neosee.ru

16.09.19
[1]
переходы:116

скачать файл
Цель беседы – выявить индивидуально-психологические особенности личности студента

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ

Характеристика составляется на основе использования методов наблюдения (в учебной и внеучебной деятельности), беседы (с самим студентом, преподавателями, его родителями, друзьями), анализа документации (например, журнала посещаемости, зачетки, учебных работ), использования психологических тестов и методик.

Основные положения характеристики нужно как можно более подробно проиллюстрировать конкретными фактами и примерами с указанием их источника (наблюдение, результат анкетирования, тестирования, со слов учащегося/преподавателя и т.п.). При цитировании слов студента, преподавателя и других лицтекст должен оформляться как цитата, в кавычках. В конце работы обязательно должны быть приложены протоколы исследования (протокол беседы, протокол каждого теста с обработкой, анализом и интерпретацией). Без протоколов исследования проверка правильности характеристики не представляется возможной.

Нами рекомендуется следующий примерный перечень методик: «10 слов» для объективного изучения объёма памяти, особенностей внимания и умственной работоспособности; «Отсчитывание» от 1 до 20 с одновременной записью от 20 до 1 - для исследования переключаемости внимания, тест-опросник Куна «Кто я» для исследования самосознания и самооценки (значимых для студента собственных качеств и ролей и т.п.); тест исследования темперамента Смирнова; тест Шмишека «Акцентуации характера»; проективную рисуночную методику «Несуществующее животное» с описанием образа его жизни и желаний.

Характеристика должна быть написана от руки или в печатном виде на листах бумаги А 4, сшита в отдельную папку. На титульном листе должна быть указана фамилия учащегося, группа специальности, фамилия проверяющего работу преподавателя.

Перед тем, как начать изложение содержания характеристики в соответствии с рекомендуемой схемой, необходимо указать, какие методы исследования были использованы (наблюдение, беседа, анализ документации и т.д.).


Общие рекомендации к проведению беседы с учащимся

Цель беседы - выявить индивидуально-психологические особенности личности студента. С помощью беседы можно выявить биографические данные, оценки, мнения, установки, стереотипы восприятия, интересы, наклонности, уровень знаний, настроение и т.д. Помните, что собеседник выражает собственное субъективное мнение, или известные ему мнения других лиц, которые также могут быть субъективными. Поэтому при описании характеристики необходимо указывать, что информация получена со слов учащегося (в случае бесед с другими лицами указывать авторство экспертных оценок). Например, если в методике «Кто я» студент характеризует себя как умного, всегда добивающегося своих целей - это не объективные данные о его характере и возможностях, а его самооценка своего ума и успешности в достижении целей (в приведенном случае, высокая). Понятно, что эта самооценка может быть адекватная, соответствующая реальности (например, высокие умственные способности подтверждаются легкостью усвоения знаний, успехами в учебной деятельности) или неадекватная («я всегда добиваюсь своих целей» - это переоценка, т.к. любой человек иногда не реализует свои цели, переживает неуспех в той или иной ситуации; любое «всегда» или «никогда» являются слишком широким обобщением, категоричны и не употребляются в научном стиле).

При подготовке к беседе должны быть продуманы вопросы для налаживания контакта, включения в беседу. Начинать лучше с нейтральных вопросов, не касающихся личности испытуемого - например, формальных, биографических данных: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Откуда родом? И т.п. Ответы помогут перейти к беседе об учебе, состоянии здоровья, семье, быте и т.д. В ходе беседы необходимы вопросы, поддерживающие беседу и интерес к ней. Для поддержания беседы и интереса к ней возможны собственные положительные или сочувственные реакции. Нужно продумать завершение беседы - например, она может заканчиваться тем, что мы благодарим собеседника, договариваемся о дальнейшем сотрудничестве и т.п.

Вопросы, подготовленные для беседы, должны быть краткими, понятными для собеседника. Они должны обеспечивать максимальное участие учащегося в беседе, создавать атмосферу доверия.

