neosee.ru

29.06.17
[1]
переходы:52

скачать файл
В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГО ВПО «Южный федеральный университет»


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет педагогики и практической психологии

Отделение дошкольного и начального образования

Кафедра дошкольной педагогики




Феномен молодой семьи

в контексте

современных социокультурных условиях







Исполнитель:

Магистр Педагогики

Луговская Оксана Александровна


Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Татаринцева Нина Евгеньевна


Рецензент

к.п.н., доцент

Абдульманова Любовь Витальевна




Ростов - на - Дону

2008 год


Феномен молодой семьи

в контексте современных социокультурных условиях

Сегодня на этапе перехода к рыночным отношениям происходит процесс реформирования многих общественных институтов, одним из которых является семья. В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи. Он выражается в том, что семья не реализует свои главные функции - воспитание детей, обеспечение сохранности семьи как важнейшего базового элемента социума, обеспечение трансляции семьей культуры социума от одного поколения людей к другому. Орлов А. Б. показателями неблагополучия семей в России считает катастрофическое снижение рождаемости, самый высокий показатель числа абортов, рост внебрачной рождаемости, высокая смертность младенцев и матерей, низкая продолжительность жизни, высокий уровень числа разводов (см. в приложение № 1 таблицы №№ 1, 2, 3).

Легкомысленное отношение к браку и семье, распространение альтернативных типов брака и семьи, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность - все это самым пагубным образом отражается на воспитании детей.

Отметим, что в большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин, в выходные дни — 30 мин. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль — выяснению того, какие оценки получены.

Подласый И.П. отмечает следующие причины неудовлетворительного воспитания детей в семье:

1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т. д.).

2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.

3. Двойная нагрузка на женщину в семье — и на работу, и на семью. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожан­ки в простых семьях с детьми составляет 77 ч в неделю, в том числе дома — 36 ч. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11ч.

4. Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод — это всегда проблема воспитания детей.

5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью женщины-матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.

6. Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы.

7. Увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая не престижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье.

Пидкасистый П.И. также выделяет причины, которые не позволяют или мешают родителям эффективно заниматься воспитанием собственных детей:

Во-первых, однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Это значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи. Воспитывая младших сестер и братьев, будущие родители получали практические навыки, которые затем можно было использовать с появлением собственных детей.

Во-вторых, у молодой семьи имеются возможности отделиться от своих родителей, от старшего поколения. Казалось бы, в этом есть определенное благо. Но жизнь порознь со старшим поколением лишает семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших в вопросах воспитания детей. Влияние старшего поколения на детей снижается, остается невостребованной их накопленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт, богатый наблюдениями. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же время страдает и старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними.

В-третьих, основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький, и "лежит поперек, а не вдоль лавки". Народная педагогика учила высокой нравственности через пословицы и поговорки, через незамысловатые, но очень значимые выражения: "Гуляй, девица, да смотри, чтобы ветром не надуло", или "Гуляй, да в подоле не принеси".

В-четвертых, вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын или дочь нарушает правила поведения, совершает асоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно. Совсем иная ситуация в крупном городе, где живут горожане "в первом поколении", выходцы из деревни, но порвавшие родные корни с деревенскими традициями и не усвоившие еще городского образа жизни.

В-пятых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание,- все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная ее выдача, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя и не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге - для семейного воспитания.

В-шестых, гипертрофированная политизация общества, когда прямая трансляция заседаний Государственной Думы и выступлений отечественных и зарубежных политиков приковывает к телеэкранам молодых родителей, а от детей в эту пору они отмахиваются как от назойливых мух: "Отойди, не мешай!" И дети остаются предоставленными сами себе. Затем эти увлечения дополнились увлечением сериалами. Вновь вся семья прикована к телеэкрану, а на общение с детьми, т.е. на их воспитание, не остается времени.

Этот перечень причин можно продолжить. Названных достаточно, чтобы констатировать неблагополучие в постановке семейного воспитания во многих современных семьях.

Особо уязвимой в новых социокультурных условиях оказалась молодая семья. Определимся в понятии «молодая семья».

