neosee.ru

18.09.19
[1]
переходы:128

скачать файл
ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


ГОСУДАРСТВЕНННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ














ПРОГРАММА-МИНИМУМ

Кандидатского экзамена по специальности

19.00.07 - педагогическая психология






















Москва 2012


  1. Общие требования

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности «педагогическая психология разработана в соответствии с требованиями ВАК РФ и государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования.

Разработка программы осуществлена в контексте необходимости внедрения в систему подготовки научных кадров современного взгляда на психологию как науку о процессах психического развития человека в системах образования. В этом контексте сформулированы цели программы.

Цели программы определяются общими требованиями к качеству профессиональной подготовки аспирантов и соискателей ученых степеней в системе психологических наук, а также основными формами использования психологических знаний при разработке содержания, методов и форм образования на разных ступенях образования.

Объявленные цели достигаются за счет решения задач:

  • философское введение в педагогическую психологию, раскрытие предмета, объектов и методов изучения душевного развития человека в процессах его систематического образования;

  • сформировать у аспирантов смысловые установки сознания на реализацию культурно-исторического подхода к психологическому изучению развития педагогической деятельности и сферы образования в целом.

  • сформировать у аспирантов категориальный фундамент личностно-деятельностного отношения к своей профессиональной деятельности;

  • обеспечить освоение теорий психологического обеспечения педагогической практики на разных возрастных ступенях образования человека;

  • создать у аспирантов прочные установки на реализацию образовательной деятельности на основе психологического анализа движущих сил и механизмов детского поведения в разных периодах его душевного развития;

  • формировать школу современного комплексного подхода к решению проблем педагогической психологии и психологии образования человека.


Таким образом, педагогическая психология преподается как комплексная наука, органически включенная в систему психологических наук в истории ее фундаментальных и прикладных разработок. Психологический анализ явлений, закономерностей и механизмов образования человека ведется в контексте историко-культурного развития систем образования и их психологического научного обеспечения.

Тематически курс состоит из трех разделов. Первый раздел является методологическим введением и закрепляет ориентировку, полученную в курсах профессиональной подготовки. Во втором разделе раскрываются фундаментальные законы образования как формы психического развития личности, сознания и деятельности человека. Третий раздел раскрывает содержание психологических исследований по проблемам психологического обеспечения педагогической деятельности и инноваций в системах образования.



















































РАЗДЕЛ 1.

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.


1. История развития педагогической психологии в России


Место педагогической психологии в системе психологической науки. Определение предмета педагогической психологии. Понятия «обучение», «воспитание». Педагогическая психология и педагогика.

Основные разделяя педагогической психологии. Задачи педагогической психологии.

Три этапа дискуссии о предмете педагогической психологии. Вклад К.Д. Ушинского, А.Н. Нечаева, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, Сикорского, П.Ф. Лесгафта в становление отечественной педагогической психологии.


2 Теории Л.С. Выготского о развитии ВПФ и соотношении

обучения и развития


Полемика Л.С. Выготского и Ж.Пиаже о возможностях ин­теллектуального развития детей. Понятие о "зоне ближайшего развития" личности. Продолжение идей Л.С. Выготского в современных корнях, учениях. Современные концепции педагогического процесса.


РАЗДЕЛ 2.

ПСИХОЛОГИЯ УЧЕНИЯ


3. Процесс учения с точки зрения различных направлений в психологии.

Сущность ассоцианистского подхода к учению. Бихевиористская теория обучения: основные законы научения, их характеристика; «Когнитивные карты» Э. Толмена; теория оперантного поведения; принципы управления научением по Б. Скиннеру; линейное и разветвленное программирование. Подход к процессу учения в когнитивной психологии. Гештальтпсихология о процессе учения.

Теории социального научения: социальное научение Р. Сирса; изучение роли подражания в формировании поведения ребенка (А. Бандура); теории социального научения Дж. Гевирца и Дж. Аронфрида.

Гуманистическая психология о процессе учения, позиция педагога в системе взаимодействия «учитель- ученик».

Основные характеристики деятельностного подхода к учению.

4. Теория учебной деятельности.

Структура учебной деятельности Учебная задача и ее признаки. Виды учебных действий. Развитие самоконтроля. Формирование адекватной самооценки в учебной деятельности. Компоненты усвоение знаний по К.Д. Левитову.

5. Мотивация учебной деятельности

Мотивы учения. Их виды. Познавательные и социальные мотивы. Мотивы реально действующие. Изучение и формирование мотивов учения. Методы диагностики мотива­ции учения. Мотивация учения неуспевающих школьников. Формирование мотивов совместной учебной деятельности.


