neosee.ru

16.09.19
[1]
переходы:68

скачать файл
Общее количество обучающихся



«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Начальник МУ «Управление образования Директор муниципального

администрации Воскресенского общеобразовательного учреждения

муниципального района Московской области» «Косяковская средняя

общеобразовательная школа»


___________________Х.Х.Кремер _________________ Т.А. Коняшкина


«______»__________________20_____г


«СОГЛАСОВАНО»

Председатель Управляющего совета муниципального

общеобразовательного учреждения

Косяковская средняя общеобразовательная школа»


____________________________Е.А. Чугунова







КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«КОСЯКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ВОСКРЕСЕНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2007 - 2012 ГОДЫ.

«Школа патриотически-ориентированного образования как институт становления духовно крепкой и нравственно ориентированной личности выпускника»
























ПАСПОРТ

Наименование Программы

Комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Косяковская средняя общеобразовательная школа»

на 2007-2012 годы.

«Школа патриотически-ориентированного образования как институт становления духовно крепкой и нравственно ориентированной личности выпускника»

Разработчики Программы

Педагогический совет, школьный совет, профсоюзный комитет работников образования, администрация школы, родительский комитет, представители Учредителя.

Руководитель рабочей группы Коняшкина Татьяна Александровна, директор школы;

Члены рабочей группы: Уланова Татьяна Леонидовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Абушаева Оксана Александровна, заместитель директора по воспитательной работе; Данилова Любовь Вячеславовна, учитель, председатель профсоюзного комитета работников образования школы;

Исполнители Программы

Администрация, педагогический коллектив, родительский комитет, школьный совет, Управляющий совет школы.

Научно-методические основы разработки Программы

Научно-методическая основа разработки Программы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации «Об образовании», «О воинской и военной службе», «О днях воинской славы (победных днях) России», постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», другие нормативные правовые акты в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

Идеи и источники, положенные в создание программы развития: 1.Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б.Концептуальные основы патриотически-ориентированного образования: Монография.- Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2004; 2. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 37-42.; 3.Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию - М: Армпресс,2006


Основные этапы и формы обсуждения Программы

1 этап - обсуждение: педколлектив - заседание педсовета, ученический коллектив - школьный парламент, родители - общешкольная родительская конференция;

2 этап - корректировка программы: заседание рабочей и временной творческой группы (разработчиков);

3 этап - принятие программы: заседание школьного совета школы;

Кем принята Программа

школьный совет школы


С кем согласована Программа

Муниципальное учреждение «Управление образования администрации Воскресенского муниципального района Московской области» в лице начальника управления.

Цели и задачи Программы

Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Задачи:

  • продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию;

  • определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию;

  • обогащение содержания патриотического воспитания;

  • развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

  • усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;

  • воспитание гордости за Российское государство, его свершения;

  • воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

  • продолжение исследований в сфере патриотического воспитании и использование их результатов в практической деятельности;

  • разработка учебных программ в области патриотического воспитания;

    -совершенствование опытно-экспериментальной работы;

- совершенствование материально-технической базы школы,

необходимого для организации процесса воспитания;

- укомплектованность школы квалифицированными

специалистами.


Приоритетные направления Программы


  • Духовно-нравственное воспитание - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма, воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

- Краеведческое движение «Мой край в моей судьбе» - включает историческое краеведение -познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве; географическое краеведение - изучение природы родного края, литературное краеведение - изучение литературных произведений, созданных нашими земляками.

.


- Гражданско-патриотическое воспитание - это воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. Гражданско-патриотическое воспитание характеризуется таким понятием как гражданственность. Гражданско-патриотическое воспитание должно быть в первую очередь направлено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни. В качестве тех направлений, по которым необходимо вести процесс гражданско-патриотического воспитания, следует отнести формирование чувства собственного достоинства, нравственных идеалов, правовой культуры, дисциплинированности, активной социальной позиции, готовности к выполнению своего конституционного долга.

Данное направление базируется прежде всего на сложившейся правовой базе между государством и гражданином, которая на практике дает молодежи все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у нее законную гордость за свою страну, формирование глубокого понимания конституционного долга, формирования навыков оценки и ценности политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.


-Социально-патриотическое воспитание направлено на активизацию межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Без широкой культурной ассоциативности в процессе воспроизводства человека культуры, гражданина и патриота не возможна творческая и культурогенерирующая возможность современного образования.


- Военно-патриотическое воспитание - это составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций.


- Героико-патриотическое воспитание - это также составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям.


- Спортивно-патриотическое воспитание направлено на формирование конкурентоспособности человека на рынке труда, развитию силы, ловкости, выносливости, воспитания воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни и блокировки негативных и вредных привычек. Реализация системы спортивно-патриотического воспитания позволит стать одним из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижений


  • сформированность у школьников патриотизма как интегративного качества личности

  • снижение влияния на подростков негативных факторов среды

  • создание в школе методической копилки с разнообразными формами и методами по гражданско-патриотическому воспитанию школьников

  • повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки школьников

  • объединение усилий школы, семьи, общественности в гражданско-патриотическом воспитании школьников, а также выработка единых подходов в воспитании


Индикаторы результатов:

Поскольку основные проектные инициативы программы связаны с воспитательной проблематикой, для оценки эффективности реализации программы предлагается осуществлять системный мониторинг воспитательного процесса в школе. Исходя из представления о воспитании как управлении процессом развития личности человека через создание для этого благоприятных условий , мы выделяем четыре основных предмета мониторинга:

  1. Личность воспитанника (в ее динамичном аспекте) - главный показатель эффективности процесса воспитания.

  2. Детский коллектив как важнейшее условие развития личности ребенка.

  3. Позиция воспитателя как другое важное условие развития личности ребенка.

  4. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.

Каждый из предметов мониторинга обеспечен адекватным исследовательским механизмом.




Что изучается

(предмет мониторинга)

Как изучается

(механизм мониторинга)

  1. Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания


Методика тестовой диагностики личностного роста школьников.

Методика индивидуального диагностического собеседования.

Методика анкетирования

  1. Детский коллектив как условие развития личности школьника





Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» А.Н. Лутошкина

Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе (модификация социометрии Дж. Морено)

  1. Профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника


Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания.

  1. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания

Экспертный анализ и оценка организационных условий процесса воспитания



    1. Материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания

Качественный и количественный анализ материально-технического оснащения процесса воспитания (оборудования, аппаратуры, культурно-массового, туристского, спортивного снаряжения, библиотечно-информационного фонда и т.д.)

    1. Укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания

Анализ штатного расписания образовательного учреждения и квалификации педагогических кадров в сфере воспитания.







    1. Предметно-эстетическая среда, в которой организуется процесс воспитания

Анализ предметно-эстетической среды образовательного учреждения

    1. Деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников

Анализ деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников




    1. Программное обеспечение процесса воспитания

Анализ концепций, программ, планов воспитания в образовательном учреждении



Также мы планируем использовать критерии уровня развития и проявления патриотизма личности, разработанные авторами научно-исследовательской работы Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации «Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию»






Высокий

уровень

Глубокое изучение истории и культуры России. Патриотическая убежденность и готовность к действиям во имя национальных интересов. Осознание личной ответственности за судьбу России. Проявление социальной активности и гражданской зрелости. Инициатива в патриотической деятельности и целенаправленное участие в ней.





Средний

уровень

Восприятие истории Отечества как одного из важнейших предметов в системе образования и воспитания. Владение содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество». Понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире. Проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел. Высокая ответственность, осознание гражданского и патриотического долга. Наличие опыта преодоления моральных, волевых перегрузок патриотической деятельности в ее различных формах.