Большинство социологов, отмечает Н.Ф. Дивицына, классифицируют семью по стажу семейной жизни. Молодой семье они отводят вторую стадию брачно-семейных отношений (после стадии молодоженов). У одних семей это полгода — год семейной жизни, а у других меньший период. Законодатели дали свою трактовку этого понятия. Так в разделе Закона «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации», опубликованном в «Российской газете» 3 июля 1993 г., дано определение «молодой семьи»: «Молодая семья—это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей—без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста». Следовательно, критериями молодой семьи являются: очередность брака — первый, продолжительность совместной жизни—до трех лет и граница возраста супругов—от 18 до 30 лет.

Мы будем иметь в виду под молодой семьей - супружескую пару с детьми или без них, брак — первый, продолжительность совместной жизни — до пяти лет, а возраст одного из супругов или обоих не достиг 35 лет.

Современные молодые супруги отличаются от поколения своих родителей. Так, в целом по стране, среди мужчин, родившихся в 1955—1959 гг., 48% вступили в брак к двадцати трем годам. Среди мужчин того же поколения к двадцати годам состояли в браке 34%. Это были люди, получившие в основном какую-либо профессию, имевшие в тех условиях стабильные источники дохода. В последнее время наблюдается тенденция снижения брачного возраста. Сокращение рождаемости неразрывно связанно со смещением рождения детей к старшим возрастным группам. Средний возраст женщин, рождающих ребенка, достигает 27 лет. Многие молодожены не готовы к семейной жизни, как в экономическом, так и в социальном плане. Омоложение брака привело к тому, что в настоящее время для молодежи этап учебного процесса практически совпал с этапом создания семьи. В крупных городах в каждой четвертой-пятой семье супруги учатся, живут на стипендию, пользуются помощью родителей. Студенческая семья может быть с полным правом выделена в отдельный тип молодой семьи со специфическим образом жизни, порой растянутым на несколько лет. Возникает немало трудностей: материальных, жилищно-бытовых, нравственно-психологических. В правительственных документах неоднократно подчеркивалось, что в особой заботе нуждаются молодые семьи. К семейной жизни молодежь надо готовить. Более продуманной должна быть система, материальной помощи молодоженам, прежде всего в решении жилищно-бытовых проблем. Все это частично уже реализуется на деле. Вот ряд преобразований, направленных на поддержку молодых семей. С 1 января 2008 года в стране вводятся различные льготы, как на федеральном, так и на региональном уровне, которые улучшат материальное положение. Это увеличение единовременного пособия при рождении ребенка, значительное повышение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. В России впервые введен материнский капитал, родовые сертификаты, улучшается медицинская база. Создаются условия для работающих родителей. Частично компенсируется плата за детские сады. В правительстве рассматривается вопрос об увеличении возраста участников жилищных программ для молодых семей с 30 до 35 лет.

В Ростовской области принимаются меры по стимулированию рождаемости и укреплению института семьи. Уже с 1998 года реализуются программы, направленные на улучшение жилищных условий молодых семей. За последние два года была оказана поддержка в приобретении жилья более 2,5 тыс. молодых семей. Губернатором Ростовской области принято решение о предоставлении жилищных субсидий на погашение квартирных кредитов молодым семьям. Также в области действует региональная система мер социальной помощи: детские пособия и выплаты на питание детей до 2-х лет из малоимущих семей, единовременные пособия при создании приемной семьи и другие.

В настоящее время существует немало и других видов помощи молодой семье. Однако это только первые шаги в решении намеченных мер. Но сегодня материальные и жилищно-бытовые проблемы многих молодых семей остаются еще достаточно острыми.