Вопросы не должны ставиться «в лоб», быть внушающими, создавать у испытуемого неприятные ощущения. Например, не «Ты обидчивый?», а «Бывает, что ты обижаешься на кого-то? Какие ситуации могут вызвать у тебя обиду? Часто ли это происходит? Как ты предпочитаешь повести себя в подобных случаях?». Полезно как можно больше применять косвенных вопросов. Разновидностью косвенных вопросов являются безличные вопросы - т.е. вопрос не относится к самому собеседнику, однако при ответе на него собеседник выражает именно свою точку зрения. Например, не «Ты наркоман?», а «Как ты относишься к употреблению наркотиков?», «У вас в школе кто-нибудь употреблял наркотики?». В числе косвенных вопросов могут быть проективные. В них речь идет не о самом собеседнике, а о каком-то другом, воображаемом человеке или группе лиц. Например: «Как ты считаешь, как может поступить студент, если однокурссники над ним смеются?» При ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свое собственное отношение.

Вопросы не должны содержать подсказки.

Обычно при проведении беседы делать записи при собеседнике не очень желательно. Однако в таком случае вам будет сложно запомнить весь объем информации и избежать ошибок при её последующем воспроизведении. Поэтому следует спросить разрешения у собеседника, не против ли он, если вы будете вести запись беседы.

В запись беседы занесите данные наблюдения: легко ли студент вступил в контакт, как отнесся к исследованию, эмоциональные реакции на протяжении беседы. Обнаруживаются темы, о которых человек говорит легко и свободно, темы, которые старается обойти, на что особенно эмоционально реагирует. Вам следует быть деликатным, при недостатке информации давать описание в наиболее общем виде, недопустимы прямые расспросы учащегося, которые могут его травмировать или обидеть.


Примерный план беседы (целевые вопросы)

  1. Детские годы

- темперамент, манера вести себя, быстро ли осваивался в детских учреждениях, охотно ли туда ходил, были ли жалобы воспитателей и на что, кем воспитывался и т.п., чем занимаются родители, есть ли братья/сестры, были ли какие-то жизненные потрясения

  1. Учеба.

- легко ли адаптировался в 1 классе, охотно ли посещал школу, как учился, как сходился с товарищами, не возникали ли трудности при переходе из школы в другую, из одного класса в другой. Любимые/нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношения с учителями, участие в общественной работе, нарушения дисциплины и поведения, когда начались, чем были вызваны, реакция родителей на них. Бывал ли в летних лагерях. Как прошел переход от начальных классов с одним учителем к предметной системе преподавания.

- как было принято решение о дальнейшем обучении (самостоятельно, под влиянием родителей или вопреки их желанию, под чьим-то влиянием со стороны).

- ради чего учится, почему был выбран именно этот университет и специальность, что ему нравится в университете;

- легко ли адаптировался к системе обучения в вузе, охотно ли его посещает, как учится, удовлетворяет ли его успеваемость, к чему стремится, не возникали ли трудности при сдаче сессии;

- любимые/нелюбимые предметы в университете, причины неуспеха, отношения с преподавателями, другими студентами;

- как на него действует похвала и порицание;

  1. Планы на будущее

- в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности

  1. Отношения со сверстниками

- с кем предпочитает общаться, кому симпатизирует, а кто в группе не очень нравится и почему, возникали ли какие-то конфликтные ситуации с этим человеком, каковы причины выбора приятелей (по определенным личностным качествам, по общности увлечения, для увеселений, получения помощи в учёбе и т.п.), предпочитает одного близкого друга или компанию приятелей, положение среди товарищей (душа компании, преследуемый изгой, независимый одиночка и т.п.).

  1. Увлечения

- в настоящем и прошлом, под чьим влиянием был сделан выбор, каковы были достигнуты результаты, почему заброшены и т.д.

  1. Отношения с родителями и внутрисемейные отношения

- состав семьи (кто назван первым, о ком забыл), кто занимался его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения и их причина, конфликты между другими членами семьи и отношение к ним учащегося, и т.п.

Комментарий: пояснить, что цель вопросов - выяснить возможные переживания по этому поводу, чтобы получить более полное представление об его характере.

  1. Нарушения поведения в прошлом

Прогулы занятий и работы, мелкое хулиганство, курение, выпивки, наркотики - токсикомания, побеги из дома, был ли задержан или взят на учет - когда и за что.