Низкий

уровень

Понятия «патриотизм», «гражданский долг» находятся на формально-вербальном уровне. Слабо развиты представления о гражданском долге, патриотизме и современном развитии российского общества и его проблемах. Ответственное, но пассивное, без проявления инициативы выполнение учебных и общественных поручений. Стремление преодолеть вставшие на пути трудности, но собственными силами, без поддержки товарищей, сверстников.





Нулевой

уровень

Интересы государства и перспективы его развития не занимают никакого места в жизненных планах, не связываются с жизненными перспективами. Понимание необходимости защиты интересов Отечества имеет отвлеченный абстрактный характер. Проявление равнодушного отношения к учебе в целом и пассивности. Отсутствие интересов к гуманитарным дисциплинам, в том числе к истории Отечества. Низкая ответственность при выполнении общественных поручений или их игнорирование. Отсутствие представления о гражданском долге и патриотизме. Слаборазвитые морально-волевые качества. Проявление слабоволия и отступление от намеченной цели при столкновении с трудностями.


Срок действия

2007-2012 г.г.

Структура Программы


1.Введение

2.Информационно-аналитическая справка (этапы становления; социальное окружение и характер его влияния на функционирование школы; сведения об учащихся; сведения о педагогических работниках и научно-методическом сопровождении образовательного процесса; материально-техническое обеспечение; организация учебного процесса; дополнительное образование; система управления школой; результаты учебной деятельности; сводный перечень основных проблем; конкурентные преимущества).

3. Концепция развития (стратегия развития; миссия школы; модель выпускника; образ желаемого будущего; цели и задачи, направленные на развитие школы; приоритетные направления развития; ожидаемые результаты; план деятельности по реализации концепции; объемы и источники финансирования)

Порядок управления реализацией Программы

Программа предписывает ответственность за реализацию конкретных направлений программы развития и порядок контроля

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

  • Обсуждение хода реализации программы на совещаниях при директоре; заседаниях педагогического совета, родительского комитета;

  • Публикации в средствах массовой информации (газета «Наше слово»), публикации в газете школы «Школьные вести»;

  • Публичный доклад на школьном сайте;

  • Анкетирование родительской общественности;

  • Отчет администрации школы перед учредителем (его представителем).








































Программа развития МОУ «Косяковская средняя общеобразовательная школа» Воскресенского района Московской области на 2007-2012 годы представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы школы, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания и развития учащихся, особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса, основные планируемые конечные результаты, критерии.

Работа над программой велась с сентября 2007г. по декабрь 2007г.

Предполагаемый срок реализации программы: январь 2008г. - май 2012г.


Программа разработана педагогическим коллективом муниципального общеобразовательного учреждения «Косяковская средняя общеобразовательная школа» под руководством директора школы Т.А. Коняшкиной

Данная программа обсуждалась на заседании школьного совета школы, педагогического совета школы.


1.Введение

Определяя приоритеты развития образовательного процесса в муниципальном общеобразовательном учреждении «Косяковская средняя общеобразовательная школа», мы исходили из того, что сельская школа не может отставать от изменений жизни, сельская школа не может оставаться старой. Сельская школа должна обеспечить образовательную поддержку инновационным процессам в социально-экономической жизни общества. Сегодня образование и воспитание на селе отстают от потребностей современной жизни прежде всего потому, что не ориентированы на формирование у учащихся личностных качеств, ценностных ориентации, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям социума и необходимых для организации самостоятельной, достойной жизни на селе. Несоответствие содержания образования и воспитания, принципов организации педагогической деятельности школы потребностям изменившегося социума сегодня, стало особенно очевидным. Поиски новых форм в обучении и воспи­тании учащихся связаны сегодня с процессом модернизации содержания об­разования, созданием оптимальных условий для позитивной социализации ребенка, гуманизации среды его обитания и жизнедеятельности. Для проектирования будущего образования принципиальное, на наш взгляд, значение имеет предложенное В.И. Слободчиковым понимание образования как единства четырех процессов:

- воспитания (целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека);

- обучения (целенаправленное влияние на развитие знаково-операционной сферы человека);

- социализации (ребенок в образовательной системе подвержен не только управляемой (воспитание и обучение),но и стихийной социализации: он проводит значительную часть времени в свободном общении с другими учащимися, воспринимает образы взрослых и выбирает образцы для подражания, участвует в неформальной структуре отношений в рамках тех групп и коллективов, в которые входит, и т.д.);

- взросления (каждый ребенок в рамках той или иной образовательной системы проходит определенные возрастные этапы; в традиционной школе присутствие процесса взросления отражает формула «учет возрастных особенностей учащихся», в ряде инновационных образовательных систем ставится задача «перевода» детей из возраста в возраст, «конструирования» возраста средствами образования).

Указанные образовательные процессы осуществляются в любом образовательном учреждении, но для инновационной школы необходим выбор ведущего, «прорывного» процесса, который подобно локомотиву повел бы за собой остальные «вагоны» образовательного «поезда». В нашей школе ведущей формой образовательного процесса является воспитание, а другие формы образовательного процесса - обучение, взросление и стихийная социализация - дополнительны по отношению к нему (обусловлены им и влияют на него). При этом процесс воспитания не подавляет и подменяет другие образовательные процессы, а собирает их в целое, преобразует, придает им воспитывающую направленность.

Цель нашей программы развития - совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Патриотическое воспитание понимается авторами программы как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

Оно должно строиться на следующих принципах:

открытости для творческого использования педагогами школы;

субъектной позиции учащихся;

воспитания через социально значимую деятельность;

интеграции усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.

Патриотизм формируется в процессе обучения, воспитания и социализации молодёжи, подготовке к созидательному труду, служению своей Родине. Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных ожиданий в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству — тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.

Являясь крайне важным по существу, патриотическое воспитание должно «пропустить» через себя образовательные программы, стать тем мировоззренческим и смысловым контекстом, в отношении к которому образование, получаемая специальность приобретают черты самосознания и гражданской позиции индивида. Но на сегодняшний день патриотическое воспитание и образование идут как бы параллельно друг другу, почти не пересекаясь. Опять-таки это результат неадекватного понимания сути патриотизма.

Патриотическое воспитание невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм. Для того, чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли , где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город или село - несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

Мы считаем, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины

Усиление воспитательного потенциала образовательного процесса определено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01г. №1756-Р, одним из приоритетных направлений образования. Образование призвано носить характер воспитывающего и развивающего обучения. Кроме того, настоящая программа развития основывается на следующей нормативно-правовой базе:

  • Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.);

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 г.г.(постановление Правительства РФ от 23.12.2005 г. №803);

  • Постановление Правительства РФ от 11. 07.2005 г. №; «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006-2010 г.г.);

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Министерства образования РФ №2783 от18.07.2002г.);

  • Закон Московской области «Об образовании»;

  • Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Косяковская средняя общеобразовательная школа».

Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей обучающихся. При разработке программы учитывался опыт деятельности образовательного учреждения, современная образовательная ситуация и тенденции развития школы.



2. Информационная справка об Учреждении. Анализ состояния и проблем образовательного процесса.

2.1 Этапы становления.

