neosee.ru

24.09.17
[1]
переходы:68

скачать файл
Таким образом, с 01 июля 2014 г

















От ___13. 03. 2014 г.____№____б/н____




Участникам Лиги ломбардов

(рассылается по списку)



/Информация/


После публикации новой редакции Федерального закона «О ломбардах» (далее — Закон о ломбардах) с изменениями и дополнениями, вступающими в силу 01 апреля 2014 г., а также 01 июля 2014 г., Лигу ломбардов буквально «захлестнул» поток вопросов по новому законодательству. Учитывая это, в настоящей информации даны ответы на наиболее типичные вопросы, отражающие позицию Лиги ломбардов на настоящий момент1.

1. Вопрос: «Вправе ли ломбард после 1 июля 2014 г. выдавать займы под залог в том же порядке, как и раньше?»

Ответ: 1 июля 2014 г. - дата вступления в силу новой части 1.1 статьи 2 Закона о ломбардах. Этой нормой установлено, что «ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» (далее — Закон о потребительском займе). При этом базовые положения Закона о ломбардах (части 1,2,3 статьи 2, статьи 7, 12, 13) и Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (ст. 358), регулирующие вопросы выдачи займа под залог движимого имущества граждан не изменились (кроме ограничения времени приема в залог).

Таким образом, с 01 июля 2014 г. ломбард вправе предоставлять два разных вида займа: заем (без ограничения цели использования полученных средств) под залог движимого имущества граждан (в соответствии с вышеуказанными статьями Закона о ломбардах и ГК РФ) и потребительский заем, т. е. денежные средства, предоставленные заемщику в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в порядке, установленном Законом о потребительском займе. Иное толкование было бы обоснованным только в случае отмены базовых норм Закона о ломбардах и ГК РФ. Следует подчеркнуть, что деятельность по предоставлению потребительских займов — это право, а не обязанность ломбардов.

2. Вопрос: «Какие изменения в руководстве ломбарда должны быть проведены в связи с внесением в Закон о ломбарде статьи 2.1 «Требования к органам управления ломбарда?»

Ответ: Согласно указанной статье с 01 апреля 2014 г. вводятся ограничения участия в руководстве ломбарда лиц, имеющих определенные правонарушения, а также лиц, имеющих не снятую или непогашенную судимость за совершение преступлений в сфере экономической деятельности и преступлений против государственной власти2.

Поскольку в подавляющем большинстве ломбардов совет директоров и коллегиальный исполнительный орган не создаются, а руководство организацией осуществляется единоличным исполнительным органом (генеральным директором, директором и т. д.), то ограничения реально в большинстве ломбардов относятся только к руководителю организации.

Представляется, что правонарушителей и лиц, имеющих судимости, среди руководителей ломбардов практически нет. Но там, где в силу ст. 2.1 Закона о ломбардах, руководитель не вправе занимать эту должность, учредители (акционеры) ломбарда должны принять решение о замене руководителя еще до 01 апреля 2014 г. При этом на заместителей руководителя ограничения не распространяются.

3. Вопрос: «Каковы требования к учредителям (участникам) ломбарда?»

Ответ: С 01 апреля 2014 г. вступает в силу статья 2.2 Закона о ломбардах «Требования к учредителям (участникам) ломбарда», имеющая целью ограничить возможности лиц, имеющих судимость, влиять на решения, принимаемые общим собранием участников (акционеров) ломбарда. Практическое содержание статьи сводится к двум основным положениям (но не ограничивается только ими):

  • физические лица, имеющие не снятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти² вправе распоряжаться только менее, чем 10% голосов, приходящихся на голосующие доли (акции), составляющие уставной капитал ломбарда, даже если доля (участника (акционера)) учредителя в уставном капитале составляет 10% и более;

  • лица, владеющие 10 и более процентами акций (долей) в уставном капитале ломбарда (а такие участники имеются в большинстве организаций) должны направлять уведомление в ломбард и в Банк России в порядке и сроки, установленные нормативными актами Банка России.

Пока соответствующие нормативные акты Банком России не приняты. Однако, поскольку содержание уведомления уже определено Законом о ломбардах, представляется правильным, чтобы учредители (участники) ломбарда, владеющие 10 и более процентами долей (акций) уставного капитал с 01 апреля 2014 г. соответствующее уведомление в Банк России и ломбард направляли, чтобы исключить риски. Уведомление, по нашему мнению, следует пока направлять непосредственно в Банк России, как указано в Законе о ломбардах, а также — в ломбард.

4. Вопрос: «В какое подразделение Банка России и какую отчетность должен предоставлять ломбард?»

Ответ: Статья 2 Закона о ломбардах дополнена статьей 24, которая вступает в силу 01 апреля 2014 г. и устанавливает обязанности ломбарда выполнять предписания Банка России и предоставлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России. Пока такой порядок не установлен. Закон о ломбардах не устанавливает даже общие требования к содержанию отчета ломбарда, поэтому, по нашему мнению, в данном случае следует дождаться установления Банком России соответствующего порядка.

5. Вопрос: «Вправе ли ломбард выдавать займы круглосуточно?»

Ответ: Вступающая в силу 01 апреля 2014 г. новая редакция статьи 3 Закона о ломбардах устанавливает, что ломбард вправе с 8 часов до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество) принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством РФ установлены соответствующие ограничения. Таким образом, получается, что в период после 20 часов и до 8 часов принимать в залог и на хранение вещи нельзя. Согласно части 1 статьи 7 Закона о ломбардах по условиям договора займа ломбард передает займы гражданину — заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду, являющееся предметом залога.

Таким образом, займы под залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления ломбард круглосуточно, по-видимому, выдавать не вправе3.

Ограничение времени приема в залог представляется странным, ущемляющим законные интересы не только ломбарда, но, главное, работающих граждан, особенно тех, кто тратит значительное время на дорогу от дома до работы. Теперь эти граждане вынуждены обращаться за займами не в ломбард, а в не имеющие ограничений по времени микрофинансовые организации, где процентные ставки гораздо выше. Представляется, что ломбарды должны добиваться отмены такого ограничения, в т.ч. через депутатов в своих регионах.

В то же время ломбард может выдавать займы в любое время (круглосуточно), осуществляя кредитование в рамках Закона о потребительском кредите (займе).

Более подробно новые положения Закона о ломбардах будут раскрыты в издаваемой по инициативе Лиги ломбардов книге «Комментарий к Федеральному закону «О ломбардах» часть 2», которую планируется выпустить в конце марта-начале апреля 2014 г.

Информация об условиях получения Книги будет доведена до участников сообщества в ближайшее время.


Лига ломбардов



1Позиция Лиги ломбардов может измениться, в том числе при внесении поправок в законы, издании нормативных актов и разъяснений Банка России, о которых незамедлительно будут проинформированы участники Лиги.

2Для правильного отнесения лиц, имеющих судимость, к указанным видам преступлений, целесообразно изучить главы 22 (Преступления в сфере экономической деятельности) и раздел 10 (Преступления против государственной власти) Уголовного кодекса Российской Федерации.

3Не исключено, что существующая формулировка закона все же допускает прием в залог и, соответственно, выдачу займа в период после 20 часов и до 8 часов, однако практическое применение такого вывода несет серьезные риски.

скачать файл | источник
просмотреть