neosee.ru

22.01.18
[1]
переходы:55

скачать файл
И в моей голове остался незакрытым вопрос: что есть оценка и почему ее ставят

ДНЕВНИК - НА СТОЛ

Отметки и оценки

в школе

Есть такие педагогические темы, вокруг которых общественный шум практически не утихает, ничего не меняя по существу. Школьные оценки, несомненно, из их числа. Нужны ли отметки? Какие критерии должны стоять за школьными оценками? В каком конкретно виде оценки должны предоставляться ребенку? Мы решили внести свой голос в общий шум вокруг проблемы. Должно же количество когда-то перерасти в качество?!

Всякая оценка предполагает в качестве собственного мерила определенную цель и имеет смысл и значение только для того, кто признает эту цель.

Вильгельм Виндельбанд

Некоторое время я работала в той же школе, где училась моя дочь.

Тяжелое бремя для обеих… Я как могла старалась не вмешиваться, но однажды не смогла удержаться и вмешалась в ситуацию. Сказать,что это закончилось плохо, не сказать ничего. Это закончилось гораздо хуже: ничем. А дело было так. Моя дочь отличница получила тройку по химии. Оказалось, что ее самостоятельную работу начисто списал один из одноклассников. Учительница обнаружила одинаковые ошибки нетипичного характера, сложила вместе

все обстоятельства и поставила обоим… по тройке. В назидание. Ошарашенная, я пошла поговорить. Моим главным вопросом было: «Почему “три”?». Почему не «два», не «обо-

им переписать», не четверка, как того требовало объективное качество работы (одна глупая ошибка на всю самостоятельную). Почему «три»?! Мы поссорились: я - в попытке получить

внятный для меня ответ на этот вопрос, она - в обиде на непонимание очевидной логики происходящего. Тройка осталась стоять в журнале.

И в моей голове остался незакрытым вопрос: что есть оценка и почему ее ставят?

ДВА ПОНЯТИЯ

Прежде всего, разведем два понятия: есть отметки и есть оценки. Как говорят в Одессе, это две большие разницы. Отметка - это некоторая цифра, используемая в школе для того, чтобы численно выразить соотношение между учебным достижением ребенка и некоторым

важным для учителя эталоном. В качестве такового могут выступать: общепринятый стандарт, средне или высшее достижение данного класса, личное достижение конкретного ребенка.

Первая и самая главная задача отметки - быть выразителем оценки. Оценка же - это необходимый компонент и этап любой человеческой деятельности - индивидуальной или

совместной. Без оценки деятельность не может быть эффективно завершена или продолжена, и отметка представляет собой одну из форм представления школьнику внешней

оценки его деятельности.

Это в теории. В реальности отметка давно стала самостоятельным явлением школьной жизни, которое живет и развивается по собственным законам, наполняясь различными смыслами и значениями. Да, во многих случаях она остается формой выражения оценки, но оценки чего? Весьма различных вещей. Дети уже в первом классе сталкиваются с использованием учебной отметки для оценки их поведения

на уроке. То есть учитель адресует отметку не результату учебной работы, а ее процессу, причем конкретно: организационной, этической стороне этого процесса. И не только учебной работы! Оценка может появиться в журнале, на страничке конкретного предмета, но отражать

она будет поведение ученика. Причем не только на уроке, но и на перемене, перед началом урока.

СРЕДСТВО

ВОСПИТАНИЯ

Очень часто отметка становится средством воспитания. Помните, в знаменитом отечественном фильме «Розыгрыш» маститый и однозначно положительный как персонаж учи-

тель математики Марья Петровна выставляет колонку двоек за несостоявшуюся контрольную работу. Работа не состоялась потому, что класс сговорился и заявил учительнице о том, что она их забыла предупредить. Раскрыв обман, учительница со всем возможным педагогическим тактом объявляет ученикам о том, что контрольная не состоялась по их вине, и… оценивает их знания по данному разделу курса математики на «два». Или всё же не знания, а поведение?

Или она дает им урок нравственности тем самым? Или выражает свое личное отношение к розыгрышу низкого пошиба? Или…? А между тем в журнале появились совершенно конкретные оценки предметных знаний учеников. И исправить эти двойки они могут только своими ответами по текущей математической теме. Не правда ли, что-то здесь не так?

Для меня совершенно очевидно: отметка по предмету должна быть четко соотнесена с оценкой учебных достижений ребенка, а для всех остальных педагогических ситуаций

необходимо подбирать соответствующие им способы воздействия, передачи обратной связи. Если принять это утверждение за факт, взгляд с неизбежностью обращается к самой оценке.