РАЗДЕЛ 3.

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

6. Обучение и обучаемость

Обучение как двусторонний процесс. Современные требования к процессу обучения. Понятие обучаемости и методов ее диагностики. Проблемное обучение, его условия, этапы и уровни. Психологические причины неуспеваемости школьников. Характеристика детей с ЗПР. Особенности обу­чения детей с ЗПР.

7. Психологические основы развивающего обучения

Развивающее обучение в теории Л. В.Занкова. История развития экспери­ментальной системы Занкова. Принципы обучения Л.В. Занкова. Линии раз­вития личности в обучении. Теория содержательного общения В.В. Давыдова. Дедуктивный путь формирования знания учащихся. Принципы построения экспериментальной системы. Формирование математических понятий в системе обуче­ния В.В. Давыдова.


8. Управление процессом обучения


Теория поэтапного формирования умственных действий П.Л. Гальперина. Этапы интериоризации знаний. Типы ориентировочных основ. Условия рационального использования различных ориентировок в обучении. Моделирование уроков с различным типом ориентировочных основ. Схема формирования понятий при научении и обучении. Формирование навыков. Программированное обучение. Виды программирования. Преимущества и недостатки программированного обучения. Компьютеризация обучения и использования ТСО. Особенности восприятия при использовании ТСО. Психологическая схема усвоения знаний при использовании ТСО и компьютеризации обучения.


9.Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

Понятие дифференциации и индивидуализации обучения. Виды дифферен­циации. Преимущества и недостатки каждого вида. Учет индивидуальных особенностей личности в обучении. Психологические идеи совершенство­вания обучения в трудах педагогов-новаторов.


РАЗДЕЛ 4.

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

10. Психологические основы воспитательного процесса.

Сущность воспитания. Компоненты педагогического воздействия: когнитивные, аффективные, поведенческие. Структура свойств личности. Психологические механизмы формирования личности.

Уровни нравственной воспитанности. Условия оптимизации педагогического воздействия.


11.Психологические аспекты воспитательных технологий.

Классификация методов воспитания по компонентам педагогического, воздействия. Требования к проведению этической беседы. Значение личного примера учителя в воспитательном процессе. Методы воздействия на поведенческий компонент личности. Условия правильного использования методов поощрения и наказания. Самовоспитание школьников, его особенности в подростковом и юношеском возрасте. Методы самовоспитания, руководство самовоспитанием школьников.


12. Психологические основы трудового воспитания и профориентации.

Компоненты трудолюбия: желание и умение трудиться.

Формирование положительного отношения к труду. Этапы формирования профессиональной направленности личности. Психологические компоненты профориентационной работы: "хочу", "могу", "надо". Их учет и формирование в учебно-трудовой деятельности. Условия правильной организации труда детей.


13. Психологические основы работы с "трудными" детьми.


Категория "трудных" детей. Причины педагогической запущенности школьников. Психологическая классификация детей с асоциальным по­ведением. Психолого-педагогические условия подхода к воспитанию "трудных" детей. Перевоспитание и его стадии. Диагностика уровня воспитанности школьников - составная часть профилактической ра­боты с "трудными" детьми. Метода изучения уровня нравственной вос­питанности школьников.

РАЗДЕЛ 5.

ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ

14. Педагогическая деятельность

Концепции педагогического процесса и их психологические основания.

Структура педагогической деятельности, ее основные компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный. Педагогические задачи, средства воздействия, самоанализ, самоконтроль деятельности учителя. Индивидуальные затруднения учителя в ходе педагогической деятельности.

Мотивы педагогической деятельности.


15. Педагогическое общение

Общение учителя с учащимися как составная часть педагогической деятельности. Средства взаимодействия участников педагогического общения. Влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности. Восприятие и оценка учителем педагогических явлений и факторы, их определяющие. Педагогическая оценка и ее влияние на учебную деятельность и поведение учащихся.


16. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя.

Нравственные качества учителя, их роль в формировании личности учеников, профессионально-педагогическая направленность в структуре личности учителя, ее формирование и развитие. Педагогические способности, их развития в процессе педагогической деятельности. Педагогические умения и навыки. Психологические основы педагогического такта, его влияние на учебную деятельность и проведение учащихся. Педагогическое мастерство. Самообразование и самовоспита­ние как условие успеха деятельности учителя.
















ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 19.00.07 - педагогическая психология



  1. Принцип развития в общей, возрастной, и педагогической психологии.

  2. Детство и взрослость как две стадии социокультурного развития человека. Понятие «развитие ребенка».

