neosee.ru

21.09.19
[1]
переходы:119

скачать файл
Церемония закрытия фестиваля сначала шла как по накатанному

http://www.muzeikino.ru




OLO.Ru

12.09.2005

Рубрика: Культура

РОССИЙСКИЙ ФИЛЬМ "ПЕРВЫЕ НА ЛУНЕ" ПОБЕДИЛ В ВЕНЕЦИИ

Анна ФЕДИНА


В субботу вечером председатель жюри основного конкурса 62-го Венецианского кинофестиваля Данте Ферретти объявил имена победителей. Выбор оказался, мягко говоря, неожиданным: "Золотой лев" достался картине Энга Ли "Гора "Сломанный хребет". Зато порадовало жюри конкурса "Горизонты", вручившее приз "За лучший документальный фильм" россиянину Алексею Федорченко и его ленте "Первые на Луне".


Конкурс Мостры в этом году был сильным (за исключением пары итальянских лент, без которых Венецианский фестиваль обойтись не может), мейнстримовским и ровным: за 11 дней смотра однозначного фаворита гонки за "Львами" выявить так и не удалось.


Впрочем, по всем раскладам главные награды кинофестиваля должны были поделить "Габриэлль" Патриса Шеро и "Спокойной ночи и удачи" Джорджа Клуни. Убедительная режиссура, неглупые сценарии, отличные актерские работы и особенно кропотливая работа художников (Данте Ферретти знаменит тем, что оформлял картины Феллини и Пазолини) позволяли создателям этих картин рассчитывать на благосклонность жюри.


Вырваться в абсолютные лидеры "Габриэлли" мешала гора наград, полученных Патрисом Шеро за последние годы. Нельзя же отдать французу всех "Медведей" и "Львов" только потому, что культовый театральный и оперный постановщик, добравшись до кинокамеры, умудряется подряд выпускать такие хиты, как "Интим" и "Его брат". В результате "Спокойной ночи и удачи" оказался на два шага ближе к победе: во-первых, это всего лишь вторая режиссерская работа Клуни - есть смысл поддержать звезду на новом поприще, а во-вторых, история о борьбе телеведущего с сенатором Джозефом Маккарти особенно уместна именно в рамках Мостры, всегда славившейся своей политизированностью.


Церемония закрытия фестиваля сначала шла как по накатанному. Сценарная премия стала первой победой Клуни, который, выйдя на сцену, не преминул напомнить журналистам о необходимости нести ответственность за свои слова и поступки. Вслед за тем призовую корзину "Спокойной ночи и удачи" пополнил Кубок Вольпи - награда "За лучшую мужскую роль" досталась Давиду Стрэтерну, сыгравшему знаменитого телеведущего Эдварда Мюрроу.


Не оставить хотя бы одну статуэтку на родине итальянцы не могли, поэтому Кубок Вольпи "За лучшую женскую роль" достался Джованне Меццоджорно за драму "Зверь в сердце". Впрочем, как бы устыдившись своей слабости, жюри вслед за молодой итальянкой пригласило на сцену легендарную француженку Изабель Юппер, которая удостоилась "Специального Льва" за вклад в кинематограф.


События стали развиваться непредсказуемо, когда нераскрытыми остались два конверта. Казалось, что интрига заключается лишь в том, кому - Шеро или Клуни - достанется "Золотой Лев", а кому - "Серебряный". Но по велению Данте Ферретти приз "За режиссуру" отправился в объятия автора "Регулярных любовников" Филиппа Гарреля (французский ответ "Мечтателям" Бертолуччи попал в цель), а "лучшим фильмом" стала "Гора "Сломанный хребет" Энга Ли, которую даже в самых смелых прогнозах в качестве потенциального победителя никто не рассматривал.

Конечно, можно было предположить, что глава Мостры - знаменитый китаист Марко Мюллер будет всячески поддерживать своих любимых азиатов. Но тайванец Энг Ли так давно переехал в Штаты и так давно снимает голливудское кино (исключение составляет лишь самая успешная его работа - картина "Крадущийся тигр, затаившийся дракон"), что относить его к представителям Востока сложновато.

С другой стороны, награду Ли нельзя назвать и уступкой Голливуду, перед которым Венецианский фестиваль явно заигрывает (большое количество звезд на ковровой дорожке не мешало еще ни одному смотру). Потому что в этом случае было бы гораздо уместнее вручить "Льва" режиссеру "Братьев Гримм" Терри Гиллияму, чей фильм очевидно лучше "Сломанного хребта".

Собственно, картина Ли - это вполне классическое кино о дружбе двух ковбоев, которые на фоне великолепных гор ссорятся, мирятся, дерутся и плачут друг у друга на плече. Однако, помимо всего прочего, они еще и занимаются любовью. Так что "Золотой Лев", доставшийся "Сломанному хребту", скорее всего символизирует желание Данте Ферретти и его команды продемонстрировать терпимость и широту взглядов. Впрочем, члены жюри несколько опоздали: в Европе представители сексуальных меньшинств давно живут вольготнее, чем их гетеросексуальные соотечественники.


Фальсификацию "Первые на Луне" Алексея Федорченко наградили за документальную правду

Фильм Алексея Федорченко "Первые на Луне", повествующий о советских космолетчиках, которые в 1937 году улетели на Луну, стал победителем венецианской программы новаторского кино "Горизонты". Самое удивительное, что фильм, в котором документальное кино составляет меньше 5 процентов (его жанр - художественная фальсификация), получил приз как лучший документальный фильм. На пресс-конференции, которая состоялась сразу после церемонии награждения, Алексей Федорченко признался: "Я удивлен, что в Венеции откровенную выдумку приняли за чистую монету. Одна газета даже назвала наш фильм советской пропагандой". Забавно, но второй лауреат "Горизонта" - документальная картина Леха Ковальски "East of Paradise", наоборот, получила приз как игровое кино.


В ЗАЩИТУ МУЗЕЯ КИНО

(Обращение молодых кинематографистов России, озвученное на пресс-конференции в Венеции режиссером Алексеем Германом-младшим)


Московский музей кино под угрозой закрытия. Полтора десятилетия, со дня основания, он был меккой для всех людей кино. Здесь выросло новое поколение кинематографистов, с которым связаны надежды российского кино. Оставить музей без крыши - все равно что закрыть Эрмитаж или Третьяковскую галерею. Мы понимаем, что наш музей - мировое культурное достояние и что ответственность за бездействие ляжет на всех. Мы не властный орган и не коммерческая структура. У нас нет никаких инструментов воздействия, кроме нашего голоса. Поэтому мы призываем всех найти способ помочь музею Наума Клеймана и нашему общему дому, без которого у российского кино нет будущего.


(Среди подписавших обращение режиссеры Михаил Брашинский, Константин Бронзит, Алексей Герман-младший, Марина Разбежкина, Петр Буслов, Илья Хржановский, Бахтияр Худойназаров, кинокритики Любовь Аркус, Дмитрий Савельев, Константин Шавловский, Михаил Трофименков и другие).

скачать файл | источник
просмотреть