neosee.ru

12.11.18
[1]
переходы:114

скачать файл
Условия формирования.

Психологический практикум

по формированию готовности к толерантному общению у младших школьников

Составитель: кандидат психологических наук,

доцент кафедры социальной психологии РГУ,

Рюмшина Л.И.

Необходимость толерантности в межличностном общении появляется тогда, когда «сталкиваются» собственное Я с Я другого человека. Однако это столкновение может не только не преодолеваться, но даже и не замечаться, если разнообразие людей с детства воспринимается как норма человеческого общежития. Младший школьный возраст - один из самых сензитивных периодов для приобретения социальных знаний и навыков. Дети в это время еще не обременены жесткими коммуникативными стереотипами. Представления, сложившиеся в семье, сравниваются с оценкой людей, даваемых учителем, еще одним появившимся значимым взрослым, могут корректироваться, изменяться. Это удачное время для развития установок к толерантному общению, но для осуществления этого как никогда необходимо объединение, координация, согласование действий всех взрослых, участвующих в образовательном процессе (родителей, учителей, школьных психологов).

В психологическом практикуме представлены упражнения, способствующие развитию лишь некоторых, но базовых основ толерантности: креативности и плюралистичности мышления; самоконтроля и саморегуляции аффективного состояния; позитивного отношения к общению; поиска взаимопонимания и ненасильственного решения конфликтов. Иными словами, для того, чтобы быть готовыми к толерантному общению детям необходимо, прежде всего, избавиться от страха перед другими людьми и необходимостью вступать во взаимодействие; осознать собственную точку зрения и научиться соотносить ее с другими; научиться контролировать свои аффективные проявления, не отказываться от них (иначе это будет насилие над собой), а переводить их в конструктивное русло, не причиняя вреда другим. Это позволит детям приобрести способность разрешать конфликты ненасильственным путем, итогом чего станет взаимопонимание, как осознание и понимание уникальности собственного Я, признание и понимание уникальности Я другого и адекватное понимание ситуации. Все это возможно при условии позитивного отношения к общению, творческого, плюралистичного мышления, умения видеть коммуникативную ситуацию в целом и самостоятельно принимать адекватные решения.

Упражнения могут выполняться под руководством любого из окружающих ребенка взрослых (в школе, дома и т.п.), что обеспечивает преемственность и создает психологические условия для более успешного усвоения заданий.

В представленном варианте психологического практикума по формированию готовности к толерантному общению у младших школьников ведущим выступает учитель.

Практикум состоит из трех частей. В него включены как хорошо, так и малоизвестные игры (например, интеллектуальные). С целью развития доверия к себе и другим в практикум не включены соревновательные игры, задающие конкуренцию между детьми. Исключение могут составлять несколько психогимнастических упражнений на снятие агрессии, но они имеют позитивное окончание (к примеру, дети благодарят друг друга за игру).

Цель психологического практикума -формирование готовности к толерантному общения у младших школьников

Задачи:

- развитие креативности, плюралистичности мышления

- снятие агрессивности и страхов в общении

- преодоление психологических барьеров, мешающих толерантному общению

- развитие позитивного отношения к общению

- актуализация внутренних ресурсов толерантности

- развитие сензитивности, наблюдательности, эмпатии

Методические приемы: интеллектуальные игры, психогимнастика, ролевые игры, групповая дискуссия

Условия формирования.

Из предлагаемых упражнений может быть создана психокоррекционная программа, проведение которой желательно с группой 12-15 человек по 30-40 минут каждую неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня развития участников и темпа их продвижения в выполнении занятий. Упражнения могут проводиться и ситуативно со всем классом (например, в качестве 5-10 минутной психологической разминки в начале урока, в его процессе, или после окончания).

Техно-методическое оснащение: листы бумаги, карандаши (или ручки). Необходимость других материалов и особых физических условий оговариваются при описании конкретных игр. Если создать такие условия нет возможности, можно использовать модификации игр, приводимые в практикуме.

Демонтративно-иллюстративный материал: «Памятка ведущему» (см. приложение1).