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Косяковская средняя общеобразовательная школа" - правопреемник Марчуговской восьмилетней школы. По преданиям местного населения Марчуговская школа ведет свое начало с 1768 года. Именно в это время была сооружена новая белокаменная Крестовоздвиженская церковь взамен старой деревянной, которую в один из сильных разливов унесли воды Москвы-реки. В церковной сторожке дьяк учил закону божию, арифметике и письму около двух десятков разновозрастных юнцов. В историческом архиве г. Бронницы о Марчуговской школе имеются следующие достоверные сведения: "...Марчуговский священник Иоан Суворовский в 1889 году открыл в Марчугах, вблизи Крестовоздвиженского храма на крутом берегу Москвы-реки начальную земскую школу." Школа была деревянная, имела два классных помещения с высокими потолками и высокими узкими окнами. В школе преподавали два учителя и священник. Грянула Октябрьская революция. В жизни школы начались перемены. В 1923 году при Марчуговской школе был организован первый пионерский отряд. Мест в школе не хватало и Марчуговский Сельский Совет принял решение организовать учебные занятия так же и в церковной сторожке. Страна жила новой жизнью, в окрестных с Марчугами деревнях и селах стали образовываться колхозы. Неграмотных детей в населенных пунктах было огромное количество. На межколхозном собрании председателей колхозов было решено обратиться к районному начальству с просьбой о строительстве новой школы. Средств на это было немного и решили к кирпичной церковной сторожке, в которой было 2 классных помещения, сделать пристройку, в которой было еще 5 классных помещений и широкий коридор. Каждый класс отапливался печью из коридора. Школа получила название "Марчуговская семилетняя школа". Она была открыта незадолго до начала Великой Отечественной войны. Учеников было около 400 человек, занятия проводились и в новой школе, и в начальной на берегу Москвы-реки в две смены. Учились дети из Константиново, Петровского, Городищ, Бельково, Вертячево, Глиньково, Субботино, Аргуново, Косяково. После войны школа становится восьмилетней, а в 60-е годы - десятилетней. В 70-е годы ее опять преобразуют в восьмилетнюю. В 1984 году на центральной усадьбе колхоза "Родина" в селе Косяково на средства колхоза ПМК -28 построило новую, просторную двухэтажную школу, в здание которой 1 сентября 1984 года и переехала Марчуговская восьмилетняя школа, получив название средняя школа № 27. В 1998 году школа стала лауреатом конкурса «Школа года - 98». В 1999 году Постановлением Главы Воскресенского района №1 от 05.01.1999 года на базе средней школы № 27 села Косяково создано муниципальное образовательное учреждение «Косяковская средняя общеобразовательная школа». В 2002 году Постановлением Главы муниципального образования «Воскресенский район» №82 от 12.02.2002 года муниципальное образовательное учреждение «Косяковская средняя общеобразовательная школа» было переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение «Косяковская средняя общеобразовательная школа». С момента открытия в школе функционирует историко-краеведческий музей боевой и трудовой славы, который награжден: дипломом участника смотра-конкурса военно-исторических музеев общеобразовательных учреждений, посвящённый 60-летию битвы под Москвой в 2002г; дипломом финалиста смотра-конкурса военно-исторических музеев Московской области в 2005г; дипломом лауреата областного конкурса школьных музеев «История одного экспоната» в номинации «История родного края» в 2004г; дипломом за активную работу по патриотическому воспитанию и участие в поисково-исследовательской работе в 2005г.

    1. Социальное окружение и характер его влияния на функционирование Учреждения.

Социокультурная ситуация деятельности школы определяется следующими составляющими:

Большинство родителей обучающихся нашей школы заняты на низкооплачиваемых работах. Этим и объясняется низкий уровень жизни родителей обучающихся нашей школы, их малые материальные возможности.

Ограниченные материальные возможности родителей обучающихся делают бесплатную общеобразовательную школу для большой части детей единственным источником получения образования: у семей нет денежных средств, чтобы оплачивать репетиторов, обучение детей в платных образовательных учреждениях (музыкальных школах, кружках и т.п.), дополнительные образовательные услуги, а также покупать детям справочную и энциклопедическую литературу, приобретать компьютеры и подключаться к Интернету. Единственным работающим культурно-просветительским учреждением нашего села является СДК «Косяково», с которым у нас налажены тесные связи. Образовательные учреждения села представлены детским садиком №57 и нашей школой. Образовательный уровень родителей обучающихся школы невысокий: большинство родителей школьников имеют среднее и среднее профессиональное образование. Лишь 8% родителей имеют высшее образование. Это обуславливает специфику родительских ожиданий от школы и уровень запросов на образовательные услуги.

Родители наших обучающихся:

  • часто воспринимают школу как единственную форму образования их детей;

  • склонны перекладывать ответственность за состояние обучения и воспитания детей на школу, не принимая участия в образовательном процессе;

  • ожидают от школы решения возникающих проблем в воспитании и обучении детей, не предпринимая собственных усилий.

Все перечисленное может быть оценено как проблемные характеристики контингента родителей.

Однако родители наших обучающихся:

  • позитивно относятся к школе, предпочитают ее другим образовательным учреждениям;

  • высоко оценивают уровень преподавания в школе и другие составляющие учебного процесса;

Образовательные запросы родителей включают в себя:

  • получение учениками знаний;

  • сохранение и упрочение здоровья детей;

  • занятость свободного времени детей;

  • защиту детей от вредных привычек и правонарушений;

  • подготовку к поступлению в ВУЗы.

Вместе с тем среди наших родителей постоянно увеличивается доля тех, кто заинтересован в:

  • развитии способностей детей;

  • развитии самостоятельности ребенка.

Таким образом, образовательный запрос родителей может быть охарактеризован как традиционный, очень обобщенный и недифференцированный, ориентированный на активность школы и пассивность родителей.

2.3.Сведения об учащихся.

Сведения о контингенте обучающихся школы

(на момент утверждения программы развития )



Первая

ступень

Вторая

ступень

Третья

ступень

Итого

Общее количество обучающихся

26

44

10

80

Общее количество классов

4

5

2

11

Средняя наполняемость классов

6,5

8,8

5

7,2

Количество групп продлённого дня

1

-

-

1

Средняя наполняемость групп

продлённого дня

20

-

-

20






2.4.Сведения о педагогических работниках. Научно-методическое сопровождение образовательного процесса.

В школе работают 16 учителей, из них высшее образование имеют 15 человек, среднее специальное - 1 человек. Высшую квалификационную категорию имеют 2 человека, первую квалификационную категорию - 5 человек, вторую квалификационную категорию - 5 человек. Многие педагогические работники школы пользуются заслуженным авторитетом, отмечены грамотами Министерства образования Российской Федерации, имеют почетные звания и другие награды. Награждены значком «Отличник народного просвещения» - 1 человек, значком «Почетный работник общего образования Российской Федерации - 1 человек, Лауреат Премии губернатора Московской области - 1 человек, Победитель национального проекта «Образование» - 1 человек. Награждены грамотами Министерства образования Российской Федерации - 1человек. Педагоги, имеющие публикации - 1человек. Коллектив составляют 81% женщин и 19% мужчин. Средний возраст учителей - 44 года. Стаж педагогической работы до 5 лет имеют 2 учителя, от 5 до 10 лет - 2 человека, от 10 до 20 лет - 5 человек, свыше 20 лет - 9 человек. Количество работающих пенсионеров - 1. Учителя нашей школы постоянно работают над повышением своего педагогического мастерства, посещая курсы повышения квалификации .

2.5.Материально - техническое обеспечение.

МОУ "Косяковская СОШ" представляет собой 2-х этажное здание с общей площадью всех помещений 1518 м2, территория земельного участка школы составляет более 1,5 га. Количество учебных кабинетов - 14 и 2 мастерские. В нашей школе есть спортивный зал, актовый зал, столовая на 100 посадочных мест, библиотека, хранилище для книг, музей боевой и трудовой славы.

Наша школа в достаточной степени снабжена учебным оборудованием по всем предметам школьного курса.

