neosee.ru

12.11.18
[1]
переходы:104

скачать файл
Почему Бог кажется таким гневным в Ветхом Завете, а любящим в Новом

Почему Бог кажется таким гневным в Ветхом Завете, а любящим в Новом?


Когда многие люди читают Ветхий Завет, у них создаётся впечатление, что Бог есть Бог гнева и суда, но в Новом Завете они находят Бога любви. Почему существует такое различие в Писании?


Этот вопрос беспокоит христиан множество лет. В период церкви отцов, Маркион указал на эту проблему и предположил, что Творец Бог Ветхого Завета был младший по чину Бога и Отца Иисуса. Затем он стал убирать из Нового Завета любое влияние от этого «еврейского» Творца Бога (например, в Евангелиях как Матфей), ибо Творец был плохим. Он дошел до того, что укоротил версию Луки и признал её единственным Евангелием. В ответ церковь признала учение Маркиона ересью и создала список книг, принятых как часть канона и заявила, что все они были вдохновлены одним и тем же Богом. Но до сих пор вопрос Маркиона остаётся с нами.


Реальность же такова, что нет разницы между образами Бога, представленными в Ветхом и Новом Заветах. Иоанн заявляет на эту истину, когда заявляет, что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоанна 1:18). Иоанн указывает на то, что смотря на Иисуса, мы видим именно характер Отца, Бога Ветхого Завета. Нет различия между ними в характере; знакомясь с одним из них, знакомишься со всеми. Таким образом, Иисус не является более любящим, чем Его Отец. Отец не является более судящим, чем Иисус. Все авторы Нового Завета видели подобную непрерывность между Богом Ветхого Завета и Богом, которого они переживали через Иисуса.


Есть три момента, которые мы можем расширить по этому поводу: (1) есть любовь в Ветхом Завете; (2) есть суд в Новом Завете; и (3) основное отличие лежит между судом в истории и судом конца истории.


Во-первых, есть любовь в Ветхом Завете. Бог не представлял Себя во-первых и более всего как Бога суда, но как Бога любви. Например, посмотрим на книгу Исход 34:6-7:


«И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода».


Это Божье фундаментальное представление Себя Моисею. Это то, кто Он есть. Отметьте, что Он сперва заявляет о Своём милосердии, долготерпении, любви и прощении. Затем Он отмечает, что от этого не будет пользы тем, кто не откликается на его любовь. Он - любящий, но Он и не потакающий родитель. Он за справедливость.


По всему Ветхому Завету Бог постоянно говорит людям, что Он избрал Израиль по любви, а не потому, что они это как-то заслужили. Когда Израиль бунтовал, Он обращался к ним через пророков. Когда они продолжали бунтовать, Он угрожал (а затем посылал) судом, но посреди этого мы находим стихи подобно Осии 11:8: «как предам тебя, Израиль?» Бог мучается от этой ситуации. С одной стороны, справедливость требует акта суда. С другой стороны, Его любящее сердце сокрушается над Его народом и Он не может выносить, видя, как они страдают и умирают. Как Он передаёт в Осии, Он - муж прелюбодейной жены. То, что Он хочет сделать - это взять её к Себе, но Он не может игнорировать её поведение. Его план - не окончательный суд, но суд, который обратит её сердце к Нему, чтобы Он мог восстановить Свою «семью».


Это Божье намерение не только по отношению к Израилю. В Ионе 4:2 мы читаем:


«И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии».


Иона был не рад Божьей благости по отношению к Ниневии. Он был бы рад, если бы заявленное разрушение Ниневии через 40 дней состоялось, но когда они покаялись и Бог простил их, он оказался расстроенным. Это не было новым откровением для него, ибо он говорит: «не это ли говорил я?» Похоже, что он надеялся, что если он не сообщит предупреждение, то люди Ниневии не покаялись бы и были уничтожены. Но Бог заставил его донести предупреждение, чтобы они покаялись и Он смог бы простить их. Жалоба Ионы такова: «Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии». Это то, как Бог отнёсся к языческой нации, Ассирии.


Иона и Осия таким же образом соотносятся со всеми другими местами о судах в Ветхом Завете. Божья цель - не суд, но прощение. При этом Он не может простить тех, кто не раскаялся. Потому Он посылает пророков предупреждать людей о суде, которые придёт и Он надеется, что люди покаются и Ему не придётся насылать суд. Когда Его пророков убивали и отвергали, Он часто посылал их больше. Проходили десятилетия или даже сотни лет, прежде чем Он доходил до момента, когда справедливость становилось единственным средством для всего, и Он должен был посылать суд, не смотря на отсутствие радости от этого. И даже тогда вместе с судом Он посылал обетование восстановления. Каждый хороший родитель знает, что приходиться время от времени наказывать заблудшее дитя, но такие вещи не приносят радости.