1. Комплекс интеллектуальных игр

Назначение:

- развитие креативности, плюралистичности мышления

- развитие способности к осознанию собственных способов мышления и контроля за ними

- развитие позитивности и самостоятельности мышления

- формирование установки на всесторонний анализ коммуникативной ситуации

Понимание другого человека и самой коммуникативной задачи - результат мыслительной деятельности. Мышление, как известно, представляет собой познавательную деятельность, в ходе которой выявляются некоторые неизвестные ранее стороны, свойства предметов и явлений, и субъект получает новые знания о них. Чем более творчески ребенок будет подходить к решению коммуникативных задач, как некой целостности, чем плюралистичней его мышление, тем больше вероятность, что в реальной ситуации общения он сможет отличить свою точку зрения от других и самостоятельно выберет правильный способ взаимодействия с другими людьми. Однако, для того, чтобы общение было толерантным, необходимо, чтобы мышление ребенка было еще и позитивным: он должен научиться видеть позитивные стороны общения, положительные свойства предметов и явлений.

Ведущий постоянно, особенно вначале, стимулирует мыслительную активность учащихся, всячески их подбадривает, постоянно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного единственного решения, хороши любые ответы и правильными могут быть разные решения, часто совсем не похожие друг на друга. Поощряются оригинальные, творческие ответы, отражающие позитивность человеческих отношений.

Упражнения желательно проводить в комплексе, после полного освоения одного задания, переходя к другой серии интеллектуальных игр. Выполнение заданий - коллективное, так как при коллективном творчестве дети учатся отличать свое понимание явления или применения предмета от понимания других, соотносить свою точку зрения с точкой зрения одноклассников.


Составлений предложений.

Цель - развитие способности устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между фрагментами толерантного общения, научиться творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозренных элементов.

Ведущий берет наугад три слова, не связанных по смыслу, например, «мальчик», «лес» и «дождь». Детям надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Могут быть следующие ответы: «Мальчик ходил в лес и промок под дождем», «Мальчик взял карандаш и нарисовал дождливый день в лесу» и др. Когда детям становится понятен алгоритм выполнения упражнения, ведущий предлагает им из этих слов составить предложения, отражающие форму толерантного общения (например, «В дождливый день мальчик пошел в лес, чтобы собрать ягод для болеющей сестренки» и т.п.). Время выполнения 10-15 минут.

Поиск общего

Цель - обучение умению в разрозненном, несвязном материале находить множество общих элементов.

Ведущий наугад называет два слова, также мало связанных, например, «дом», «лодка». Учащимся следует назвать как можно больше общих признаков для этих предметов. Ответы могут быть стандартными («изделия человеческих рук», «сделаны из дерева»). Но особенно ценятся необычные ответы, позволяющие увидеть эти предметы сквозь призму коммуникативных процессов или человеческих отношений (например, «созданы на радость себе и другим»).

Время проведения - 10 минут.

Поиск аналогов.

Цель - обучение видению в предметах и коммуникативных явлениях разнообразия позитивных свойств, формирование способности классифицировать коммуникативные явления по их признакам.

Ведущий называет какой-либо предмет или позитивное коммуникативное явление, например, «дружба». Необходимо назвать (или выписать) как можно больше его аналогов, т.е. других явлений, сходных с ним по различным существенным признакам (объяснить каким). Например, в данном случае могут быть названы «мир», «взаимопонимание», «взаимопомощь» и др.

Время проведения - 10 минут.

Поиск противоположных предметов.

Цель - формирование способности «вычерпывать» из предмета различные его свойства и использовать их для поиска других предметов, обучение сравнению коммуникативных явлений между собой, выделению в них общего и различного.

Ведущий называет какой-либо явление (предмет), например, опять «дружба». Надо назвать как можно больше других явлений (предметов), противоположных данному. При этом следует попросить учащихся систематизировать их по группам. Например, «ссора» (противоположность по эмоции), «высокомерие» (противоположность по отношению к партнеру) и т.п.

Время проведения - 10 минут.

Поиск соединительных звеньев.

Цель - формирование способности легко и быстро устанавливать связи между предметами, коммуникативными явлениями, находить их общие признаки.

Детям задаются два предметы или понятия, например, «ученик», «класс». Им надо назвать предметы, понятия, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы или явления должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными понятиями. Например, «школа» (ученик ходит в школу, где находится класс). Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев. Особое внимание обращается на раскрытие отношений ученика с классом (взаимоподдержка, взаимопомощь, но в тоже время индивидуальность, неповторимость каждого ученика). Время проведения 10-15 минут. При соответствующей работе игра может превратиться в обсуждение взаимоотношений в классе.