Н.Ф. Дивицына отмечает, что молодая семья на начальном этапе своего существования сталкивается с первыми, хотя и теоретически известными, но для них неожиданными препятствиями. Супруги, убедившись на собственном опыте, начинают понимать, что одной любви мало, что надо еще, чтобы у него (у нее) было больше доброты, уступчивости, заботы. Некоторые поступки супругов ранят их, снижают теплоту отношений между ними. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его (ее), устранить слишком явные недостатки — начинается «притирка» характера, и супруги все чаще получают друг от друга моральное неудовлетворение. В последнее время, наряду с омоложением брака увеличился удельный вес гетерогенных браков, т. е. таких, в которых муж и жена имеют разную национальность, происхождение (городское или сельское), уровень образования. При этом число молодых семей, где образование жены выше, чем у мужа, уже превышает количество пар, в которых это соотношение обратно. В современной молодой семье ребенок рождается довольно скоро после регистрации брака—в среднем через 1,2 года. Перечисленные выше особенности не могут не влиять на многие стороны жизнедеятельности молодых супругов. Ранний возраст вступления в брак связан с материальной необеспеченностью молодоженов, отсутствием собственного жилья и в результате—с зависимостью от родителей. Появление ребенка в семье совпадает по времени с периодом учебы, профессионального самоопределения молодых мужей и жен. Это значит, что и вопросах ухода за маленьким ребенком супруги рассчитывают на помощь старшего поколения. Произошли существенные изменения в добрачном и брачном поведении супругов. Значительное их число вступает в брак после неопределенного периода знакомства, не успев, как следует узнать друг друга, проверить свои чувства. Часто нынешние молодые люди женятся по влюбленности, симпатии, влечению. В таких союзах сердечные тяготения через несколько лет ослабевают, и главными их связями становятся или общие интересы, или дети, или материальные удобства, или то и другое вместе. По данным ученого Голода С. И. 15—20% молодоженов находят друг друга по рассудку, без сердечного влечения. Они не встретили человека по сердцу, а время вступления в брак пришло, вот и выбирают такого, который подходит душе и разуму. И, наконец, 5%—это те, кто женится по материальному расчету.

Поведение нынешних молодых супругов в семье значительно отличается от поведения супругов старшего поколения. Молодые мужья гораздо чаще помогают женам в домашней работе, в уходе за ребенком, а в решении важных семейных вопросов принимают участие оба супруга. Такие изменения в значительной степени обусловлены повышением уровня образования женщин. Равноправное распределение домашней работы отмечается в тех семьях, где молодая супруга имеет высшее образование, а также в студенческих семьях. Современные мужья активно вовлекаются в сферу воспитания и ухода за ребенком, хотя их участие не столь велико, как этого хотелось бы женам. Одна из особенностей молодой семьи связана с развитием личности современного человека. Его духовный мир усложняется, и ощущение счастливой жизни в значительной степени связано с удовлетворением этих потребностей. Поэтому и свои семейные взаимоотношения молодежь часто рассматривает не только с точки зрения любви, уюта, удовлетворения сексуальной потребности, наличия детей, но и сквозь призму возможности или невозможности реализовать в браке свои идеалы, творческие, в том числе профессиональные устремления. И если такая позиция вполне традиционна для мужчин, у которых общественная сфера деятельности была более важной, чем семейная, то в настоящее время нередко аналогичный взгляд на брак характерен и для женщин. На повышение взаимопонимания супругов, укрепление молодой семьи большое внимание оказывает совместное проведение досуга. Особенно это важно на этапе раннего супружества, когда начинает формироваться единая ценностная система молодой семьи. Как свидетельствуют социологические исследования, проведенные в ряде городов Российской Федерации, абсолютное большинство молодоженов предпочитают ходить в гости к друзьям и знакомым вместе и совместно проводить досуг. Хотя в последние годы определенное распространение получила, и иная тенденция—стремление части молодоженов проводить досуг раздельно.

Педагоги (И.В. Гребенников, Н.Ф. Дивицына, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк) считают, что первые пять лет совместной жизни — основа всего будущего существования семьи. На этом этапе определяются главные черты семьи, от которых будут зависеть завтрашние судьбы людей, вступивших в брачные отношения. Средний стаж распадающихся браков в условиях нашей страны — пять с половиной лет и именно здесь семье больше всего требуется помощь. Это этап, когда рождается совместимость супругов — психологическая опора семьи; время, когда создается база семьи — ее экономическая опора, когда возникают воспитательные устой семьи. В эти годы закладывается основание для всех главных сторон семейной жизни — психологическое, сексуальное, материальное, воспитательное.

