neosee.ru

21.09.19
[1]
переходы:90

скачать файл
Человек в общении с природой с первых лет жизни































«Сохранить природу - сохранить жизнь»

(брифинг)


Подготовила: Помогаева Елена Витальевна

классный руководитель

среднего общего образования

МОУ Лотошанская СОШ











Краснозёрскоё 2008



Помогаева Елена Витальевна

МОУ Лотошанская СОШ



Пояснительная записка

Человек в общении с природой с первых лет жизни. И как бы сокровенно оно ни было, речь, мышление, эмоции - всё обогащается в соприкосновении с природой. Она благотворно влияет и на духовный мир, и на физическое развитие ребёнка. Но любовь к природе начинается только с осмысления её ценности!

На уроках географии, биологии, химии, физики ребята могут осознать, насколько уникальна жизнь на Земле, как действуют законы природы. Понять, что законы эти ставят пределы, границы, до которых возможно вмешательство в ход естественных процессов. Математика помогает раскрыть количественные характеристики в природном балансе, провести расчёты использования природных ресурсов. Таким образом у детей формируется представление о жизненной целостности, о единстве всей природы и о её ранимости.

Как известно, жизнь ребёнка - всегда игра и романтика. Поэтому мною была выбрана игровая форма классного часа - «брифинг». Надо ли говорить, какие возможности тут нам - педагогам - даёт общение с родной природой.

Актуальность данного мероприятия связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Стремительный рост потребления природных ресурсов, возрастающая деятельность человека на природные системы требуют перестройки экологического образования в школе.

Классный час способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли биологии, географии, экологии в стабилизации отношений человек - природа.

Это занятие нацелено на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду.


Помогаева Елена Витальевна

МОУ Лотошанская СОШ





«Сохранить природу - сохранить жизнь»

(брифинг)

Цель:

  • воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому,

  • помочь учащимся осознать свою моральную ответственность

за судьбу родной земли,

  • формирование экологической культуры.

Эпиграф:


«Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».

Ф. Жолио - Кюри



План

1. Значение природы для человека.

2. Есть в настоящее время угроза природе и жизни человека?

  1. Какова экологическая обстановка в нашем городе?

  2. Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

  3. Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?




Замечание. В брифинге принимают участие:


>> эколог,

  • представитель комитета по охране природы.

  • медицинский работник..

  • экономист.

В их роли выступают учащиеся 9 - 11классов, подготовившие свои выступления;

заранее по рекомендованной учителем литературе.

По вопросу «Экологическая обстановка в нашей стране» в ходе выступления демон­стрируется видеозапись.


Помогаева Елена Витальевна

МОУ Лотошанская СОШ


I Звучит музыка И. Штрауса «Сказки венского леса».

Ведущий. Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чуде­са света» - сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес -единственном известном нам во Вселенной. Это чудо - сама наша планета вместе с атмосфе­рой - вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным. ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.

Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли.

Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, ра­зума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо - Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы за­висит жизнь человека.

«Сохранить природу - сохранить жизнь» - тема брифинга.


В брифинге принимают участие: эколог ...., представитель Комитета по охране природы…, медицинский работник …,экономист ...

Аэродромы

пирсы

и перроны,

леса без птиц

и земли без воды...

Все меньше - окружающей природы.

Все больше - окружающей среды.

Всего четыре поэтические строки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезней­ших изменений, происходящих в природе Земли. Мы. люди начала XXI века, почти незамет­но для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обер­нуться для нас сегодняшних и для последующих поколений?






Помогаева Елена Витальевна

МОУ Лотошанская СОШ

Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?


С информацией выступает эколог . . .

ЭКОЛОГ. Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологиче­ские проблемны. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.

Указ Петра I от 1718 г. предписывал «преслушников. которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня наказа­ние батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту во­круг своих домов, на своих улицах.


Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «...если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Си­бирь...».

Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось.

Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозится его невозможно,! как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить...

К сожалению, не все понимали важность охраны окружающей среды. Природа ста слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений - люди, созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, города...

Еще несколько десятилетий назад академик В. И. Вернадский, создатель науки био-
геохимия, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат
может быть только один - полное ее уничтожение.

Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пи­щи прожить недели, без воды дни, а без воздуха минуты.

За последние 25 - 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2 - 3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, к частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отри­цательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.

50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы.

Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.

Леса - «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины - это почти полтонны поглощенной из воздуха уг­лекислоты.

Помогаева Елена Витальевна

МОУ Лотошанская СОШ



Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искаженна и нарушена под воздействие так называе­мых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохими­каты, пестициды, некоторые металлы.

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого

ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

Ведущий: Приведённые экологом факты тревожны. Они могут показаться вам далёкими.

Какова же экологическая обстановка в нашей стране?

Слово предоставляется представителю Комитета охраны природы ...

IПредставитель комитета по охране природы ...


Замечание. Выступление сопровождается демонстрацией видеофрагментов, характеризующих экологическую ситуацию в стране, и заканчивается стихотворением

В. Глёбова «И только ахает Природа...»


И только ахает Природа ..

Весна! |Ручьи не умолкают.

Потоки в буйстве - там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья и мазут.

Весь берег стал похож на свалку-

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет...

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

-Зачем все это. Человек?!


Иду таежною долиной...

И снова - горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах - черные болячки

-Беда, куда ни погляди...

И разъяснил мне егерь мрачно:

Помогаева Елена Витальевна

МОУ Лотошанская СОШ




-А что? Кислотные дожди...
Лес плакал точно в непогоду..

Скрипучей жалобой калек.

И я услышал стон Природы:

-Что натворил ты, Человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь,, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой -


Шибали запахи волной.

Не море, - сточная канава

Плескала тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы

-Ее созданье - Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг.

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.


Все может быть, все может статься...

Допрос, ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.


И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,


И только ахает Природа:

Да сын ли ты мне, Человек?







Помогаева Елена Витальевна

МОУ Лотошанская СОШ


Ведущий. Экологическая ситуация в нашем стране тоже не радует и заставляет задуматься каждого.


Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?


С информацией выступает медицинский работник….



Медицинский работник. Загрязнение воздуха на 43 - 45 % повинно в ухудшении здоровья населения.

На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В Амурской, курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нерв­ной системы, гепатитов, токсикозов беременности, увеличении мертво рождаемости и врож­денных аномалий.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций.

Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.


На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске. Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, эндокринными за­болеваниями. Учёными зарегистрирован рост обшей смертности на 17 - 24 %.

Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стой­ких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.


Ведущий. Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включе­но: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновению с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бед­ствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения ...).





Помогаева Елена Витальевна

МОУ Лотошанская СОШ


Что необходимо сделать для сохранения природы?


Слово экономисту ...


Экономист.

Прежде всего необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны больницы с современным оборудованием... На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережливому отношению к природ­ным ресурсам и сообществам.

Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам уче­ных, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить и оберегать ее от разрушительных последствий.

Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник?




«Будьте активными защитниками природной среды»

Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарст­венных растений...)


Соблюдайте правила

поведения в лесу,

на берегу водо­емов1


Заботьтесь о братьях наших

меньших (муравьях, птицах,


Украшайте в зеленый наряд города и села.






Помогаева Елена Витальевна

МОУ Лотошанская СОШ


Ведущий. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в беско­нечном круговороте веществ. И мы сами ее мыслящие частицы. Это налагает огромную от­ветственности за сохранность природы на каждого из нас, на каждого без исключения. Каж­дый из нас может, и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы. а, следова-телъно, жизни на Земле.

В одном из стихотворений М. Дудин пишет:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените.

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,


Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу. -

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите!




Звучит песня «Березы» в исполнении Н. Расторгует/.




И в завершение просмотр видео-релакс-фильма «Чудеса Земли»







Ведущий. Мы все можем научиться любить Землю. Наша прекрасная Земля обеспечивает нас всем необходимым, и мы должны всегда чтить её. Здоровье нашей планеты очень важно для нас. Если мы не позаботимся о нашей планете, то где мы будем жить потом?

















































Приложение













































Приложение













































Приложение































Литература: /«Воспитание школьника»/№4/1997

/Классный руководитель/ № /2007

Луиза Хей «Исцели своё тело»

/Москва «Олма пресс»-2006/

скачать файл | источник
просмотреть