Способы применения предмета.

Цель - развитие способности к концентрации мышления на одном предмете, умение вводить его в самые разные коммуникативные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные позитивные возможности.

Ведущий называет какой-либо хорошо известный предмет, например, «палка». Учащимся надо назвать как можно больше различных способов его применения: палкой можно сбить яблоко и отдать его малышу, с ее помощью разжечь костер в походе и т.д. Рекомендуется ввести запрет на называние безнравственных способов применения предмета. Время выполнения - 10 минут. Эта игра может послужить хорошей основой для дискуссии о нравственности.

Формулирование определений.

Цель - формирование четкости и стройности мышления, умения фиксировать существенные признаки, отвлекаясь от несущественных, видения коммуникативной ситуации как целого, включающего массу проявления одного и того же понятия.

Ведущий называет знакомый всем предмет или понятие, например, «правдивость». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого понятия (например, «смелость в высказывании своей точки зрения» и т.п.) и не касалось несущественных. Время выполнения 10-15 минут. Эта игра может послужить продолжением дискуссии на этические темы.

Выражение мысли другими словами.

Цель - развитие способности легко оперировать словами, точно выражая свои мысли и передавая чужие.

Ведущий говорит неложную фразу, отражающую толерантное общение, например: «Ты, Я - вместе дружная семья». Учащиеся должны предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Например, «Все люди, независимо от национальности, могут жить в мире и согласии». Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Игра полезна для формирования «социального мышления»: человек, легко выражающий мысль разными словами, сможет подбирать слова с учетом особенностей конкретной ситуации.

Время выполнения 15-20 минут.

Перечень возможных причин

Цель - развитие способности при решении любой коммуникативной проблемы или осмысления коммуникативного явления искать широкий круг причин, рассматривать их, прорабатывать самые разные версии, и лишь после этого принимать решение.

Ведущий предлагает детям какую-либо необычную ситуацию, например: «Ты приходишь в гости к другу, а он не хочет с тобой разговаривать». Учащимся надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть разные («обиделся», «горло болит»), но не стоит отбрасывать и маловероятные, необычные (вплоть до того, что ошибся дверью). Чем разнообразнее причины, тем лучше.

Время выполнения 15-20 минут.

Построение системы причин.

Цель - формирование установки на всесторонний анализ коммуникативной ситуации при понимании какого-либо коммуникативного события, обучение эффективности работы с классификациями явления и умению быстро находить все его разновидности. Игра задает конкретные средства поиска всего спектра возможных причин поведения в ситуации интолерантного общения.

Ведущий задает некоторое событие, например: «Один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого». Учащимся надо назвать, как можно больше причин этого, пользуясь заданным (или созданным совместно в группе при выполнении предыдущего задания) алгоритмом причинного объяснения. Алгоритмы могут быть разными. Например, можно исходить из того, что причины события могут находиться в субъекте действия, его объекте и в ситуации, тем самым задается поиск причин в трех разных направлениях. Кроме того, в каждом из этих случаев причины могут быть преднамеренными и непреднамеренными, постоянные или временные и т.д. Время проведения 15-20 минут.

При особом подборе задаваемых ситуаций игра может привести к дискуссии на темы порядочности и моральной ответственности.

Изменение привычного направления действий.

Цель - уход от формирования шаблонов, стереотипов, инерционности мышления, развитие способности к изменению привычной направленности действий.

Ведущий вместе с детьми составляют несколько предложений о толерантном общении, которые они потом переделывают, полностью меняя направление действий. Например, «Любовь облагораживает человека»/«Человек облагораживает любовь», «Я помогу другу»/«Друг поможет мне» и т.д. Время проведения 15 минут. Игра может завершиться дискуссией о том, что, делая добро другому человеку, получаешь добро и от него, «от зла лишь зло родится».


2.Комплекс игр на коррекцию аффективного поведения

Назначение:

- развитие самоконтроля и саморегуляции

- пробуждение жизненных сил

- снятие напряжения, агрессии, страхов в общении

повышение самооценки, уверенности в себе

Ведущий доходчиво объясняет детям, что в общении допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение. Он побуждает детей искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим. В целом, ему необходимо помочь детям научиться связывать между собой собственные чувства и мораль, свое аффективное поведение и социальные нормы и правила.