В первые пять лет молодая семья проходит три возраста: младший супружеский, младший родительский и начало среднего супружеского. Младший супружеский возраст — «медовый» год, который часто бывает полезным. Это самый ответственный из всех лет супружества — год радостей и горя. Глубинные перевороты пронизывают всю жизнь молодоженов. Из иждивенцев в родительской семье теперь они становятся хозяевами своей жизни. Главный конфликт этого периода — конфликт приноравливания друг к другу двух непохожих людей, очень трудное создание из двух «Я» одной системы — «МЫ». На этом этапе люди постепенно начинают глядеть друг на друга без прикрас, такими, как они есть. У них рождаются или порождаются близкие интересы, взгляды, привычки, возрастает или не возрастает похожая система поведения, отношения друг к другу, появляется совместимость. Одна из частых неурядиц медового года — борьба двух самолюбий, война за власть в семье. Многие специалисты говорят о том, что, несмотря на низкий процент разводов, первый год брака достаточно нестабильный. Молодую семью часто «лихорадит», ее терзают противоречия, которые часто усугубляются вмешательством родителей. Но, к счастью, эти противоречия не столь разрушительны, чтобы сразу привести к семейной катастрофе. Самое трудное в это время то, что социологи называют адаптацией. Начиная жить друг с другом, супруги открывают себя заново, однако, эти открытия не всегда радостные. Каждый приносит из своей родительской семьи массу привычек и пристрастий, то, к чему он и она привыкли дома, и что другому кажется нелепым, странным. Молодые люди вступают в брак с разными ожиданиями. До свадьбы им кажется, что они ждут от брака одного, а после вдруг открывают, что получили совсем другое.

За младшим супружеским возрастом идет младший родительский — новая сфера радостей и противоречий. Только что возникла система «МЫ» и тут же ее разрушает новейшая система из трех человек, с новым центром тяжести — ребенком. Идет коренная ломка сложившихся стереотипов семейной жизни, меняется и весь домашний обиход. Супруги открывают для себя новое чувство — родительскую любовь, которая становится новым видом счастья. Но, одни супружеские пары прибавляют к радостям своей любви, радости любви к детям. В других семьях родительская любовь порой соперничает с супружеской любовью — особенно это проявляются у молодых матерей. Это приводит к тому, что их чувство к мужьям резко охлаждается: резко спадает не только доля внимания к ним, но и любовность, сердечность этого внимания. Молодые мужья часто отвечают на это обидой, ревностью к ребенку, порой несправедливой. И хотя для многих супружеских пар ребенок выступает связующим звеном, многих он отдаляет друг от друга. Вся семейная жизнь делается у молодых родителей другой: сужаются ее духовные слои, растут хозяйственные заботы. У многих молодых семей именно в это время возникает домашнее неравенство. До рождения ребенка хозяйственных забот у супругов было немного, и даже если в их делении была разница, она не очень ощущалась. Теперь эти заботы резко возрастают и возлагаются в основном на жену.

Третья стадия молодой семьи — средний супружеский возраст. Ребенок немного подрос, быт устоялся, домашняя жизнь перестает резко меняться. Главные противоречия этой ступени — противоречия рутины, однообразия. Когда люди живут однообразно, то чувства их часто делаются непредсказуемыми, отношения становятся нудными.

Психологический климат молодой семьи во многом зависит от того, как складываются отношения между представителями различных поколений взрослых людей в семье, между молодоженами и их родителями (между зятем и тещей, невесткой и свекровью и т.п.). Молодые люди при создании семьи убеждены в том, что роль родителей в их жизни заметно уменьшается. Однако, свою семью строят по образцу родительской и прародительской. В семье, где есть бабушки и дедушки, настоящими воспитателями ребенка становятся именно они, считал Ш.А. Амонашвили. Так как молодым родителям иногда трудно понять, зачем им ребенок. Им хочется гулять, они заняты работой или учебой. В таких случаях детей оставляют на попечение своих родителей. Иногда семейная педагогическая жизнь дедушек и бабушек складывается счастливо, говорит Ш.А. Амонашвили, но это при условии, если молодые родители уважительно и с любовью относятся к ним, доверяют им воспитание своих детей.