  3. Проблема: «Обучение и развитие». Концепции биогенеза, социогенеза, психогенеза и антропогенеза в теориях онтогенеза.

  4. Методы исследования в психологии развития: Метод срезов и лонгитюдный метод. Наблюдение, эксперимент, формирующий эксперимент.

  5. Теории двух факторов психического развития.

  6. Проблема наследственности и среды в развитии. Адаптационный подход в психологии развития.

  7. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского.

  8. Движущие силы (причины и источники), направления и механизмы психического развития.

  9. Образование человека как всеобщая форма развития человеческой субъективности в теории развивающего обучения В.В.Давыдова.

  10. Развитие высших психических функций. Функции культуры и языка в развитии. Присвоение, освоение и усвоение кульурно-исторического опыта в процессах образования.

  11. Проблема задатков и способностей в психологии развития.

  12. Психологическая проблема: индивид, личность, индивидуальность, человек.

  13. Исторические предпосылки возникновения детской психологии.

  14. Основные закономерности психического развития ребенка. Новообразования детства.

  15. Кризисы психического развития, их сущность и значение.

  16. Телесность ребенка и ее созревание на этапах онтогенеза.

  17. Понятие сензитивных периодов в развитие ребенка.

  18. Психогенетические факторы формирования индивидуальности в онтогенезе.

  19. Ребенок и взрослый в процессах образования. Педагогическое сотрудничество.

  20. Развитие личности ребенка. Аномалии и отклонения в развитии детской личности.

  21. Развитие эмоционально-аффективной сферы. Значение первичных и вторичных конфликтов в детском развитии.

  22. Игра как специфически человеческая деятельность. Функции детской игры.

  23. Сенсомоторное развитие ребенка. Развитие ощущений, восприятия, памяти.

  24. Умственное развитие ребенка. Развитие мышления в детском возрасте: наглядно-ситуативное, образно-интуитивное, дискурсивное, аналитическое, критическое.

  25. Эксперимент А.Н.Леонтьева по развитию опосредствованной памяти.

  26. Основные положения психологической концепции о поэтапном формировании умственных действий.

  27. Воображение и его развитие в детском возрасте.

  28. Возрастная психология как отрасль психологической науки (предмет и объект изучения).

  29. Периодизация душевного развития: эпохи, этапы периоды.

  30. А. Гезелл и нормативный подход к изучению психического развития.

  31. Психологические теории периодизации. Сравнительный анализ концепций периодизации: С Холл, З.Фрейд, Ж.Пиаже, Э.Эриксон, ДБ,Эльконин.

  32. Психологические интерпретация кризисов развития в различных направлениях возрастной психологии.

  33. Эпохи, периоды, этапы образования: новорожденный, младенец, малыш, дошкольник, предшкольник, младший школьник, подросток младший и старший, ранняя юность, юность, взрослость, зрелость. Психология пресенильного и сенильного возрастов. Смерть человека.

  34. Ступени образования и их системная организация.

  35. Психическое развитие младенца. Кризис рождения. Новорожденный и младенец: новообразования возраста.

  36. Кризис первого года жизни.

  37. Раннее детство: сенсомоторное и речевое развитие.

  38. «Я сам» трехлетки. Значение кризиса трехлетнего возраста.

  39. Развитие дошкольника.

  40. Игровая деятельность.Психология и педагогика детской игры.

  41. Роль сказки в развитии воображения дошкольника..

  42. Младший школьник и учебная деятельность.

  43. Сознательность учения младшего школьника.

  44. Образование в подростковом возрасте.

  45. Психологические теории в интерпретации кризиса подросткового возраста.

  46. Проблема полового созревания и психического развития.

  47. Половозрастная идентификация подростка.

  48. Социальная педагогика в периодах школьного образования.

  49. Психология и педагогика старшеклассника.

  50. Развитие самосознания старшеклассника и период юношеского развития.

  51. Динамика развития познавательных процессов в юности.

  52. Кризис ранней юности. Личностное, социальное и профессиональное самоопределение юности.

  53. Взрослость и зрелость. Психология самореализации индивидуальности.

  54. Кризис среднего возраста.

  55. Психологические проблемы геронтологии.

  56. Предмет педагогической психологии. Отличие предметов педагогической и возрастной психологии.

  57. Задачи и методы педагогической психологии.

  58. Основные направления педагогической психологии XX столетия.

  59. Теории учения в зарубежной психологии: ассоцианизм, бихевиоризм, когнитивизм, гештальт теория, теории социального научения, гуманистическая психология об обучении.