Сначала в игры предлагает играть детям ведущий. Но чем больше дети будут играть, тем чаще они будут просить провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас. Ведущему следует поощрять такие желания.


Игра «Турнир»

Цель - научиться контролировать и выводить свою агрессию через игру. Для проведения игры необходимо свободное пространство, поэтому ее можно проводить на уроках физкультуры.

Дети разбиваются на пары, становятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимают руки на высоту плеч и соединяют ладони друг друга. По сигналу ведущего начинают толкать партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места.

Ведущий обращает особое внимание на то, что никто никому не должен причинить боль, толкать партнера к стене или как какую-либо мебель. Если игра надоест или партнеры устанут, они могут сказать «Стоп!» и игра прекратится. Партнеры благодарят друг друга за честную борьбу.

После того, как дети потренируются, и в группе воцарится более открытая атмосфера, можно попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.

Время от времени можно вводить новые варианты игры. Дети могут толкаться спиной к спине, стоя на одной ноге или не переступая черты, проведенной ведущим. Можно кого-то из детей назначить судьей.

Это может быть и общая, групповая борьба, при которой не только осуществляется выход эмоций, но и сплачивается группа.


Игра «Рубка дров»

Цель - переключение на активную деятельность, вывод накопившейся агрессии, обучение приемам расслабления. Особенно рекомендуется детям с истощением нервной системы, возбудимостью, страхами, истерическими реакциями. В отличие от предыдущей для данной игры не требуется много места.

Детям объясняется, что значит рубить дрова и показывается как это делается. Затем им предлагается стать так, чтобы вокруг было немного свободного места и представить, что им нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Учащиеся показывают, какой толщины бревно, ставят его на пень и поднимают топор высоко над головой. Всякий раз, когда дети опускают топор, они могут громко выкрикивать: «Ха». Через две минуты дети говорят, сколько чурок каждый из них нарубил.

Вместо рубки дров можно предложить детям поднимать «тяжелую штангу». Потом «бросить» ее и отдохнуть.


Игра «Датский бокс»

Цель - перевод агрессии в конструктивные формы, развитие способности отстаивать собственные интересы в споре, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером.

Дети разбиваются на пары и становятся напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Ведущий объясняет, что в споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Учащиеся сжимают руку в кулак и прижимают его к кулаку своего партнера так, чтобы мизинец был прижат к его мизинцу, безымянный палец к его безымянному пальцу, средний палей - к его среднего пальцу, указательный - к его указательному пальцу. Нужно стоять так, словно привязаны друг другу: восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из партнеров считает до трех, и на счет «три» начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду.

После пяти раундов делается перерыв. Игра может продолжиться уже с другим партнером. Прощаясь с партнером, нужно поклониться ему в благодарность за честное ведение борьбы.


Игра «Да и нет»

Цель - снятие напряжения, апатии и усталости, пробуждение жизненных сил, вывод агрессии. Во время игры в классе может стоять шум, поэтому лучше проводить игру во время перемены, сразу после окончания урока.

Дети разбиваются на пары и становятся друг перед другом и проводят воображаемый бой словами. Они договариваются, кто из них будет говорить «да», а кто - «нет». Весь спор будет состоять только из этих двух слов. Можно начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из партнеров не решит, что громче уже некуда. По знаку ведущего дети делают несколько глубоких вдохов и начинается спор. После его окончания через две минуты ведущий обращает внимание детей на то, как приятно находиться в тишине после такого шума.


Игра «Агрессивное поведение»

Цель - осознание признаков агрессивного поведения, исследование собственного и чужого агрессивного поведения.

Материал: бумага и карандаш (или ручка)

Каждый ребенок на листе бумаги пишет все, что делает тот человек, о котором можно сказать, что он агрессивный человек, т.е. пишет рецепт, по которому его можно создать. Например, громкий голос, сжатые кулаки и т.д. Ведущий просит нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а класс должен отгадывать, что именно они показывают.

Затем ведущий просит каждого ученика подумать о том, какие элементы агрессивного поведения есть в классе, когда сам ученик проявляет агрессию, каким образом может вызвать агрессию к себе. Дети берут лист бумагу, делят его вертикальной линией посередине. Слева пишут, как одноклассники проявляют агрессию к нему, справа - как он сам проявляет агрессию по отношению к другим детям. Время проведения 10-15 минут. После этого можно попросить детей по желанию зачитать свои записи.