Комментарий: пояснить, что цель вопросов - выяснить возможные переживания по этому поводу, чтобы получить более полное представление об его характере.

  1. Наиболее тяжелые события в прошлой жизни и реакция на них

Комментарий: пояснить, что цель вопросов - выяснить возможные переживания по этому поводу, чтобы получить более полное представление об его характере.

  1. Как он сам считает, какой у него характер, что говорят о его характере другие люди

  2. Перенесенные соматические заболевания

- как они сказались на учебе и положении среди сверстников.

Учащийся, с которым проводится исследование, обычно проявляет интерес к его результатам. Необходима завершающая беседа с ним либо сразу после проведения методик, либо через какое-то время, необходимое для обработки и анализа результатов.

Завершающая беседа представляет собой изложение результатов проделанного анализа и должна удовлетворять некоторым основным требованиям.

Предоставляемая информация не должна наносить учащемуся психологической травмы или иным образом причинять ему вред. Этим этическим принципом следует руководствоваться, определяя содержание беседы. Особенно трудно, но необходимо соблюдать его начинающим, которым следует постоянно помнить о правиле: “В сомнении воздержись”.

Исходя из принципа непричинения вреда, беседу следует начинать с позитивных результатов и выводов, а о том, что может быть воспринято негативно, стоит сначала сказать совсем немного и оценить реакцию собеседника. Если то, что говорится, сразу же решительно отвергается, не стоит настаивать на сказанном: учащийся, скорее всего, просто не готов к его восприятию. Также не следует подробно останавливаться на проблемах и трудностях, если первая информация о них вызывает выраженную эмоциональную реакцию, высказывания о собственных недостатках (по типу “Конечно, я ни на что не гожусь”) или самообвинения. В беседе с учащимся следует по возможности избегать оценочных высказываний (описания личности и ее качеств как хороших/плохих, положительных/отрицательных и т.п.). Так, можно заметить человеку: “Ты очень тонкий и чувствительный человек”, а можно: “Ты слишком нервозный и беспокойный”. Желательно также, чтобы вы не просто констатировали проблемы и трудности, но и предлагали самому учащемуся подумать, хочет ли он их преодолеть, пробовал ли раньше с ними справиться, почему попытки были успешными или неуспешными, какие могут быть ещё пути преодоления сложностей. Все это поможет вам в конце работы сформулировать психолого-педагогические выводы и рекомендации.

Следует также учитывать, что восприятие пристрастно, особенно восприятие такого заинтересованного слушателя как испытуемый. Помните: он услышит в первую очередь то, что ждет и что хочет услышать, а противоречащая его ожиданиям информация может быть искажена или быстро забыта. Особенно осторожным следует быть с гипотезами и предположениями, которые с легкостью могут быть восприняты как приговор или окончательный диагноз. Поэтому целесообразнее вообще не сообщать о них учащемуся, а если говорить, то специально подчеркнуть, что это не более, чем один из возможных вариантов.

Завершающая беседа очень важная часть работы. Уже процедура ответов на многочисленные вопросы о самом себе часто приводит к тому, что человек начинает более пристально и внимательно смотреть на себя, задумываться о своих проблемах. Мысли и чувства, которые возникают у учащегося в процессе выполнения задания и в ходе завершающей беседы, порой оказываются для него совершенно неожиданными.

Типичными ошибками при написании портрета личности является субъективизм. Для этого важно аргументировать свое мнение конкретными фактами (результатами выполненных методик и т.п.). При анализе результатов беседы и проведенных методик с учащимся помните о необходимости обосновывать свои предположения. Единичный факт, как правило, еще не основание для вывода, а только для гипотезы, нуждающейся в проверке. Как можно ее проверить? Поискать подтверждение среди имеющегося материала. Постараться найти его среди известных сведений о жизни испытуемого, его биографии. Высказать свое предположение собеседнику и проанализировать его реакцию. Следует только учитывать, что ответная реакция испытуемого - не истина в последней инстанции, а лишь новый материал для анализа. Можно провести дополнительное исследование. Наконец, если ничего из перечисленного сделать не удается, а гипотеза представляется вам важной и правдоподобной, она так остается гипотезой и в таком виде выносится в заключение: высказывается как нечто возможное или вероятное.