Появление ребенка в молодой семье меняет стиль семейных и супружеских отношений, часто ведет к кризису в браке. А именно семейная атмосфера, как в зеркале, отражается на психике, характере и будущей жизни ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. Семья обеспечивает преемственность традиций; существенное влияние оказывает на выбор профессии.

Семья воздействует на отношение в общества, влияет на характер всех процессов общественной жизни. Она не только удовлетворяет потребности людей, вступивших в семейный союз, но и выполняет целый ряд социальных функций и поэтому является неотъемлемым элементом социальной структуры общества. Семья и брак- это формы отношений мужчины и женщины, санкционированные обществом, в наибольшей степени соответствующие воспроизводству населения в конкретно исторических условиях, прежде всего уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений, способу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Семья как фактор воспитания - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, с социальной средой, микросредой, усвоение им “созданной человечеством культурой”. Семейная среда, является для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно- пространственное, социально - поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания. От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Умение молодых родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращают ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи. Таким образом, продуманная воспитательная среда, очеловеченная домашняя среда - это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.

Молодая семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которых бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью. Семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа, формирует соответствующий образ жизни, а также представляет собой замкнутую общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные временем средства, методы и предметы воспитания, которые передаются от поколения к поколению. Наблюдается и заимствование новых способов воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, о которых узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением личности ребенка, заботясь о его здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии. Это тоже характеризует семью как фактор воспитания.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения.

Несмотря на возросший во всем мире интерес к изучению семьи со стороны различных наук, многие важные педагогические и психологические вопросы семьи и семейного воспитания еще не исследованы.

Таким образом, изменения, которые происходят в нынешнем обществе, главным образом сказываются на семье. Как было уже отмечено, в последнее время наблюдается омоложение брачного возраста и существенную роль среди общественных институтов начинает играть молодая семья. Критериями молодой семьи является очередность брака (продолжительность совместной жизни до пяти лет) и граница возраста супругов (до 35 лет). Выявлено, что в последнее время наряду с уже отмечавшимся омоложением браков увеличилось число гетерогенных браков, а также браков, где жена и муж имеют различное происхождение (городское или сельское). Многие молодые супруги, вступившие в брачно-семейные отношения, думают, что брак существует для любви. Но вера в это может быстро исчезнуть, когда у них появляются какие-то проблемы. В современных социокультурных условиях, чтобы сохранить семью, молодым супругам надо многое знать и прилагать максимум усилий для достижения супружеского взаимопонимания. Для создания счастливой и благополучной семьи, на наш взгляд, важна культура молодоженов, их уровень педагогической компетентности в самовоспитании и воспитании детей.



Список литературы

  1. Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте// Дошкольное воспитание, № 3, № 5, № 7, 2005. - С.101-106, 110-115,117-122.

  2. Арнаутова Е. Социальное самочувствие семьи// Дошкольное воспитание, № 6, 2004. - С.57-63.

  3. Арнаутова Е.П. Социальное самочувствие семьи: взгляд на проблему детей, родителей и воспитателей.// Дошкольное воспитание № 6, 2004, с. 57-63.

  4. Бинеева Н.К. Проблемная семья: специальной и семейно-брачной и половой социализации/ Автореферат. - Ростов н/Д, 2001. - С. 3-5.

  5. Горшенина В.В., Самошкина Н.В, Черкасова Н.П. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. - Волгоград: Панорама, 2006, с. 13-23.

  6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991. - С. 3-5, 65-71.

  7. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: Учеб. пособие. - М.: Владос - Пресс, 2006, 185-200.

  8. Дошкольное образование. Словарь терминов. / Сост. Виноградова Н.А. - М.: Айрис - пресс, 2005, с. 288.

  9. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Проспект, 2005, с. 15, 37-40.

  10. Ключников А. Жертвы свадебной моды//Аргументы и факты на Дону № 42, октябрь 2007 г, с. 15.

  11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Семейная педагогика. Академия, 2000

  12. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. - СПб.: Речь, 2005, с. 107-145.

  13. Кулик Л.А., Безястов Н.И. Семейное воспитание- М.: Просвещение, 1990

  14. Купава - Горенькова Т.С. Естество семьи// Три ключа, № 10, 2006, с. 154-155.