Перечень компьютеров, компьютерных программ и дополнительного

оборудования для обеспечения образовательного процесса


Тип техники

Год установки

Где установлен

(кабинет)

Кем используется

Персональные компьютеры intel celeron

2004


Кабинет информатики

Учителями и учащимися

Сканер beno 7550T

2005


учителями

Мультимедийная система Sharp notevision


2004


Учителями, администрацией

Принтер Xerox X Dou Print P 8ex

2002

Учителями, администрацией

Принтер Xerox Phaser 3130

2004

Учителями, администрацией

Телевизор Toshiba

2005

Учителями

Видеоплеер Sharp A-50

2005

Учителями



Вид программы

Наименование программы

Кем

разработана

Где

Применяется

Windows XP

Microsoft Word 2003

Microsoft

На уроках, на кружках, при работе с документами

Microsoft Excel

Microsoft

На уроках , на кружках, при работе с документами

Power Point


Microsoft

На уроках, на дополнительных занятиях

Стандартные

Microsoft

На уроках, на кружках, при работе с документами

Paint

Microsoft

На уроках, на кружках


Win RAR

Microsoft

При работе с документами, для хранения информации


Avast ANTIVIRUS

ALWIL Software.

Для защиты, на уроках.


DivX Player

DivX Network

Для просмотра дисков



2.6. Состояние материально-технической базы




кол-во

состояние

оптимальное

допустимое

критическое

Спортивный зал

Актовый зал

Столовая

1

1

1



+

+

+


Мастерские:

- столярные

- слесарные

1

1



+

+


Кабинеты:

- русского языка

- математики

- химии

- физики

- истории

- географии

- начальных классов

- информатики


2

1

1

1

1

2

1

1

1









+

+

+




+

+

+

+

+


+

+


Библиотека


+




2.7.Организация учебного процесса.

Набор учащихся в школу осуществляется из восьми сёл: Косяково, Глиньково, Аргуново, Субботино, Марчуги, Городищи, Петровское, Вертячево. Из МДОУ «Детский сад № 57» общеразвивающего вида в школу поступает примерно 80% первоклассников.

Школа функционирует как общеобразовательное учреждение. Работает в одну смену. Продолжительность учебной недели - пять дней. Начало занятий в 8.00 .Продолжительность уроков в соответствии с Уставом школы - 45 минут. Продолжительность перемен между уроками - от 5 до 15 минут. С 14.15 в школе проводятся факультативные занятия, работают кружки, клубы, секции (по своему расписанию). Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся: для I и II ступеней обучения - 4 раза в год по итогам четвертей, для III ступени обучения - 2 раза в год по итогам полугодий.

В школе реализуются следующие образовательные программы:

I ступень (1-4 классы)

  • базовая образовательная программа (обучение по традиционной системе);

II ступень (5-9 классы)

  • типовые общеобразовательные программы основной школы;

  • Л.Ф.Греханкина «Родное Подмосковье»- 8 класс

  • Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» -9 класс

  • А.А. Лобжанидзе «Планета Земля» - 6 класс


III ступень (10-11 классы)

  • типовые общеобразовательные программы для средней школы;

  • Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Экология» - 10-11 класс

  • Ю.Н. Гладкий «Глобальная география» - 11 класс



Технологическое обеспечение образовательного процесса составляют личностно-ориентированные, развивающие подходы. Реализуются активные методы обучения: проблемные, исследовательские, проектные, поисковые, игровые; используются в учебном процессе уровневая дифференциация, индивидуализация, самостоятельная работа учащихся.

Способы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа с классом, коллективные виды деятельности, обучение динамическими парами, группами, взаимообучение, индивидуальная работа.

Формы обучения: комплексные уроки, уроки-экскурсии, уроки-практикумы, учебная практика, лекционно-семинарские занятия, зачёты, использование тестов, обучающие игры, дидактические игры, самостоятельная работа учащихся, научно-исследовательская работа учащихся, написание рефератов, проектов, видеоуроки, рефлексия и т.д.

На базе нашей школы в 2004 году проходила апробация учебного пособия Л.Ф.Греханкиной «Родное Подмосковье».

С 2005 года наша школа является муниципальной экспериментальной площадкой по введению регионального компонента «Родное Подмосковье», «Духовное краеведение», «Московская область - субъект Российской Федерации».

В школе работают два методических объединения учителей: гуманитарного цикла и естественно-математического цикла.

Методическая работы сосредоточена на решение следующих задач:

  1. Совершенствование содержания образования и качественное прохождение

школьных программ по учебным предметам.

  1. Совершенствование методики ведения урока и внедрение передовых

технологий обучения.

  1. Организация методики преподавания учебных дисциплин на основе

личностно-ориентированного обучения учащихся.

  1. Создание оптимальных условий для развития каждого школьника на

Основе знания его индивидуальных особенностей, интересов, склонностей.

Традициями школы являются:

открытость образовательного процесса;

уважение к личности ученика и педагога;

стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;

создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;

организация непрерывного образования учащихся;

признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;

сохранение и передача педагогического опыта;

ориентация на использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения;

активное включение выпускников школы в образовательный процесс.



2.8.Дополнительное образование.

Количество детей, охваченных дополнительным образованием в нашей школе - 69 чел. - 79%. В школе работают спортивные секции (волейбольная, футбольная). В 2006 году наша футбольная команда заняла 3 место в районных соревнованиях по мини-футболу.

8 обучающихся посещают спортивные секции в городе Воскресенск. Работают кружки по интересам: «Выразительное чтение», «Великий могучий русский язык», «Литературно-драматический», «Умелые руки», «Юный инспектор дорожного движения», «Юный пользователь ПК», «Краеведение».



2.9.Система управления учреждением.

Мы исходим из того, что управление школой должно отражать реальные запросы соответствующих подразделений школы: методических объединений, родительского комитета, органов самоуправления учащихся, информационных служб, вспомогательных подразделений и т.д. Поэтому управленческие решения должны быть основаны на результатах непрерывного мониторинга деятельности этих подразделений и служб, признании их самостоятельности в решении повседневных и перспективных задач; именно в этом состоит реализация идеи демократизации управления образовательного учреждения.

Управление обеспечивает сохранение структуры воспитательной системы школы, поддерживает режим деятельности, реализацию ее целей. В процессе управления воспитательными системами должны четко прослеживаться следующие этапы:

  • сбор и обработка информации;

  • ее анализ, диагноз и прогноз, систематизация, установление на этой основе цели;

  • выработка решения, направленного на достижение цели;

  • последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих решений;

  • организация деятельности для выполнения решений;

  • контроль за этой деятельностью (включая вопросы подбора и расстановки кадров);

  • сбор и обработка информаций о результатах деятельности.

Для воспитательной системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее подсистемами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой воспитательная система проявляет свою целостность. В основе любой воспитательной системы образовательного учреждения лежит конкретная идея. Смыслом создания и существования воспитательной системы является возможность реализации педагогической идеи, положенной в основу формирования личности учащегося. Воспитательная система интегрирует все воспитательные воздействия в целостный педагогический процесс, придает процессу воспитания системный характер.

Наша школа, как любое учебное заведение - это педагогическая система, эффективность которой зависит от обоснованности всех составляющих эту систему компонентов (целей, содержания, методов, средств, организационных форм вовлечения учащихся в познавательную, воспитательную и развивающую деятельности) как составных частей активной жизнедеятельности детей в период обучения. Все компоненты данной педагогической системы взаимосвязаны. Поэтому эффективность работы системы в целом может быть достигнута только при условии оптимальности всех входящих в систему компонентов.