Выводы, которыми заканчивается психолого-педагогический портрет личности, должны представлять собой обобщение полученных результатов с выделением сильных и слабые сторон учащегося, соответствующий прогноз и рекомендации по обучению и воспитанию. Какие рекомендации предложить? В Интернете нетрудно найти рекомендации для того или иного типа темперамента, той или иной акцентуации характера. При недостатках в познавательной сфере ищите соответствующие рекомендации по развитию памяти, внимания и т.п. При наличии противоречивой Я-концепции можно рекомендовать ознакомиться с результатами исследования, осознать наличие противоречий в представлениях о самом себе.




ПРИМЕР

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ


Титульный лист

Российский университет дружбы народов




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ




Выполнил: студент I курса, группа__________

Иванов Иван

Проверил: к.п.н., доцент Полянская Е.Н.







Москва, 20__.






План:

1. Общие данные

2. Направленность личности

3. Особенности познавательных процессов

4. Особенности эмоционально-волевой сферы личности

5. Индивидуально-психологические особенности личности

6. Профессиональное самоопределение студента

7. Психолого-педагогические рекомендации


Общие данные

Максим, 18 лет, гражданин России, русский, студент… курса… факультета… университета, обучающегося по специальности…. Общее физическое развитие соответствует норме, жалоб на состояние здоровья не предъявляет. Вредных привычек не имеет.

Живёт вместе с матерью, отцом, братом-близнецом в Москве.


Для составления портрета личности использовались следующие методы: беседа, наблюдение, тесты (методика «Кто я», тест Шмишека, проективная рисуночная методика «Несуществующее животное»).


Направленность личности

По результатам беседы, теста «Кто я», «Несуществующее животное» у Максима на первый план выступает ценность семьи, привязанность к близким, аффилиативные потребности, альтруистические мотивы, потребности в самореализации, которые связываются с межличностным общением и созданием семьи в будущем. Он мечтает о гармонии в браке. Именно семья связывается в его сознании со смыслом жизни, ощущением своей значимости. Мечты и планы на будущее состоят в том, чтобы «закончить институт», «создать семью и жить счастливой жизнью в браке». В рассказе о животном упоминается, что «животное Ктоми живет в «сказочном лесу» со своим братом Никтоми». Так как у Максима есть брат-близнец, это указывает на прямую проекцию, значимость брата и сильную привязанность к нему. Максим сообщил, что животное живет столько, сколько потребуется, до тех пор, пока он нужен своему лесу и пока он не воспитает потомство. Это доказывает, что он испытывает потребность быть ценным и значимым, и видит реализацию себя в заботе о других, в воспитании, семье. При описании животного были упомянуты типичные для человека страхи - боязнь одиночества и потери близких, что является прямой проекцией страхов испытуемого. По результатам методики «Кто я» значимыми в себе являются нравственные черты характера, выражающих его альтруистическое отношение к людям («думаю о других» и перечисленные выше); волевые качества (терпеливый, «умею отстоять свое мнение», «могу принимать сложные решения», «хладнокровен в сложной ситуации»). У Максима высокая самооценка, склонность к идеализации себя или стремление выглядеть в лучшем свете. Отмечает только один недостаток - «лень». В ходе проведения методики «Несуществующее животное» Максим сказал, что рисовать не умеет и что даже не знает, как изобразить это животное. Данный факт может свидетельствовать о боязни неудач.

Максим серьезно увлекается спортом. По его рассказу отец с детства приобщал к занятиям физкультурой, а затем - спортом. С детства Максиму нравился спорт, он занимался теннисом, увлекался стрельбой из ружья, из лука, который делал сам. В школе ему больше всего нравилась физика, история, физкультура. Наибольшие трудности вызывало изучение русского и иностранных языков. Является членом футбольной команды университета. Хочет заняться японскими боевыми искусствами, научиться владению самурайским мечом катаной.