Игра «Безмолвный крик»

Цель - научиться контролировать себя и избавляться от напряжения и агрессии.

Желательно, чтобы игра выполнялась под руководством психолога, или после консультации с ним.

Ведущий дает следующую инструкцию детям: «Закрой глаза и трижды глубоко и сильно выдохни. Представь себе, что ты идешь в тихое и приятное место, где никто тебе не помешает. Вспомните о ком-нибудь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит или причиняет тебе какое-либо зло. Представь себе, что этот человек еще сильнее раздражает тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Определи сам, когда раздражение станет достаточно сильным. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех сил, но так, чтобы этого никто не услышал в классе. То есть кричать нужно про себя. Может быть, ты захочешь заорать: «Хватит! Перестань! Исчезни!» Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь.

А теперь снова вспомни о человеке, который обижает тебя. Представь себе, что каким-то образом ты мешаешь этому человеку по-прежнему злить тебя. Придумай в своем воображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он больше тебя не мучил» (1 минута).

Ребенок открывает глаза и рассказывает о том, что пережил.


Игра «Застенчивый мальчик»

Цель - снятие страхов в общение, избавление от застенчивости.

Ведущий рассказывает детям историю. Однажды в школу приехал писатель и рассказывал школьникам о своих книгах. Он обратил внимание на одного мальчика, который слушал его особенно внимательно. Когда писатель закончил свой рассказ дети поблагодарили его и разошлись, а этот мальчик остался. Мальчик стоял и пристально смотрел на писателя, не решаясь с ним заговорить. Писатель подошел к нему: «Ты хочешь о чем-нибудь спросить?» Мальчик опустил голову. «Что же ты… Спрашивай…» Он потупился еще больше. Потом неожиданно повернулся и медленно пошел прочь.

Дети вместе с ведущим в течение 5-10 минут делают предположения, что хотел, но не решился сказать писателю мальчик. Затем ведущий берет на себя роль писателя, а дети по очереди разыгрывают с ним ситуацию, изображая страх и застенчивость.


Игра «Кораблик»

Цель - избавление от страхов, повышение самооценки и уверенности в себе. Особенно рекомендуется для неуверенных, застенчивых детей.

Материал: одеяло или плед

Двое взрослых раскачивают за углы одеяло (или плед) «гамаком», это - «кораблик». В кораблике лежит ребенок. Один из взрослых говорит: «Тихая спокойная погода, светит солнышко». Остальные дети изображают хорошую погоду. При словах «Буря!» они начинают создавать шум, кораблик качается сильнее. Ребенок, находящийся в «Кораблике», должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!». Время проведения 1-2 минуты.

Игра может проводиться и без одеяла. В таком случае дети имитируют бурю, обступив «матроса» (машут руками, шумят). В таком варианте игра способствует не только избавлению от страхов, но и сплочению группы. Желательно, чтобы в роли «матроса» побывали все дети.


3. Комплекс игр, направленных на развитие взаимопонимания, ненасильственного разрешения конфликтов

Назначение:

приобретение позитивного социального опыта

развитие наблюдательности, сензитивности, эмпатии

развитие взаимоподдержки в группе

осознание и понимание эмоционального состояния своего и партнера

формирование умения выражать чувства

осознание значимости взаимопонимания и ненасильственного разрешения конфликтов

После окончания каждой игры ведущий тактично помогает детям выразить и обсудить свои впечатления. При этом он выражает заинтересованность и с пониманием относится к ответам детей, побуждая их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях или проблемах; поддерживает детей в формулировании доступных им конкретных целей и в активном стремлении к их достижению.

Важным аспектом работы является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей.

Желательно, чтобы этот комплекс игр осуществлялся после первых двух. Тем самым у ребенка появится возможность практиковать ранее приобретенные способности видеть коммуникативную ситуацию в целом, искать творческий и позитивный способ разрешения конфликтной ситуации, корректировать свое аффективное состояние. Они дополняются еще одной способностью - чувствовать другого человека и сопереживать ему. Поэтому этот комплекс предваряют игры на развитие наблюдательности, сензитивности, эмпатии, умения выражать и понимать эмоциональное состояние свое и партнера. Все это обеспечивает более успешное проведение заключительных игр, направленных на осознание значимости ненасильственной коммуникации и взаимопонимания.