Структура управляющей системы предполагает четыре уровня управления.

Первый уровень — директор школы, управляющий совет школы, школьный совет - орган самоуправления обучающихся . Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

Второй уровень — заместители директора школы, старшая вожатая, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.

Третий уровень — учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.

Четвертый уровень — учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект - субъектный характер отношений между учителями и учениками: ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.

Каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

К организационному механизму внутришкольного управления относятся заседания управляющего совета школы, педагогического и научно-ме­тодического советов.

Управляющий совет школы является общественным коллегиальным органом, координирующим деятельность ученического, педагогического и родительского коллективов, направленную на эффективное функционирование и развитие учебного заведения. Управляющий совет контролирует рациональное расходование бюджетных средств и способствует развитию дополнительных источников финансирования.

Педагогический совет - орган коллективной мыследеятельности и педагогического диагностирования, формирующий новое педагогическое мышление, отношения сотрудничества для реализации основных задач школы. Это консилиум педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса. Педагогический совет объединяет всех педагогических работников школы, является постоянно действующим общественным органом для рассмотрения основных текущих и перспективных вопросов учебно-воспитательной работы.

Важная роль в становлении инновационных процессов отводится методическому совету. Методический совет закладывался в структуру как координирующее звено в управлении, наделенное функциями анализа, прогноза, экспертизы, разработки стратегических направлений развития учебного заведения. Согласно положению, методический совет возглавляется заместителем директора по УВР. В его состав входят руководители методических объединений, завучи. В методическом совете обобщается и анализируется коллективный опыт методических объединений, определяются наиболее актуальные проблемы, разрабатываются программы их решения.

По мере перехода школы из одного качественного состояния в другое, содержание горизонтального управления развитием учебного заведения существенно меняется. Значительно усложнились функциональные обязанности заместителей директора.

Заместитель директора по УВР (учебный блок):

- координирует методическую работу учителей по выполнению учебных планов и программ;

- отвечает за качество образовательного процесса, его результаты и объективность оценки результатов образовательной подготовки учащихся, за выполнение учебных программ, осуществляет контроль над работой кружков и факультативов, организует работу по подготовке и проведению экзаменов;

- осуществляет контроль над учебной нагрузкой и объемом домашних заданий учащихся;

- обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует ведение классных журналов;

- организует разнообразные формы профессионального обучения учителей;

- составляет расписание учебных занятий;

- организует замену уроков в случае болезни учителей;

- ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени педагогов и учебно-вспомогательного состава;

- вносит предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, принимает участие в подготовке и проведении аттестации работников школы;

- принимает меры по оснащению кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения;

- осуществляет контроль над соблюдением режима работы школы;

- организует работу по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда;

- обеспечивает контроль над безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения.

- осуществляет руководство экспериментом в учебном заведении, отвечает за содержательную сторону экспериментальных программ, увязывает различные направления эксперимента в единое целое с учетом реальных учебных возможностей школы, педагогического коллектива, учащихся;

- отвечает за профессиональную подготовку и переподготовку педагогических кадров, участвующих в экспериментальной и инновационной работе;

- организует семинары по исследуемым проблемам;

- руководит созданием учебно-методических пособий, публикаций, связанных с экспериментальной и инновационной деятельностью школы;

- организует работу микрогрупп учителей-экспериментаторов, объединенных одной группой или воспитательной проблемой;

- организует педагогические консилиумы для анализа хода эксперимента и его постоянной корректировки;

- оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий.

Заместитель директора по ВР (воспитательный блок):

- организует и проводит с учащимися внеклассную и внешколь­ную работу, участвует в организации общественно-полезного труда учащихся;

- вносит предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, принимает участие в подготовке и проведении аттестации работников школы;

- способствует развитию детской инициативы и самоуправления, развитию детского движения, работе детских организаций;

- осуществляет связь с общественностью, культурными и хо­зяйственными учреждениями города, внешкольными детскими учрежде­ниями;

- осуществляет контроль над состоянием внеклассной и внешкольной работы по всем направлениям.

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе:

- организует текущее и перспективное планирование деятельности вспомогательного персонала школы;

- обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации;

- участвует в подборе и расстановке вспомогательного персонала, а также в работе по развитию учебно-материальной базы;

- обеспечивает хозяйственное обслуживание и надлежащее состояние школьного здания в соответствии с нормами санитарной пожарной безопасности;

- осуществляет контроль над исправностью освещения, систем отопления, вентиляции и т.д.;

- организует работу складского хозяйства, создает условия для его надлежащего хранения и сохранности;

- контролирует рациональное расходование материалов и средств для хозяйственных целей.

Методические объединения определены нами как наиболее оптимальные формы организации профессиональной деятельности учителей предметников. Методические объединения значительно расширяют поле профессиональной деятельности учителей. Важнейшая задача методических объединений - решение проблемы качества образования по предмету (т.е. обеспечение уровня содержания; выбор средств достижений качества; поиски путей оптимизации учебного процесса и форм контроля и т.п.). Такая постановка проблемы будет способствовать формированию функций учителя - аналитической, прогностической, проектировочной. Методические объединения, как форма кооперации учителей по своему направлению, занимаются не только повышением квалификации учителей по предмету и методического мастерства, но и участвуют в разработке стратегии развития образования школы. В деятельность методических объединений включены такие виды работ, как методологический семинар по актуальным проблемам преподавания предмета, лекции, тематические семинары, выступления учителей с проблемными обзорами по научно-методической литературе, подготовка докладов для конференций, статей в методические сборники.

Методические объединения должны работать как творческие научно-исследовательские коллективы, создающие новые и модернизирующие прежние учебные программы, спецкурсы, факультативы, внедряющие новые педагогические технологии. Методические объединения являются важнейшей структурной единицей, управляющей как учебно-воспитательным, так и инновационным про­цессом в учебном заведении. Широкие полномочия, данные методическим объединениям, приводят к демократическому характеру управле­ния инновационными процессами в школе.

Функциональные обязанности руководителя методического объединения следующие:

- отвечает за процесс и результат обучения учебным предметам соответствующего цикла;

- отвечает за проведение предметных олимпиад и предметных недель по своему циклу;

- осуществляет контроль над деятельностью секций своего пред­метного цикла НОУ учащихся.

Структура методической работы определяется спецификой школы. В структуру включены:

  • методический совет школы

  • методическое объединение учителей гуманитарного цикла

  • методическое объединение учителей естественно-математичевского цикла




2.10.Результаты учебной деятельности

2004/2005

2005/2006

2006/2007

1. Всего учащихся

87 (1 класс -10)

91 (1 класс -9)

86 (1 класс -9 )

2. Успеваемость:




на «4» и «5»

36 (41 %)

35 (39 %)

36(42%)

с одной «3» (резерв качества)

9 ( 11 %)

нет

4 ( 5 %)

с одной «2»

нет

нет

нет

с двумя и более «2»

1 ( 1%)

нет

1 (1%)

3. Золотые медалисты

1 ( 13%)

нет

нет

4. Серебряные медалисты

нет

нет

3 (33,3 %)

5. Поступление в высшие учебные заведения выпускников 11 классов

56%

40 %

44,4 %



Качество знаний:

2004г.

2005г.

2006г.

2007

начальная школа -

51%

66%

64%

62%

основная школа -

63%

56%

55%

40%

средняя (полная) школа -

84%

81%

81%

46%

По группам здоровья учащиеся распределены следующим образом:

Группа здоровья




2004-2005 гг.


2005-2006 гг.


2006-2007гг.


Первая группа

44 чел.

9 чел.

21 чел.


Вторая группа

40 чел.

