированная аппликация - сделанные из цветной бумаги фигурки воинов, крестьян, рыцарей, настоящие изображения исторических деятелей.

На уроке по теме: «Бородинское сражение» учитель помимо символической аппликации, изображавшей построение русской и французской армий, может прикрепить к карте небольшие портреты Наполеона, Кутузова, Барклая де Толли, Багратиона. Ожившая карта с интересом будет изучаться в классе и создавать эффект соучастия в битве.

Приём «карта, идущая в класс». Школьники воспринимают мелкие изображения на школьных настенных картах с трудом. В этом случае учитель, очертив указкой, к примеру, Францию на настенной карте, может поднять большую изображенную на ватмане карту Франции и двигаться с ней по классу, указывая на плохо различимые на настенной карте города, области, границы.


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТУРНОЙ КАРТЫ

Учитель истории должен обучить школьников общим требованиям оформления контурной карты:

1. Надписи и подписи

- оформляются аккуратным печатным шрифтом. Что должно бать записано на контурной карте определяет учитель (главное - не пере грузить карту информацией);

- размер надписи должен соответствовать размерам и важности объекта, размер букв должен быть одинаковым (как и промежутки между ними);

- надписи не должны перекрывать контуры и другие обозначения;

- надписи названий населённых пунктов, других объектов, занимающих на карте маленькую площадь, располагают относительно параллелей. Если на карте параллели не указаны - надписи располагают параллельно нижней рамки карты. Начало надписи этих объектов должно начинаться рядом с объектом (города правее от пунсона. Если надпись длинная - можно ставить первые буквы, сделав ссылку в легенде);

- название объектов, имеющих форму кривых линий, располагают на самом изображении объектов или вдоль их направления;

- название объектов, имеющих на карте форму плоскости, подписывают в середине изображения. Буквы названия должны быть расположены так, чтобы сама надпись раскрывала форму и размер объекта;

- надписи рек располагают в местах наименьшей загруженности карты над линией реки. Надписи длинных рек повторяют два или три раза.

- надписи и подписи всех типов должны быть чёткими, легко читаться и не перегружать карту;

- государственные границы обязательно наводятся («поднимаются») красным цветом;

- обязательно подписываются названия соседних государств.

2. Легенда.

Во время оформления (составления) легенды обращать внимание школьников на следующее:

- все условные обозначения карты, за исключением общепринятых, и все сокращения должны быть пояснены;

- каждое новое пояснение необходимо располагать в столбик с нового ряда. Если «поля» легенды не хватит, легенда продолжается на обратной стороне карты;

- желательно придерживаться определённого порядка расположения в легенде условных обозначений: границы и территории, населённые пункты, направления.


Перед тем, как начать работу на контурной карте, необходимо, чтобы школьники овладели навыками работы «чтения» карты Атласа.

Чтобы предупредить механическое копирование карты, каждое задание на контурной карте должно содержать элемент (-ы) самостоятельной работы ученика.

Любое предполагаемое для школьников задание учитель должен самостоятельно выполнить (чтобы убедиться в возможности его выполнения; определения времени выполнения задания; увидеть возможные сложности и ошибки при выполнении задания). Объем работы на контурной карте (на уроке) должен быть таким, чтобы ученику не нужно было завершать выполнение задания дома. Если задание на контурной карте домашнее - его чётко разъяснить; время на выполнение не должно быть более 10-15 мин.


Также важно обращать внимание на наличие чётких критериев, по которым учитель будет оценивать работу с исторической картой, работу по контурной карте, работу учеников по преобразованию условной информации карты в текстовую.

Критерии оценивания работы с исторической картой могут быть следующие:

- Умение соблюдать алгоритм чтения карты.

- Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте.

- Умение правильно стоять у карты и правильно пользоваться указкой.

- Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую.

- Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) - основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) - итог).

- Отсутствие речевых и грамматических ошибок.


Критерии оценивания работы с контурной картой могут быть следующие:

- Умение точно и правильно выполнить задание по карте.

- Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту.

- Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты).

- Соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами).

- Отсутствие грамматических ошибок.


Критерии оценивания работы по преобразованию условной информации карты в текстовую могут быть следующие:

- Точное словесное описание расположения историко-географического объекта на карте.

- Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) - основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) - итог).

- Отсутствие речевых и грамматических ошибок.


ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧЕНИКОВ, КОТОРЫЕ ПРИОБРЕТАЮТ УЧЕНИКИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ

Работа с исторической картой поможет ученикам

а) знать,

- что название карты отражает тему и ее основное содержание;

- что историческая карта отражает действительность в определенный хронологический период;

- на ней могут быть показаны разновременные события;

- сменявшиеся события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве;

- карты имеют масштаб;

- условные обозначения расшифровываются в легенде карты;

б) уметь:

- узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство;

- определять последовательность и время, отображенных на карте событий;

- правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность;

- передавать содержание карты графическими средствами;

- сопоставлять обозначенные на карте явления;

- сравнивать размеры территорий;

- находить на карте и называть включенные в легенду знаки;

- находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство;

- сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями;

- выделять изменения в территории, новые черты в хозяйстве;

- применять карту при анализе причин и следствий событий;

- анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира;

- сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт; - сопоставлять разномасштабные карты и планы;

- читать карты и картосхемы.


КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ

- При работе с историческими картами возможно применение игр. Так, во время игры в «молчанку» один ученик (молча) показывает объект на карте, другой (молча) поднимает руку, выходит к доске и пишет название объекта. Тот, кто скажет слово, выбывает из игры.