Игра «Заколдованный ребенок»

Цель - развитие наблюдательности, понимания другого человека, поиск взаимопонимания.

Ведущий выбирает одного из детей и объясняет остальным, что этого ребенка на 1 минуту заколдовали. Он не может говорить. На вопросы он отвечает только жестами. Дети должны понять, что он хочет им сказать.

Когда дети освоят задание, можно переходить к его групповому исполнению. Ведущий говорит детям, что теперь их всех на 3 минуты заколдовали. На вопросы они могут отвечать только жестами, мимикой, но при этом должны понять друг друга.


Игры на имитацию эмоционального состояния

Цель - развитие наблюдательности, сензитивности, эмпатии

Для выполнение задания необходимо свободное пространство.

По просьбе ведущего дети изображают животных (хитрую лису, трусливого зайца, страшного тигра, сильного медведя и т.п.). Затем ведущий просит кого-нибудь из детей показать, как выглядит, например, злой человек, уставший, больной, радостный и т.п. Вслед за этим дети, двигаясь по кругу, по знаку ведущего изображают эмоциональные состояния людей.

Время выполнения 10 минут.

Игра «Передача чувств»

Цель - развитие воображения, наблюдательности, осознания эмоционального состояния другого человека, умения выражать чувства, снимать коммуникативные барьеры, достигать взаимопонимания

После того, как дети усвоят алгоритм выполнения предыдущих игр, ведущий предлагает им стать в круг, где они передают друг другу воображаемый предмет. Затем вместо изображаемых предметов передаются чувства. Время выполнения - 10 минут.

Другой вариант игры - один из детей сидит на стуле, отвернувшись от группы. Дети подходят по одному и передают ему свои чувства. Задача сидящего на стуле - угадать, кто какое чувство передал. Желательно, чтобы в роли «сидящего на стуле» побывали все дети.

Игра «Разрешение конфликта»

Цель - осознание необходимости мирного разрешения конфликтов, развитие сензитивности к эмоциональному состоянию другого человека, поиск способов взаимопонимания.

Дети разбиваются на подгруппы по 3-4 человека и в течение трех минут совместно задумывают конфликтную историю, планируют мирные способы ее разрешения, договариваются о способах реализации замысла с помощью невербальных средств. Перед выполнением они рассказывают ведущему или другому ребенку, выполняющему роль арбитра, что собираются изобразить. Оставшаяся группа детей должна отгадать, что они изображают. Ведущий или ребенок-арбитр при необходимости может помочь в реализации замысла.

Игра «Развесели друга»

Цель - развитие наблюдательности, сензитивности, эмпатии, осознание эмоционального состояния, поиск взаимопонимания

Дети разбиваются на пары, и ведущий объясняет задание. Один из детей должен принять вид расстроенного, грустного или уставшего человека, прочувствовать это состояние. Его партнер должен, используя различные средства, изменить состояние товарища: вызвать у него улыбку, смех, активизировать его, не прибегая к физическому контакту. Через 2 минуты они меняются ролями.

Игра может проводиться и со всей группой сразу. В таком случае ведущий договаривается с одним из детей, что он будет выполнять роль, например, грустного человека. В изменении его состояния участвует вся группа (дети рассказывают смешные истории, говорят ему что-нибудь приятное и т.д.). Так как усилия всей группы концентрируются на одном ребенке, его состояние меняется быстро. В конце игры ведущий акцентирует внимание детей на действиях, фразах, которые в наибольшей степени повлияли на изменение состояния «грустного» ребенка.

Игра «Приветствие»

Цель - научиться выражать чувства, развитие позитивного отношения к людям

Ведущий предлагает детям в помощью различных интонаций произнести слово «Здравствуйте». Затем дети разбиваются по парам и, продолжая следить за интонацией, приветствуют друг друга и в течение 2 минут говорят по очереди как можно больше комплиментов друг другу.