73 чел.

58 чел.


Третья группа

2 чел.

6 чел.

12 чел.



Наиболее распространенные заболевания обучающихся: органов дыхания- 35человек, системы пищеварения - 5 человек, мочеполовой системы - 3 человека, системы кровообращения - 1 человек, органов зрения - 4 человека, костно-мышечной системы - 1 человек, эндокринной системы - 1 человек.

2.11 Проблемы, стоящие перед МОУ «Косяковская средняя общеобразовательная школа»


  • демографический фактор: сельское население стареет, численность обучающихся существенно снижается;

  • кадровый вопрос (большинство учителей имеет предпенсионный возраст);

  • невысокий уровень сформированности навыков здорового образа жизни, самостоятельной познавательной деятельности, гражданско-правовых ценностей, современных информационных компетенций и компетенций личностного саморазвития школьников;

  • сравнительно низкий показатель качества обучения по некоторым предметам;

  • самоустранение многих родителей от воспитания своих детей, перекладывание проблем воспитания на школу;

  • отсутствие в школе необходимой современной материально-технической базы для осуществления исследовательской и проектной деятельности учителей и учащихся; низкий уровень оснащенности компьютерного класса, недостаток учебных компьютеров;



    1. Конкурентные преимущества школы:

- квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;

- значительный авторитет школы в окружающем социуме.

- значительная доля педагогов, стремящихся к саморазвитию;

- высокий рейтинг учителей школы среди обучающихся и общественности;

- истоки, наследие, традиции школы в обучении и воспитании детей в течение более двух веков;

- опыт школы в области отбора содержания и реализации современного образования в условиях сельской малокомплектной школы;

- односменность режима работы, 5-дневка для начальной и основной школы

- сложившаяся система работы с родителями

- развитие ученического самоуправления

- соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса

- эффективная гражданско-нравственная и экологическая направленность воспитательной работы

- готовность педагогов школы к инновационной деятельности

- глубокое знание нашими учителями условий жизни и быта своих учеников;


  1. Концепция развития школы.

3.1.Стратегия развития.

Для реализации целей и задач по развитию школы необходимо:

  1. Усилить мировоззренческий потенциал воспитательного процесса, акцентировать проблему формирования российской идентичности как приоритетную в воспитательной деятельности педагогов;

  2. Осуществить преобразование учебного процесса в школе на основе принципов государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании» и других законодательных актах:

  • Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • Свобода и плюрализм в образовании;

  • Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

  1. Обеспечить создание в школе открытого и доброжелательного к инициативам школьников пространства ответственного социального действия (с выходом на взаимодействие с институтами гражданского общества).




    1. Миссия школы.


Миссия нашей школы - создание оптимальных современных условий для патриотически-ориентированного обучения, способствующего повышению качества образования, творческой самореализации, физическому совершенствованию, жизненному самоопределению и социальной успешности обучения. Для достижения этой цели образовательный процесс в школе рассматривается как целостный процесс обучения школьников, формирование его личности и социализации.

3.3.Модель выпускника школы


  • Обладает патриотическим сознанием.

  • Привязан смыслоценностными корнями к своей малой родине, хотя может проживать далеко от нее.

  • Сохраняет историко-культурное наследие, продолжает традиции предков.

  • Обладает гражданской ответсвенностью.

  • Проявляет духовную твердость.

  • Отзывается на социальные проблемы окружающих.

  • Любит свою малую и большую Родину как наследство, оставленное ему предками.

  • Ведет активный образ жизни.

  • Проявляет творческое отношение ко всем сторонам общественной жизни: межличностным, семейным, национальным, межнациональным и т.д.

  • Заботится об окружающей природе.

  • Осознанно трудится во славу России и исторически сложившейся цивилизации.

  • Обладает волей к достижению общественно значимых целей.

  • Позитивно относится к социальной и профессиональной деятельности.

  • Критически воспринимает негативные явления в обществе, стремится предупредить или рационально бороться с ними.

  • Формирует образ собственной жизнедеятельности во благо Отечества и своих ближних.

  • Обеспечивает в пространстве собственной жизнедеятельности духовную, ценностную, энергетическую самодостаточность.



3.4.Образ желаемого будущего:

Образ желаемого будущего:

1) выпускник с высокой учебно-познавательной мотивацией, высоким уровнем образовательной подготовки, организованный и дисциплинированный, конкурентноспособный человек;

2) единство ценностных ориентаций большинства педагогов, учащихся, родителей;

3)полнота ресурсного обеспечения образовательной системы;

4) рост участия родителей в делах образовательного учреждения и их удовлетворенность качеством образования;

5) высокие учебные достижения детей, готовность и способность к продолжению образования;

6) рост вклада детей в достижения образовательного учреждения по основным сферам деятельности;

7) сформированная мотивация и готовность педагогов к инновационной деятельности;

8) стабильность или повышение показателей психолого-физического здоровья детей;

9) личностные достижения руководителей, педагогов, учащихся;

10) наличие и эффективность системы управления качеством на всех уровнях организации образовательного процесса;

11) информационно-методическая обеспеченность образовательного процесса по всем его субъектам;

12) влияние образовательного учреждения на социум, партнеров, на развитие муниципальной системы образования.




3.5 Цели и задачи, направленные на развитие школы:

Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Задачи:

  • продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию;

  • определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию;

  • обогащение содержания патриотического воспитания;

  • развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

  • усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;

  • воспитание гордости за Российское государство, его свершения;

  • воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

  • продолжение исследований в сфере патриотического воспитании и использование их результатов в практической деятельности;

  • разработка учебных программ в области патриотического воспитания;

    - совершенствование опытно-экспериментальной работы;

- совершенствование материально-технической базы школы,

необходимого для организации процесса воспитания;

- укомплектованность школы квалифицированными специалистами.


    1. Приоритетные направления развития.

    - Духовно-нравственное воспитание

- Краеведческое движение «Мой край в моей судьбе»

- Гражданско-патриотическое воспитание

- Социально-патриотическое воспитание

- Военно-патриотическое воспитание

- Героико-патриотическое воспитание

- Спортивно-патриотическое воспитание

3.7.Ожидаемые результаты:

  • сформированность у школьников патриотизма как интегративного качества личности

  • снижение влияния на подростков негативных факторов среды

  • создание в школе методической копилки с разнообразными формами и методами по гражданско-патриотическому воспитанию школьников

  • повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки школьников

  • объединение усилий школы, семьи, общественности в гражданско-патриотическом воспитании школьников, а также выработка единых подходов в воспитании


Индикаторы результатов:


Поскольку основные проектные инициативы программы связаны с воспитательной проблематикой, для оценки эффективности реализации программы предлагается осуществлять системный мониторинг воспитательного процесса в школе. Исходя из представления о воспитании как управлении процессом развития личности человека через создание для этого благоприятных условий , мы выделяем четыре основных предмета мониторинга:

  1. Личность воспитанника (в ее динамичном аспекте) - главный показатель эффективности процесса воспитания.

  2. Детский коллектив как важнейшее условие развития личности ребенка.

  3. Позиция воспитателя как другое важное условие развития личности ребенка.

  4. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.

Каждый из предметов мониторинга обеспечен адекватным исследовательским механизмом.


Что изучается

(предмет мониторинга)

Как изучается

(механизм мониторинга)

  1. Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания


Методика тестовой диагностики личностного роста школьников.

Методика индивидуального диагностического собеседования.

Методика анкетирования

  1. Детский коллектив как условие развития личности школьника





Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» А.Н. Лутошкина

Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе (модификация социометрии Дж. Морено)

  1. Профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника


Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания.