ЗАДАЧИ ОЦЕНКИ

«Жить - значит делать оценки», - сказал в свое время Ф.Ницше. Жить, действовать, включаться в активные, субъектные отношения с миром - значит постоянно оценивать

то, что делаешь, и то, что происходит вокруг. Любое осмысленное действие предполагает его последующую оценку как минимум самим автором, очень часто - окружающими. Нормальное обучение, обучение, существующее для ребенка в виде его собственной активности, не может быть безоценочным. Оценка должна решать как минимум три важные задачи.

Первая задача - подведение итогов работы. Ученик выполнил определенную учебную работу. Для того чтобы можно было поставить точку и перейти к следующему этапу, необходимо оценить эту работу с точки зрения результата, самогό процесса и субъективного состояния.

Оценка - это установление соответствия между целью деятельности и ее результатом.

Если ученик является субъектом своей учебной деятельности, оценка чрезвычайно значима

для него и он сам стремится ее сформировать. Если учеба по-прежнему отчуждена от ребенка, он всё еще является объектом педагогических воздействий учителя, то учитель и формулирует ему все эти оценки. И очень важно, кáк он это делает. Если учитель заинтересован в том, чтобы

ученик в результате все-таки присвоил учебный процесс, превратил его в собственную


деятельность, он организует ситуацию так, чтобы ребенок сумел оценить свою учебную работу и с точки зрения результата, и с точки зрения процесса. Процесс оценивания с педагогической точки зрения часто даже важнее итоговой оценки. Первый - учит понимать и осознавать то, что сделано. Второй - просто констатирует.

Вторая задача - постановка новых целей, совершенствование учебной работы в плане ее результата, протекания и субъективной оценки. Всесторонняя оценка позволяет развиваться и самому человеку, и его деятельности: стимулирует, дает возможность исправить совершённые оценки, сделать работу более цельной и последовательной, увидеть личный смысл проделанного. Хорошая оценка - это старт новой продуманной активности человека.

Наконец, третья задача оценки - сравнение. Сравнение с самим собой, эталоном, конкретными людьми. В данном случае человек помещает свое «Я» в разные системы координат и осуществляет сравнительную оценку своих достижений. Сейчас об этом много говорят.

Справедливо обвиняя существующую систему школьного оценивания в явном социально сравнительном уклоне, многие готовы удариться в другую крайность. Предлагается вообще отказаться от оценок, сравнивающих одного ученика с другим или с некоторым стандартом, и

полностью перейти на другую систему: сравнение ребенка с самим собой, отслеживание динамики личных результатов. Давайте скажем честно: это невозможно, поскольку не соответствует человеческой природе. Человек - существо социальное. И ему очень трудно не сравнивать себя с другими. Так устроена созданная нами цивилизация, и в одночасье это не изменить. Да и нужно ли к этому стремиться? Да, личностный рост человека во многом обеспечивается тем, что человек стремится к постоянному продуктивному изменению, качественному и количественному наращиванию своих личных возможностей.

И в этом ему могут помочь сравнения с самим собой вчерашним, позавчерашним и т.д.

Я полностью согласна, что нужно всемерно развивать такую систему педагогической диагностики, которая позволяла бы ребенку оценивать себя с точки зрения динамики собственных достижений. Трудно переоценить значение подобного рода учебных ситуаций: отношение детей к учебе благодаря такой системе оценивания становится более осмысленным, учебная работа - более продуктивной.

Но это никоим образом не отрицает роли социального сравнения. На мой взгляд, человеку чрезвычайно важно понимать, как его личные достижения соотносятся с тем, что в его социальном окружении принято рассматривать как «средние» или «блестящие». Он не должен полностью зависеть от таких оценок, но они помогут ему мысленно увидеть себя в системе общественно значимых координат. Разве это не важно с точки зрения его дальнейшей са-

мореализации и полноценной адаптации в мире?

СИЛА

В МНОГООБРАЗИИ

Школьные оценки должны быть многообразны, как многообразна сама жизнедеятельность ребенка в школе. И очень важно, чтобы ребенок мог их отличать одну от другой. Понятно, что одним отрезком целых чисел от двух до пяти здесь не обойтись. Как минимум должны существовать оценки трех типов, помещающие ребенка в различные системы координат:

«Я» в системе образовательных стандартов данного общества. Такая оценка может быть выражена отметкой с четкими и прозрачными критериями. Например, 100-балльной, как в ЕГЭ.

«Я» в системе учебной успешности класса, параллели. Здесь очень уместной будет рейтинговая система.

«Я» в системе личных координат. Оценки такого рода должны представляться в виде результатов диагностики, качественных показателей.

Итак, обучение не может быть безоценочным. Периодически оно может быть «безотметочным», но тогда нужно особенно тщательно продумывать форму трансляции ре-

бенку внешних оценок его деятельности.

скачать файл | источник
просмотреть