Во-вторых, есть суд и в Новом Завете. Слово суд в Новом Завете в переводе NIV встречается в 108 стихах. Ещё более примечательнее тот факт, что Иисус именно тот, кто больше всех предупреждал о суде. Он тот, кто сказал:


« Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну ». (Матфея 5:29-30)


Он тот, кто говорит предупреждения в Матфея 7:13-29 и 24:45-25:46. В действительности Иисус говорит о суде больше, чем кто-либо ещё в Новом Завете, особенно когда мы осознаем, что книга Откровения является «откровением Иисуса Христа» (то есть, послание от Иисуса).


Есть несколько типов суда в Новом Завете. Есть собственный суд (Иоанна 9:39, 12:47-49), суд Божий (Иоанна 8:50), суды над личностями (Деяния 12:23) и последний суд (Иоанна 5:22, 27). Есть простые заявления, что люди, делающие определённые вещи, не унаследуют царства Божьего (1 Коринфянам 6:9-10, Галатам 5:19-21) и красочное описание сцен суда (Откровение 20:11-15). Смысл в том, что всё из этого вовлекает суд и вовлекает Иисуса. Он действительно подобен Своему Отцу.


Новый Завет проповедует благодать и любовь, но благодать и любовь могут быть отвергнуты. Новый Завет также проповедует последний суд. Все, согласно Новому Завету, придут на последний суд, но Бог сейчас предлагает благодать тем, кто покается. При этом, если люди отвергают эту благодать, их ожидает ужасная судьба. Таким образом, это одинаково как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете. В ветхом Завете Бог посылал пророков с впечатляющими предупреждениями о суде, а также откровения сердца Бога, который был готов принять покаявшихся людей. В Новом Завете Бог посылает апостолов и пророков нести евангелие, призывая людей к покаянию в свете грядущего суда Бога. В этом отношении два Завета полностью едины.


В-третьих, есть разница между Заветами в их изображении суда. В Ветхом Завете суд обычно происходил в течение истории. Когда Израиль грешил, им не было сказано, что они пойдут в ад, когда умрут, но что они будут наказаны Мидианитянами или Ассирийцами. Поэтому так много судов в Ветхом Завете. В судах были использованы Хананеи, Моавитяне, Мидианитяне, Аммонитяне и Филистимляне для наказания Израиля. Позже, так было с Арамейцами, Египтянами, Ассирийцами и Вавилонянами. Другими словами, Израиль «вырос» от наказания относительно местными группами людей до наказания от целых империй. При этом в каждом случае суд происходил в период истории. Он не произойдёт в конце времени, но уже записан в наших исторических книгах. Даже при всём уважении к Даниилу, большинство из предсказанного им произошло в истории конфликтов династий Селевкидов и Птоломеев между 300 и 164 до р.х.


Из-за этой разницы от Нового Завета, Ветхозаветный суд в основном не говорит об эсхатологических сценах как озеро огня и разрушение небес и земли или падения звёзд или вечного плена. Вместо этого он даёт живописные картины ужасных событий, о которых живущие тогда люди хорошо знали, такие как голод, мор, мародерствующие армии и тому подобное. Нам неприятно читать пророков, с деталями говорящих о таких событиях, но они были реалиями жизни тогда (и для большинство мира также и сегодня). Более того, Бог говорит о них с тем, чтобы люди могли покаяться и избежать их, а не потому что Ему это нравится.


К этим описаниям относится тот факт, что в Ветхом Завете идея последующей жизни была открыта только частично и даже это откровение приходится на конец периода Ветхого Завета. Большинство времени люди думали о смерти как сошествии в мир теней Шеола, где не было славы Бога и в лучшем случае полу-жизнь. На что они надеялись, умирая, было пожать старческий возраст с хорошим именем, повидав детей и внуков, который бы понесли дальше их имена. Поэтому суды в Ветхом завете говорят и предупреждают о целых уничтоженных семействах или людях, умирающих молодыми.


К Новозаветному периоду Бог открыл намного больше о будущей жизни. Поэтому суды являются судами, относящимися к концу истории и воскрешению мёртвых: вечной жизни или аду, когда всё соделанное будет сожжено или будет получен венец жизни. Всё это имеет место за пределами истории, когда вернётся Христос и тогда история, как мы её знаем, придёт к концу.


Итак, открывает ли Ветхий Завет Бога суда, а Новый Завет Бога любви? Опредёлённо нет. Оба завета открывают Бога любви, который также является Богом справедливости. Бог предлагает людям Свою любовь и прощение, увещевая нас покаяться и избежать ужаса и вечного осуждения конца истории.


© Перевод Сергея Назарова, Hard Sayings of the Bible.

3


скачать файл | источник
просмотреть