Игра «Хвасталки»

Цель - преодоление застенчивости и страхов в общении, развитие способности радоваться успехам других

Дети садятся в круг и рассказывают друг другу о своих успехах. Ведущий объясняет, что каждый ребенок должен подумать о каком-либо своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важным для самого ребенка. Затем он должен рассказать о нем одному из детей, который, прослушав его, скажет: «Я рад за тебя». Потом первый ученик садится на свое место, а второй - подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот в свою очередь тоже говорит: «Я рад за тебя». И продолжает игру дальше. Чтобы детям было легче освоить правила игры, ведущий первым начинает ее, рассказывая об одном из своих успехов одному из учеников. Время проведения игры зависит от количества участников.

Очень важно, чтобы ребенок рассказывал о своих успехов не всей группе в целом, а конкретному человеку, так как для этого требуется больше мужества.


Игра «Выше - ниже»

Цель - осознание значимости выбранной коммуникативной позиции, развитие равноправия в общении

Для выполнения игры требуется достаточно свободного места. Если условия классной комнаты не позволяют этого, игру можно проводить на уроках физкультуры

Дети бродят по классу все одновременно. Ведущий просит детей представить, что они как будто лучше других детей. Например, все другие дети слабее, не такие умные, не такие красивые. Как они при этом ходят, как держат себя? Дети показывают это. Затем ведущий спрашивает, что они чувствуют при этом. Время выполнения 1 минута.

Дети замирают на минуту. Теперь они должны представить, что они хуже всех остальных детей, которые сильнее, умнее, красивее, лучше одеты и т.п. Дети вновь ходят по классу. Ведущий обращает внимание детей на то, как они держатся, что чувствуют при этом. (1 минута).

Игра может закончиться общей дискуссией о значимости равноправия в общении.

Игра «Паровозик»

Цель - повышение уверенности в себе, возникновения чувства «Мы», взаимопомощи, умения соотносить свои действия с действиями других, развитие ответственности и самостоятельности.

Для игры необходимо достаточно свободного места, поэтому ее можно проводить на уроках физкультуры.

Дети цепляются друг за друга, изображая «паровозик». Главный - первый вагон. Каждый должен почувствовать поддержку другого. «Паровозик» в течение 1-2 минут преодолевает в ходе игры всякие препятствия: перепрыгивает через ручей, проезжает по дремучему лесу, пробирается через горы, мимо страшного зверя, летает в космосе. Так как роль «первого вагона» способствует развитию ответственности, желательно, чтобы каждый ребенок побыл в этой роли.

Игра «Ученик дня»

Цель - развитие дружеской поддержки, доверия друг к другу, развитие самоценности и самоуважения.

Дети становятся в круг. Ведущий выбирает одного из детей и просит его стать в круг. Остальные дети обступают ребенка, и вместе с ведущим начинают его раскручивать вправо. Потом по знаку ведущего они останавливают «ученика дня», касаются его, гладят. Ведущий обращает внимание детей на какие-либо его достоинства. Можно предложить детям представить, что у каждого из них в одной руке волшебная кисточка, а в другой - большая банка с теплым солнечным светом. По знаку ведущего дети мягко закрашивают «ученика дня» с головы до ног теплым солнечным светом, дружеским участием и любовью, при этом не касаясь его. Ребенок, который стоит в кругу, закрывает глаза и старается почувствовать теплый солнечный свет и любовь товарищей. При этом дети могут говорить приятные слова, следя за интонацией: «Я рад, что мы учимся в одном классе », «Я люблю с тобой играть», «Ты мне нравишься» и т.д. Вместо теплого солнечного света дети могут осыпать ребенка воображаемыми цветами и т.п.

Время проведения игры с одним ребенком 2-3 минуты. Сильная концентрация на положительных моментах в человеческих отношениях помогает участникам игры развить в себе чувство самоуважения.

Желательно чтобы каждый ребенок хоть раз должен побыть «учеником дня».

Игра «Небеса и ад»

Цель - осознание возможности разрешения конфликтных ситуаций без насилия.

Материал: бумага, ручки.

Ведущий рассказывает детям притчу. Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни, в чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой человек. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!», - заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. «А вот это и есть небеса », заметил старик.