Особенности познавательных процессов

Внимание и память. При выполнении задания «Отсчитывание» (мы предложили Максиму писать числа от 1 до 20 и одновременно вслух считать от 20 до 1) отмечалась высокая переключаемость внимания (Максим не сделал ни одной ошибки, выполнял задание в быстром темпе). Выявляется неустойчивость внимания на занятиях: Максим нередко отвлекается (разговаривает с соседями), легко утомляется при записи лекции, при выполнении методики «10 слов» о неустойчивости внимания свидетельствует кривая запоминания 7,9,8 слов. Ар результатам методики «10 слов» способность к концентрации внимания, объем внимания и памяти соответствует норме. Возможности долговременной слуховой памяти соответствуют норме (по результатам методики «10 слов» после 1 часа воспроизвел 9 слов).

Мышление и речь. У Максима доминирует практическое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (он любит и легко конструирует технику, может починить сломавшуюся вещь, легко воспроизводит в воображении деталь по ее схеме). У него достаточно развитые интеллектуальные способности (он хорошо учится), ум отличается достаточной самостоятельностью (эссе по психологии характеризуется самостоятельностью суждений, размышлений), вместе с тем он часто не высказывает своего мнения для избегания возможного конфликта с близкими людьми. Ум гибкий, легко переключается с одной задачи на другую, с одного способа действия на другой. Не всегда способен выделять главное: конспекты по лекциям отличаются слабой структурированностью (записывается отрывочная, незначимая информация, при этом важные определения понятий часто упускаются), что также, возможно, связано с неустойчивостью, отвлекаемостью внимания. Максим склонен переоценивать собственную личность, волевые качества, идеализирует себя, в самоописании отмечается категоричность суждений, логические ошибки в виде чрезмерных обобщений («я всегда», « я никогда») но результаты своей учебной деятельности оценивает вполне адекватно, способен анализировать свои успехи и ошибки.

Словарный запас достаточно богатый, легко и точно выражает свои мысли устно. Однако не достаточно хорошо владеет письменной речью: делает много пунктуационных и стилистических ошибок в письменных работах.

Особенности эмоционально-волевой сферы личности

По результатам беседы мы склонны считать, что для Максима характерен интернальный локус контроля. Сам он себя характеризует как терпеливого, умеющего отстоять свое мнение, способного принимать сложные решения, хладнокровного в сложной ситуации. Отмечает, что он «лентяй». Однако его собственное мнение о себе как человеке, умеющем отстоять свое мнение, нам представляется недостаточно убедительным в силу расхождения с другими фактами (склонность избегать конфликтов, особенно в общении со значимыми людьми, боязнь внести в отношения напряженность).

Максим называет себя спокойным, что в определённой степени подтверждается результатами теста Русалова. Однако по результатам теста Шмишека отмечается эмоциональная лабильность, подверженность сиюминутным настроениям. Повышенное настроение, активность, контактность склонно меняться на пониженное настроение, замкнутость, пассивность. Обиды склонен носить в себе, "не выплескивать" наружу. У студента развиты такие нравственные чувства как доброта, отзывчивость, чуткость, альтруизм, обострённое чувство долга. Он отличается внимательностью и привязанностью к друзьям и близким.


Индивидуально-психологические особенности личности

По результатам теста Русалова наиболее высокие показатели по социальной эргичности, предметной и социальной пластичности и по предметному и социальному темпу. Из этого можно сделать вывод, что для испытуемого характерны тяга к общению, легкость в установлении социальных связей; гибкость мышления, стремление к разнообразной деятельности, легкость переключения с одной деятельности на другую, большая скорость выполнения операций; легкость и быстрота моторно-двигательных операций и речи, быстрая вербализация. Остальные показатели (предметная эргичность, предметная и социальная эмоциональность) имеют средние значения. Другими словами, Максима нельзя отнести ни к однозначно активным и деятельным, ни к явно пассивным людям, отказывающимся от работы. Он не относится к неуверенным, ранимым и беспокойным в социальном взаимодействии людям, тревожным по поводу работы или высокочувствительным у неудачам на работе и учебе. Равно как нельзя его назвать самоуверенным человеком, безразличным к неудачам в общении или работе.