  60. Отечественные теории учения: усвоение культурно-исторического опыта, формирование умственных действий, учебная деятельность, концепция развивающего образования.

  61. Понятие «зона ближайшего развития» Л.С.Выготского, его теоретическое и практическое значение.

  62. Мотивация учения: ее структура, проблемы развития мотивации учения у школьников, методы изучения.

  63. Учебная деятельность: понятие, характеристики, структура, формирование основных компонентов.

  64. Понятие усвоения. Этапы и показатели усвоения. Закономерности усвоения знаний, умений и навыков.

  65. Развитие теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина в современной педагогической психологии.

  66. Характеристика типов ориентировки, их критерии и этапы формирования.

  67. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

  68. Основные принципы системы развивающего обучения Л.В.Занкова.

  69. Проблемное обучение. Понятия проблемной ситуации и проблемной задачи. Проблемное обучение в оптимизации учебной деятельности.

  70. Особенности учебной деятельности в разные возрастные периоды психического развития.

  71. Студент как субъект познавательной профессионально ориентированной деятельности.

  72. Психологические проблемы обучения взрослых.

  73. Игровые методы обучения. Социально-психологический тренинг.

  74. Психологические проблемы обучения детей 6-летнего возраста.

  75. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению.

  76. Основные причины неуспеваемости школьников. Обучаемость и успеваемость.

  77. Современная педагогическая психология о сущности воспитания.

  78. Воспитание с точки зрения различных направлений психологии.

  79. Учет индивидуальных особенностей школьников в процессах воспитания и обучения.

  80. Причины и последствия школьной тревожности и школьных неврозов.

  81. Понятия индивидуализации и дифференциации обучения.

  82. Основные проблемы компьютеризации обучения.

  83. Структура и функции педагогической деятельности.

  84. Педагогические способности и профессионально значимые качества личности учителя (Н.В. Кузьмина, В.А.Крутецкий).

  85. Характеристика педагогического общения

  86. Стили педагогической деятельности. Оценки сравнительной эффективности.

  87. Методы изучения педагогической деятельности.

  88. Современные требования к личности педагога.

  89. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности учителя.















































Основная литература

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учителя школьников. М.,1984.

  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.,1980.

  3. Архипова И.А., Матвеева Л.А. Психодиагностическая работа в начальной школе. СПб., 1994.

  4. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М.В. Гамезо и др. — М.: Просвещение, 1984.

  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

  6. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2003.

  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов - МОРФ, 2-е изд. - М.: Логос, 2002.

  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие - Ростов-н/Д.: Финикс, 1997.

  9. Крупенин А.В., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.

  10. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993.

  11. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учебн. зав.: В 3-х кн.- 3-е изд. - М.: Владос, 1998.

  12. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. — М., Просвещение, 1987.

  13. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. / Учебное пособие. - УМО. / СПб.: Питер, 2000.

  14. Розин В.М. Психология: Теория и практика: Учебное пособие для высш. Школы. - М.: Форум, 1997.

  15. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. / Учебник. - Ростов на Дону - Феникс, 2000

  16. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. /Учебник. МОРФ - М.: Академия, 2001

  17. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. / Учебное пособие. - М.: Академия, 2002

  18. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - СПб, 1998.


Дополнительная литература


  1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избр. психологические труды. — М., 1980. — Т. 2. — С. 129-267.

  2. Гонобилин Ф.И. Книга об учителе. — М.: Просвещение, 1965.

  3. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога. — Грозный: Чечено-Ингушский госуниверситет, 1976.

  4. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976.

  5. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. — Л.: ЛГУ, 1961.

  6. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. — Л.: ЛГУ, 1967.

  7. Курс общей. возрастной и педагогической психологии. / Под ред. М.В. Гамезо. — М.: Просвещение, 1982.

  8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М.: Педагогика, 1980.

  9. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. — М.: Педагогика, 1981.

  10. Психология труда и личности учителя / Под ред. А.И. Щербакова. — Л.: ЛГПИ, 1976.

  11. Н. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976.

  12. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта. — Саратов, 1972.

  13. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. / Учебное пособие. / Под ред. Д.Фельдштейна. - М.: Институт практич. Психологии, 1997.

  14. Хрестоматия по педагогической психологии. /Сост. А.И. Красило. - М.: Международная пед. академия, 1995.

  15. Якунин В.А. Педагогическая психология. / Учебное пособие. / СПб.: Изд-во В.А.Михайлова, 2000.

  16. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. / Монография. - СПб.: Алетейя, 2000.







скачать файл | источник
просмотреть