  15. Леонтьева А., Лушпарь Т. «Родители являются первыми педагогами своих детей»//Дошкольное воспитание, № 8, 2001, с. 57-59.

  16. Материалы форума медицинских работников Южного Федерального Округа «Реализация послания президента российской федерации В.В. Путина в сфере демографической политики», 16.11.2007г., г. Ростов - на - Дону.

  17. Наши дети, библиотека молодой семьи- М.: Юридическая литература, 1988

  18. Никитина Л.А. Мама и (или) детский сад. - М.: Просвещение, 1990. - С. 89-94.

  19. Осипова М.П., Бутрима Г.А. Работа с родителями. - Минск: Экоперспектива, 2003, с. 3-67.

  20. Официальный сайт Президента России Kremlin.ru: http/www.doxa.ru/obr/sobranie/god semyi.html.

  21. Павлова Л. О современных проблемах раннего детства// Дошкольное воспитание, № 8, 2003. - С. 9-12.

  22. Пидкасистый П.И.. Педагогика. - М.: 1998

  23. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений - часть 1, 2. - М.: Владос, 2003. - С. 12-13, 242-243.

  24. Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. Материалы международной научно-практической конференции памяти профессора, член-корр. АПСН П.И.Петренко 26-27 октября 2005 г./Под ред. Бабаян А.В., Гранкина А.Ю. - Пятигорск: ПГЛУ, 2005.

  25. Сайт Федеральной Службы Государственной Статистики.

  26. Семейный кодекс РФ. Официальный текст. - М.: ТК Велби, 2005.

  27. Семья в современном мире (социология и психология семейной жизни). / Под ред. Альперовича В.Д., Филоненко В.И. - Ростов н/Д: РГПУ, 2000. Т.I., с. 179-190.

  28. Семья в современном мире (социология и психология семейной жизни). / Под ред. Альперовича В.Д., Филоненко В.И. - Ростов н/Д: РГПУ, 2000. Т.II., с. 5-30, 43-75.

  29. Сластенин В.А.. Педагогика. - М.: 2002

  30. Социальная педагогика./Под ред. Никитина В.А.. - М.: Владос, 2002

  31. Социальная педагогика: Курс лекций./Под ред. Галагузовой М.А.. - М.: Владос, 2000

  32. Справочник. Семья Социально- психологические и этические проблемы - Киев, изд. Политической литературы, 1989

  33. Тимофеева М.В. Клуб «Молодая семья» для родителей детей раннего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика, февраль, 2008, с. 52-57.

  34. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». - М.: ИНФРА - М, 2006.

  35. Хоменко И. Образовательные консультации для пап и мам//Первое сентября № 70, 22 октября 2007, с. 7.

  36. Целуйко В.М. Психология современной семьи. - М.: Владос, 2006, с. 91-163.

  37. Человек в меняющемся мире: дошкольное и начальное образование. - Сборник научных статей. /Под ред. Чумичевой Р.М., Дудниковой С.А., Компанцевой Л.В., Ситько Р.М. - Ростов -н/Д: РГПУ, 2006, с. 69-72.

  38. Я и моя семья/ Автор-сост. Э. Флерковский.- Ростов - на - Дону, Феникс, 2003. - с. 226-228.











Приложение № 1

Таблица № 1.1

Общая характеристика воспроизводства населения в РФ

(Показатели помесячной оперативной отчетности приведены в пересчете на год)

I полугодие

тысяч

2006 г.

2007 г.

прирост (+), снижение (-)

Родившихся

715,4

753,0

+37,6

Умерших

1130,7

1060,2

-70,5

в том числе детей в возрасте до 1года

7,7

7,1

-0,6

Естественная убыль

-415,3

-307,2


Браков

422,2

461,1

+38,9

Разводов

307,2

334,6

+27,4



Таблица № 1.2

Количество браков и разводов в Ростовской области


2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Брак

27395

30914

32842

12913

Развод

19987

18414

19366

10253



Таблица № 1.3

Показатели младенческой смертности

(на 1000 родившихся)


2006 г.

2007 г. (8 месяцев)

ЮФО

12,5

12,4

Ростовская область

14,0

13,8



скачать файл | источник
просмотреть