  1. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания

Экспертный анализ и оценка организационных условий процесса воспитания



    1. Материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания

Качественный и количественный анализ материально-технического оснащения процесса воспитания (оборудования, аппаратуры, культурно-массового, туристского, спортивного снаряжения, библиотечно-информационного фонда и т.д.)

    1. Укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания

Анализ штатного расписания образовательного учреждения и квалификации педагогических кадров в сфере воспитания.







    1. Предметно-эстетическая среда, в которой организуется процесс воспитания

Анализ предметно-эстетической среды образовательного учреждения

    1. Деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников

Анализ деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников





    1. Программное обеспечение процесса воспитания

Анализ концепций, программ, планов воспитания в образовательном учреждении



Также мы планируем использовать критерии уровня развития и проявления патриотизма личности, разработанные авторами научно-исследовательской работы Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации «Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию»






Высокий

уровень

Глубокое изучение истории и культуры России. Патриотическая убежденность и готовность к действиям во имя национальных интересов. Осознание личной ответственности за судьбу России. Проявление социальной активности и гражданской зрелости. Инициатива в патриотической деятельности и целенаправленное участие в ней.





Средний

уровень

Восприятие истории Отечества как одного из важнейших предметов в системе образования и воспитания. Владение содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество». Понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире. Проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел. Высокая ответственность, осознание гражданского и патриотического долга. Наличие опыта преодоления моральных, волевых перегрузок патриотической деятельности в ее различных формах.



Низкий

уровень

Понятия «патриотизм», «гражданский долг» находятся на формально-вербальном уровне. Слабо развиты представления о гражданском долге, патриотизме и современном развитии российского общества и его проблемах. Ответственное, но пассивное, без проявления инициативы выполнение учебных и общественных поручений. Стремление преодолеть вставшие на пути трудности, но собственными силами, без поддержки товарищей, сверстников.





Нулевой

уровень

Интересы государства и перспективы его развития не занимают никакого места в жизненных планах, не связываются с жизненными перспективами. Понимание необходимости защиты интересов Отечества имеет отвлеченный абстрактный характер. Проявление равнодушного отношения к учебе в целом и пассивности. Отсутствие интересов к гуманитарным дисциплинам, в том числе к истории Отечества. Низкая ответственность при выполнении общественных поручений или их игнорирование. Отсутствие представления о гражданском долге и патриотизме. Слаборазвитые морально-волевые качества. Проявление слабоволия и отступление от намеченной цели при столкновении с трудностями.




    1. План деятельности по реализации концепции.

Система мероприятий по реализации программы.


Духовно-нравственное воспитание

п/п

Мероприятия

сроки

исполнители

1.

Включение краеведческого материала в программы начальной школы

2008 г.

Учителя начальных классов

2.

Сбор краеведческого материала о священномученике Лебедеве Алексии Николаевиче, служившим в храме села Косяково и включение его в курс «Духовное краеведение»

2008г

Агапова И.А.

3.

Организация сбора информации о Церкви Спаса Нерукотворного Образа в Косяково, разрушенном в 30-е годы 20 века

2008г.

Агапова И.А.

4.

Разработка и апробация элективного курса «Храмы земли Воскресенской»

2008г

Агапова И.А.

5.

Создание презентации «Храмы земли Воскресенской»

2008

Абушаева О.А., Агапова И.А.

6.

Совершенствование преподавания регионального компонента «Духовное краеведение»

постоянно

Агапова И.А.

7.

Создание экспозиции в школьном музее « Храмы земли Воскресенской»

2009

Зыбин Л.А.

8.

Организация экскурсий в школьном музее на тему «История храмов сел Петровское , Марчуги и Константиново»

постоянно

Зыбин Л.А.

9.

Классные часы на тему «Престольные праздники нашего села»

Согласно плана воспитательной работы

Классные руководители

10.

Творческие вечера, посвященные выдающимся людям Воскресенского района

постоянно

Абушаева О.А., классные руководители

11.

Создать школьный клуб «Патриот»

2008

Абушаева О.А,

13.

Проведение читательской конференции «Духовное наследие нашей земли»

2009

Корниясова Н.В.

14.

Родительское собрание, посвященное Дню Матери

ежегодно

Классные руководители

15.

Фольклорный праздник «Масленица»

ежегодно

Абушаева О.А., Классные руководители, Корниясова Н.В.








Краеведческое движение «Мой край в моей судьбе»

п/п

Мероприятия

сроки

исполнители

1.

Работа кружка «Краеведение»

постоянно

Агапова И.А.

2.

Проведение экскурсий в школьном музее Боевой и трудовой славы

постоянно

Зыбин Л.А.

3.

Поездки в краеведческий музей города Воскресенск

Согласно плана воспитательной работы

Классные руководители

4.

Научно-исследовательский проект « Малые реки Воскресенского района»

2008-2012

Коняшкина Т.А., учителя начальных классов

5.

Научно-исследовательский проект «Родник»

2009

Коняшкина Т.А., учителя начальных классов

6.

Научно-исследовательский проект «Почвы Воскесенского района»

2010

Коняшкина Т.А.

7.

Создание презентаций и оформление альбомов «Флора Воскресенского района», «Фауна Воскресенского района»

2008-2009

Ушакова И.В., учителя начальных классов

8.

Книжная выставка «Воскресенский край»

2008

Корниясова Н.В., учителя начальных классов

9.

Включение в учебный план элективного курса «Мой край в моей судьбе»

2008-2009

Коняшкина Т.А.

10.

Совершенствование преподавания регионального компонента «Родное Подмосковье»

постоянно

Коняшкина Т.А.

11.

Введение регионального образовательного компонента «История Подмосковья»

2008-2009

Агапова И.А.

12.

Научно-исследовательский проект «История моего края»

2008-2009

Зыбин Л.А., учителя начальных классов

13.

Научно-исследовательский проект «Топонимические исследования»

2008-2009

Артамонова Г.И., Агапова Л.В.

14.

Научно-исследовательский проект «История нашей школы»

2008-2009

Зыбин Л.А.

15.

Участие в областной краеведческой конференции

ежегодно

Коняшкина Т.А., Зыбин Л.А., Артамонова Г.И.

16.

Участие в краеведческих творческих конкурсах

ежегодно

Артамонова Г.И., Агапова Л.В.

17.

Фотовыставка « Мой край»

ежегодно

Абушаева О.А.

18.

Конкурс рисунков «Мое село»

ежегодно

Корниясова Н.В.

19.

Трудовой десант «Чистая Земля»

ежегодно

Классные руководители

20.

Организация походов по родному краю

ежегодно

Классные руководители

21.

Организация поста наблюдения на реке Отра

2008-2009

Медведев А.М,, учителя начальных классов

22.

Организация постоянных метеорологических наблюдений

2008-2009

Медведев А.М., учителя начальных классов

23.

Выставка «Творчество нашего земляка - художника Щеулова Н.А.»

2008-2009

Корниясова Н.В.

24.

Разработка и реализация элективного курса «Литературный Воскресенск»

2008-2009

Агапова Л.В., Артамонова Г.И.

25.

Урок мужества «Воскресенский край в годы Великой Отечественной войны»

2008-2009

Ерофеева А.А.





Гражданско-патриотическое воспитание


п/п

Мероприятия

сроки

исполнители

1.

Включить в учебный план региональный образовательный компонент «Московская область- субъект Российской Федерации»

2008

Уланова Т.Л.

2.

Научно-практическая конференция

« Государственные символы»

2008-2009

Агапова Л.В., Артамонова Г.И.

3.