Ведущий объясняет, что время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то имеет другую точку зрения и хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в настоящую открытую борьбу. Он предлагает вспомнить детям случаи, когда их спор с кем-нибудь едва ли не закончился настоящей битвой. Кто был так сильно возбужден, что готов был начать драку? Может быть, оба готовы были драться, но что-то позволило избежать рукоприкладства? Ведущий предлагает написать (или рассказать), что произошло тогда, и как каждый ребенок чувствовал себя при этом, как удалось избежать драки. Историям надо дать какое-нибудь название. Время выполнения задания 15 минут. После этого дети зачитывают свои записи.

Игра может закончиться групповой дискуссией о том, что нужно сделать, чтобы спор не превратился в драку, чем отличается спор и драка, как нужно поступать, если у тебя что-то забирают или оскорбляют тебя словами, бывают ли случаи, когда человек вынужден драться, что нужно делать, если на твоих глазах двое других детей дерутся. Наконец, почему пожилой мудрец сказал, что насилие - это ад.

Игра «Ковер мира»

Цель - осознание и обучение разрешению конфликтов путем переговоров и дискуссий, поиск средств взаимопонимания

Материалы: кусок не слишком толстого пледа или мягкий коврик; фломастеры, клей и материалы для оформления декораций.

Ведущий обсуждает с детьми случаи их споров с друзьями или просто возвращается к дискуссии, проведенной после игры «Небеса и ад». Затем говорит, что он принес небольшой кусок ткани, который станет «ковром мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. В качестве примера ведущий предлагает двум детям сесть на плед, в центр кладет красивую книжку или игрушку. Он присаживается рядом и объясняет, что никто из детей не может просто взять игрушку, хотя оба хотят этого. Дети в кругу высказывают предложения, как это можно сделать. После двух минут дискуссий ведущий предлагает всем детям украсить «ковер мира», а сам пишет на нем имена всех учеников класса. Этот процесс имеет большое значение, так благодаря ему дети символическим образом делают «ковер мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они могут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. «Ковер мира» может использоваться только с этой целью.

Если в классной комнате нет места для «ковра мира», его может заменить украшенный детьми угол.


Результаты и эффективность программы

Все упражнения, представленные в психологическом практикуме, способствуют развитию толерантного общения. Наибольшая эффективность достигается при их комплексном использовании. Подтверждением достижения цели работы может выступать то, что дети становятся способными без помощи взрослых справляться со своими аффективными состояниями и разрешать без насилия и давления друг на друга возникающие конфликты. Они становятся более терпимыми, внимательными, готовыми к пониманию точки зрения другого человека (в том числе и взрослого). При этом имеют свой взгляд на ту или иную проблему, но отстаивают его не прибегая к физическому или моральному унижению других.


Рекомендуемая литература

1.Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. Вопросы психологии, №6, 1990. С.86-92

2.Келасьев В.Н. Некоторые формы умственного тренинга. Психологический журнал. Т.8, №6, 1987. С.90-96.

3.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия. 1994. - 368с.

4.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. Изд-во МГУ. 1988. - 200с.

5.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Т.1. - М.: Генезис, 1998. - 160с.

6.Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. - 128с.

Приложение1


Памятка ведущему

Ведущий может помочь детям осознать ценности толерантного общения и установить приоритеты, может помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, ценить правду, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Он может научить их простым мудростям толерантного общения:

- проанализируй ситуацию, в которой ты оказался, и прими решение, не позволяя себя подгонять

- взаимоотношения людей - большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились

- не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь

- не обижай других людей и не давай им «потерять лицо»

не нападай на других, когда тебе плохо.

Помогая детям помните

Дети - это не маленькие взрослые

Дети - люди. Они способны к глубоким эмоциональным переживаниям боли и радости.

Дети уникальны и заслуживают уважения. Цените уникальность каждого ребенка и уважайте в каждом из них личность.

Дети выносливы. Они обладают огромной способностью к преодолению препятствий и неблагоприятных обстоятельств своей жизни.

Дети способны к позитивному управлению собственной деятельностью. Они способны творчески взаимодействовать с собственным миром.

Игра - естественный язык ребенка. Она является средой для его самовыражения, в которой он чувствует себя наиболее комфортно.

Дети имеют право на молчание. Уважайте желание ребенка не говорить о том, что он чувствует, думает, хочет.

Дети имеют тенденцию к развитию. Они обладают внутренней интуитивной мудростью.

Развитие ребенка нельзя ускорить. Признайте это и имейте терпение в том, что касается развития каждого ребенка.




16


скачать файл | источник
просмотреть