- Для выработки пространственной ориентации учащимся предлагаются задания типа: «Расположи с запада на восток и с севера на юг...». Ученики записывают название объектов на листе бумаги и располагают в правильной последовательности в соответствии с заданием. Затем показывают города на карте и вспоминают связанные с ними события.

- Игра «Четвертый лишний». Учащимся предлагаются названия городов и местечек, связанных с определенными событиями. Ученики должны исключить лишнее и назвать даты событий.

- Аукцион. Например, посвящён географическим открытиям конца XV - начала XVI вв. Готовясь к нему, учитель разъясняет, что аукцион - это особый способ продажи товаров. Предварительно товары выставляются для осмотра. Потом называется первоначальная цена товара. Кто хочет что-либо купить на аукционе, тот называет наивысшую цену.

Вот как может проходить эта игра. Для аукциона можно приобрести компас, карту Америки, маску-сувенир, будильник, конструктор «Сделай сам корабль», альбом, календарь, игрушечные пушка и ружье. Эти покупки необходимо приспособить к изучаемой эпохе. Альбом - для ведения дневника Колумбом; календарь - чтобы составить календарь майя; корабль - чтобы сделать каравеллу.

На уроке-аукционе учитель, стоя за столом, показывает продаваемый «исторический» предмет. Каждый желающий может сказать все, что знает о нем. Выслушав ответ, учитель ударяет деревянным молотком по подставке и спрашивает: «Кто знает больше?». Предмет вручается победителю, показавшему лучшие знания. Победителя определяет жюри.

- Чайнворды. Это цепочки слов, составленные так, что последняя буква каждого слова должна быть одинаковой с начальной буквой следу го за ним слова.



ПРИМЕРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ С КАРТОЙ

6 класс

Тема «Создание Египетского государства»

При помощи карты учебника:

- Охарактеризуйте особенности географического положения Египта;

- Какие природные условия способствовали хозяйственной деятельности человека? Какие мешали хозяйственному развитию?


Тема «Древний Китай»

- Покажите на карте район возникновения древней китайской цивилизации;

- Назовите реки, в долинах которых зародилась древняя китайская цивилизация;

- Какие природные условия влияли на развитие древней китайской цивилизации;

- Что такое Большая Китайская стена? Кто и для чего приказал её соорудить? Найдите её на карте. Вычислите её протяжённость. Прочтите текст в учебнике об этом сооружении. Сравните его с прочтённой информацией на карте.


Тема «Природные условия Италии»

- В чём похожи природные условия Италии и Греции?

- В чём отличие природных условий и как это влияло на занятия населения Древней Италии?


7 класс

Тема «Феодальная раздробленность. Появление удельных княжеств»

- Найдите на карте Киевское, Переяславское и Чернигово-северское княжества, определите их столицы;

- С какими княжествами граничили;

- Назовите другие города этих княжеств;

- Какое из княжеств охватывало большую территорию;

- Каким княжеством захотят овладеть все князья? Почему?


Тема Политическое и социально-экономическое развитие Волынского и Галичского княжеств»

- Где расположена Галицкая земля? Волынская земля?

- С какими государствами они граничили;

- Что способствовало экономическому развитию Галицких и Волынских земель;


Тема «Образование Галицко-Волынского государства при Романе Мстиславовиче»

- Прочтите в рубрике «Історичні цікавинки» (ученик В.Власова) на с. 151 и найдите на карте все географические названия, названные в тексте;

- Правители каких стран предоставляли приют малолетним сынам Романа Мстиславовича, преследуемых галицкими боярами;


Тема «Расцвет Галицко-Волынского государства при Даниле Галицком и его приемников»

- Назовите столицу Галицко-Волынского государства во времена Данилы Галицкого;

- Какой город был основан Даниилом Галицким в 1256 году;

- Назовите княжества, вошедшие в состав Галицко-Волынского государства;

- Назовите страны, с которыми пришлось воевать Даниле Галицкому;

- Когда были походы монголов против Галицко-Волынского государства под руководством Куремсы и Бурундая;


Тема «Монголо-татарское иго на украинских землях»

- Читая фрагмент «Тверской летописи», отследите путь продвижения русско-половецких войск;

- Определите место расположения монголо-татарских и русско-половецких войск;

- В соответствии с текстом летописи определите, где находилась каждая дружина;

- Стрелками обозначьте ход сражения;

- Определите, что повлияло на такой ход событий;

- Определите значение сражения на дальнейший ход событий.


9 класс

Тема «Влияние международных отношений на земли Украины в первой трети XIX века»

Работая с картой «атласа Украинские земли в составе Австрийской и Российской империй в начале XIX века», определите хронологическую последовательность вхождения в состав Австрийской империи

  1. Восточной Галиции;

  2. Буковины;

  3. Западной Галиции;

  4. Закарпатья.


Тема «Сельское хозяйство и аграрные отношения на украинских землях в первой половине XIX века»

Работая с картой атласа «Хозяйство украинских земель в первой половине XIX века», сравните сельскохозяйственную специализацию надднепрянских и западноукраинских земель;

- Какие губернии Надднепрянской Украины специализировались на выращивании на экспорт пшеницы, льна на масло, тонкорунного овцеводства;

- В каких губерниях было развито производство сахара;

- Какой была сельскохозяйственная специализация западноукраинских земель;

- Какие районы специализировались на производстве ржи, овса, картофеля, льна на волокно, сахарной свёклы;

- Назовите города, в которых проводились крупные ярмарки;

- Назовите центры торговли хлебом;

- Сравните положение сельского хозяйства и аграрные отношения на украинских землях Российской империи и западноукраинских землях в составе Австрийской империи.






Рекомендации подготовлены методистом Белаш С.В.

скачать файл | источник
просмотреть