Классные часы на тему «Государственный гимн России»

Согласно плана воспитательной работы

Классные руководители

4.

Читательская конференция «Государственные награды»

2008

Корниясова Н.В.

5.

Викторина «Государственные символы России»

2008

Корниясова Н.В., учителя начальных классов

6.

Включить в учебные программы по истории материал о гербах Московской области, г. Воскресенска, сельского поселения «Фединское»

2008-2009

Зыбин Л.А., Агапова И.А.

7.

Включить в учебный процесс обучающие компьютерные игры, в которых используются государственные символы России.

2008-2009

Абушаева О.А.

8.

Конкурс на лучшую исследовательскую работу по истории государственной символики России

2008

Уланова Т.Л.

9.

Создать школьный клуб «Я - гражданин России»

2008

Абушаева О.А.

10.

Разработка и реализация элективного курса «Музыка в патриотическом воспитании старшеклассников »

2008-2009

Абушаева О.А.

11.

Урок знаний «Конституция России»

2009

Агапова И.А., Зыбин Л.А., Ерофеева А.А.

12

Урок-викторина «Флаги России»

2009

Классные руководители, Абушаева О.А., Ерофеева А.А., Зыбин Л.А.

13.

Классный час, посвященный Дню народного единства «Листая страницы истории»

Согласно плана воспитательной работы

Классные руководители




Социально-патриотическое воспитание

п/п

Мероприятия

сроки

исполнители

1.

Акция «Помоги ветерану»

постоянно

Классные руководители

2.

Трудовая операция «Память» - благоустройство территории памятника погибшим в Великой Отечественной войне

ежегодно

Классные руководители

3.

Творческие вечера, посвященные выдающимся людям Воскресенского района

Согласно плана воспитательной работы

Классные руководители

4.

Встречи с ветеранами-педагогами нашей школы

Согласно плана воспитательной работы

Классные руководители

5.

Экскурсия в школьный музей «Ветераны Великой Отечественной войны»

Согласно плана воспитательной работы

Классные руководители

6.

Проектная деятельность по созданию рукописной Книги памяти с. Косяково

постоянно

Зыбин Л.А., Агапова И.А.

7.

Концерт для ветеранов войны «Мир твоему дому, солдат»

ежегодно

Абушаева О.А., Классные руководители

8.

Благотворительная акция «Посылка воину»

2008-2009

Классные руководители




Военно-патриотическое воспитание





п/п

Мероприятия

сроки

исполнители

1.

Проведение смотра- строя и песни

ежегодно

Данилова Л.В., Абушаева О.А.

2.

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

ежегодно

Классные руководители

3.

Выставка «Реликвии воинской славы России»

2011

Корниясова Н.В.

4.

Поездка в Центральный музей Вооруженных Сил.

Согласно плана воспитательной работы

Классные руководители

5.

Акция «Поможем российскому солдату»

ежегодно

Абушаева О.А.

6.

Конкурс «Великая Отечественная война в рисунках»

ежегодно

Корниясова Н.В.

7.

Разработка и реализация факультативных курсов по военно-патриотической тематике

ежегодно

Данилова Л.В.

8.

Проведение уроков в библиотеке, музеях

постоянно

Учителя -предметники

9.

Проведение интегрированных уроков истории и литературы по патриотической тематике

Согласно тематического планирования

Артамонова Г.И., Агапова Л.В., Зыбин Л.А., Агапова И.А.

10.

Обеспечение организованного участия учащихся 10-х классов в учебно-полевых сборах

ежегодно

Классный руководитель

11.

Организация встреч учащихся школы с бывшими военнослужащими

ежегодно

Классные руководители

12.

Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта

ежегодно

Данилова Л.В.

13.

Проведение фестивалей военной песни: «Песни, опаленные войной», «Когда поют солдаты»

ежегодно

Абушаева О.А., Данилова Л.В.

14.

Классный час «Наука ковала Победу»

2008

Классные руководители

15.

Урок мужества «Поклонимся великим тем годам…»

2008-2009

Классные руководители, Абушаева О.А.





Героико-патриотическое воспитание








п/п

Мероприятия

сроки

исполнители

1.

Разработка и реализация элективного курса «Наши земляки - герои Великой Отечественной войны»

2008

Артамонова Г.И.

2.

Научно-исследовательский проект

«Д. Пожарский, герой России - наш земляк».

2009

Зыбин Л.А.

3.

Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»

2008-2010

Корниясова Н.В.

4.

Создание музейной экспозиции « Герои-воскресенцы»

2008-2010

Зыбин Л.А., Агапова И.А., Артамонова Г.И.

5.

Посещение музеев на Поклонной горе города Москва

Согласно плана воспитательной работы

Классные руководители

6.

Проведение интегрированных уроков по истории и литературе, посвященных Дню народного единства

2008-2009

Артамонова Г.И., Агапова Л.В., Зыбин Л.А., Агапова И.А.

7.

Викторина «Покорители космоса»

2009

Абушаева О.А.

8.

Тематическая лекция « Защитник Родины. Каким ему быть?»

Согласно плана воспитательной работы

Классные руководители

9.

Читательская конференция «Возьми себе в пример героя» (по литературным произведениям о войне)

2009

Корниясова Н.В., Артамонова Г.И., Агапова Л.В., Классные руководители






Спортивно-патриотическое воспитание





п/п

Мероприятия

сроки

исполнители

1.

Работа спортивной секции

постоянно

Данилова Л.В.

2.

Соревнования по баскетболу

ежегодно

Данилова Л.В.

3.

Соревнования по волейболу

ежегодно

Данилова Л.В.

4.

Соревнования по пионерболу

ежегодно

Данилова Л.В.

5.

Проведение мероприятий для пропаганды здорового образа жизни с привлечением родителей

Согласно плана воспитательной работы

Данилова Л.В.

6.

Проведение тематических бесед и классных часов по вопросам личной и общественной гигиены

Согласно плана воспитательной работы

Классные руководители

7.

Проведение месячника физической культуры

ежегодно

Данилова Л.В.

8.

Проект «История спортивной жизни нашего края»

2010

Агапова И.А.

9.

Посещение спортивных соревнований в ледовом дворце спорта «Химик»

постоянно

Данилова Л.В.

10.

Участие в районных спортивных соревнованиях

постоянно

Данилова Л.В.

11.

Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни!»

ежегодно

Данилова Л.В.

12.

Проведение встреч учащихся школы с выпускниками и курсантами высших военных училищ, военных академий и университетов

Согласно плана воспитательной работы

Классные руководители



3.9Объемы и источники финансирования.


Выполнение программы будет обеспечиваться за счет различных источников финансирования: местный бюджет и внебюджетные средства (спонсорские средства, средства грантов, добровольные пожертвования)

В случае победы в конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНПО «Образование» планируются следующие направления расходования средств:

Направление расходования средств

Стоимость (руб.)

Обоснование

  1. Приобретение оборудования для проведения метеорологических наблюдений



200000 руб.


Для технического оснащения проекта по мониторингу метеорологических условий нашего населенного пункта

  1. Приобретение оборудования для экологического мониторинга

180000 руб.

Для технического оснащения проекта по экологическому мониторингу окружающей среды

  1. Приобретение спутниковой антенны для школьного Интернета

20000 руб.

Школа расположена в таком месте, где качественный Интернет отсутствует

  1. Приобретение многофункциональных печатающих устройств, рассчитанных на большие объемы печатных материалов.

300000 руб.

Для технического обеспечения реализации проектов в рамках программы развития

  1. Приобретение оборудования для кабинета информатики

300000 руб.

Для технического обеспечения реализации проектов в рамках программы развития


39


скачать файл | источник
просмотреть