По результатам беседы и методики «Кто я» Максим описывает себя как человека доброго, заботливого, рассудительного, отзывчивого, чуткого, слегка нервного, но в основном спокойного и не раздражительного, редко настроенного агрессивно. По его словам, он конфликтовать не любит (что косвенно подтверждается результатами проективной методики «Несуществующее животное»). Наблюдается склонность к повышенной тревожности (штриховка всего рисунка, большой размер глаз). Выбор простого карандаша для рисунка (голубым цветом изображены только глаза), отсутствие рта в сочетании экстравертной позой (положение в анфас, руки как будто «хотят обнять весь мир») говорит о противоречивых тенденциях: открытости, искренности, готовности идти на контакт в сочетании с возможной боязнью эмоционального возбуждения, боязливостью в открытом высказывании своих мыслей и эмоций.

Результаты теста Шмишека-Леонгарда недостаточно достоверны. Шкала «лжи» показала не полную искренность при ответе на вопросы этого теста. Возможно, испытуемый хотел казаться лучше, чем он есть на самом деле, или он склонен к гиперсоциальности. У Максима выявляются черты гипертимного, дистимного, экзальтированного, эмоционального типов. С одной стороны для Максима может быть характерно хорошее, повышенное настроение, контактность, словоохотливость, оптимизм, высокий тонус, энергичность, активность, легкость адаптации в незнакомой обстановке. Такой тип людей не переносит одиночества и однообразия, жёсткой дисциплины, вынужденного безделья, склонен переоценивать себя и свои возможности, стремится к лидерству. С другой стороны, Максим может проявлять себя и противоположным образом: быть немногословным, малоконтактным, с доминированием пессимистического настроения. Он может быть склонен к домоседливости, тяготиться шумным обществом, высоко ценит тех, кто с ним дружит. Характерно предпочтение общения в узком кругу «избранных», которых он понимает "с полуслова". Такие люди редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. В других людях такой тип ценит серьезность, добросовестность, имеет обостренное чувство справедливости. Выраженность экзальтированного типа может проявляться в глубине эмоциональных переживаний, склонности к альтруизму.

Профессиональное самоопределение студента.

При том, что Максим старается быть прилежным учащимся, в его сознании учебная и профессиональная деятельность недостаточно значимы. Профессиональные планы неопределённые.


Вывод

Максим высоко оценивает себя с точки зрения нравственных и волевых качеств, которые имеют для него первостепенное значение. Он считает себя добрым, отзывчивым, чутким, заботливым, терпеливым, неагрессивным, склонным избегать конфликтов, особенно со значимыми людьми. Максим обнаруживает боязнь одиночества, потери близких, к которым сильно привязан (особенно к своему брату-близнецу). Из-за тревоги потерять расположение, лишиться общения Максим может избегать высказывать свое истинное мнение и чувства. Мы предполагаем, что он склонен бояться неудач, негативных оценок. Максим стремится выглядеть в лучшем свете, идеализирует себя. Среди отрицательных качеств отмечает только леность. Максим считает, что умеет «отстоять свое мнение», принимать «сложные решения», «хладнокровен в сложной ситуации». Вместе с тем представления о том, что он умеет «отстоять свое мнение» противоречат склонности избегать конфликтов и вносить напряженность в отношения.

При внешнем спокойствии, рассудительности у Максима отмечается эмоциональная лабильность, изменчивая активность. Повышенное настроение, активность, общительность у него легко сменяются пониженным настроением, замкнутостью, пассивностью. В целом, он легко адаптируется в новой обстановке, легко вступает в контакты, однако при этом предпочитает узкий круг близких друзей.

Лучший подход к такому человеку - спокойное доверительное отношение, делегирование ответственности, актуализация альтруистических мотивов (долга, заботы и др.), признание его ценности и значимости, деликатность. Продуктивным будет использование таких форм обучения как коллективные дела, работа в мини-группах.

Хотелось бы подчеркнуть необходимость формирования планов на будущее, связанных с трудовой деятельностью. Необходимо развивать устойчивость внимания, навыки письменной речи, умение выделять главную информацию в лекции, структурировать информацию и вести записи занятий.









скачать файл | источник
просмотреть