neosee.ru

18.09.19
[1]
переходы:103

скачать файл
Тема: клиническая картина заболеваниЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

УРОК 3


Тема: клиническая картина заболеваниЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.



Задание 1. Прочитайте вслед за преподавателем термины (левая колонка). Используя известные вам модели, дайте определения терминов на основании информации таблицы (правая колонка). Значение незнакомых слов узнайте в словаре.


бронхит

м.р.; только ед.; род.ед. бронхита

инфекционно-воспалительное заболевание бронхов или бронхиол, характеризующееся поражением слизистой оболочки

кашель

м.р.; только ед.; род.ед. кашля

защитный рефлекс, проявляющийся как сильный, резкий выдох через ротовую полость в ответ на раздражение, воспаление дыхательных путей, направленный на восстановление их проходимости

насморк

м.р.; только ед.; род.ед. насморка; син. ринит

воспаление слизистой оболочки носа

мокрота

ж.р.; только ед.; род.ед. мокроты

продукт воспаления слизистой оболочки дыхательных путей или легочной ткани

одышка

ж.р.; только ед.; род.ед. одышки

затруднение дыхания: нарушение его частоты, глубины и ритма, которое, как правило, сопровождается ощущением нехватки воздуха

удушье

ср.р.; только ед.; род.ед. удушья; син. асфиксия

состояние крайне затрудненного дыхания, которое сопровождается мучительным ощущением недостатка воздуха


Задание 2. Установите значения слов исходя из значений их составных частей:

  • рукопожатие, кровохарканье, малокровие, лимфообращение;

  • внутривенная (инъекция), внутримышечное (введение препарата), подкожная (инъекция).



Задание 3. А. Выпишите группы однокоренных слов. Определите значение незнакомых слов исходя из их словообразовательных связей. Составьте с новыми словами словосочетания или предложения.

Хрипеть, простуда, доза, сложная (процедура), сопротивляться чему?, бронхи, першение, хрип, дыхательный, сухой (кашель), дозировать (что?), заложенность, простудный (простудное заболевание), дышать, сохнуть, бронхит, охрипнуть, пот, осложняться/осложниться (чем?), озноб, сухость, утомление, простуженный (ребёнок), одышка, закладывать/заложить (что?), сопротивляемость, дыхание, потный, бронхиальная (астма), знобить, дозированный (приём препарата), утомляемость, осложнение, потеть/вспотеть, першить, дозировка, охриплость, сопротивление, простужаться/простудиться, бронхиолы, потливость, утомляться/утомиться.


Б. Выпишите существительные, имеющие значение «симптом заболевания».



Задание 4. Прочитайте предложения. Найдите однокоренные слова. На основании контекста объясните разницу в их значении.

1) Врач на приёме говорит больному: «Дышите глубоко! Покашляйте!» 2) При бронхите больного беспокоит приступообразный кашель. 3) Ребёнок простудился: он закашлял, и у него поднялась температура. 4) После гриппа мой сын ещё долго кашлял. 5) На первой стадии бронхита больной обычно откашливает небольшое количество мокроты. 6) Я уже выздоравливаю: сильный кашель прошел, осталось только небольшое покашливание.



Задание 5. А. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу глаголы.

1) Мой друг болел недолго, он ... дня 3 и выздоровел. 2) Вчера я простудилась, а сегодня уже ... и охрипла. 3) Сколько мокроты вы ... за сутки? 4) Вы ... постоянно или приступами?

Слова для справок: кашлять, покашлять, закашлять, откашлять

Б. Вставьте вместо точек слова кашель или покашливание.

Типичными симптомами простудных заболеваний являются насморк, ... , высокая температура. Болезнь обычно начинается с першения в горле, которое переходит в легкое ..., а затем - в сухой ... . Насморк и ... могут продолжаться до двух недель. Небольшое ... может не проходить в течение месяца после начала болезни.



Задание 6. Прочитайте предложения, в которых сообщается о проявлениях заболевания. Найдите безличные конструкции, распределите их по группам:

а) состояние человека / органа (симптом болезни);

б) локализация симптома болезни;

в) нарушение способности выполнять какое-либо действие.

1) У больного сильное отравление. Его весь вечер тошнило и рвало. 2) У него колет в боку. 3) У ребёнка жар, его знобит. 4) У неё шумит в ушах. 5) Я, наверное, простудилась, меня лихорадило всю ночь. 6) У больной приступ астмы, ей трудно дышать. 7) Моя подруга вчера переела мороженого, и теперь ей больно глотать. 8) Сердце сжимает, на грудь давит. 9) Больному трудно ходить.



Задание 7. А. Используя информацию таблицы, сообщите о состоянии человека / органа:

Образец: Его тошнит. Его затошнило. Сердце колет. Сердце закололо.


лицо / орган

состояние

1) он

рвать / вырвать

2) больной

лихорадить / залихорадить

3) она

знобить / зазнобить

4) голова

сжимать / сжать

5) живот

схватывать / схватить

отпускать / отпустить

6) нос

закладывать / заложить

7) грудь

давить (на что?) / сдавить (что?)


Б. Трансформируйте предложения, используя модификации модели.

Образцы:


Значение модификации

Модель: Его тошнит.

Время: прошедшее / будущее

Его тошнило. Его будет тошнить.

Начало и развитие патсостояния

Его начинает / начало тошнить.

Его продолжает / продолжало тошнить.



Задание 8. А. Используя информацию таблицы, сообщите о локализации симптома болезни:

Образец: У меня в ушах звенит. У меня в ушах зазвенело.


лицо

симптом болезни

локализация

1) больная

шуметь / зашуметь

(в) голова

2) больной

хрипеть / захрипеть

(в) грудь

3) она

стрелять

(в) левое ухо

4) я

сохнуть / пересохнуть

(в) рот

5) больная

першить / запершить

(в) горло

6) больной

саднить

(в) горло

7) этот больной

колоть / заколоть

(в) правый бок

8) эта больная

ныть / заныть

(под) рёбра

9) он

резать

(в) желудок

10) пациент

жечь

(за) грудина

Б. Трансформируйте предложения, используя модификации модели.


Образцы:


Значение модификации

Модель: У меня в ушах шумит.

Время: прошедшее

У меня в ушах зашумело.

Начало и развитие патсостояния

У меня начинает / начало шуметь в ушах.

У меня продолжает / продолжало шуметь в ушах.




Запомните!

Указанные выше модели могут иметь распространители со следующими значениями:

  • время (когда? как часто?);

  • причина (от чего? в результате / вследствие чего?);

  • условие (при чём?) ;

  • качественная характеристика (как?).



Задание 9. Прочитайте предложения. Найдите распространители, определите их типы.

1) У больного сохнет во рту от температуры. 2) У пациента часто колет в боку. 3) Ему трудно вставать по утрам. 4) У больного сильно шумит в ушах. 5) Когда больной ест жирную пищу, у него режет в желудке. 6) От холода у него судорогой свело ногу. 7) Когда я долго не ем, меня тошнит.



Обратите внимание!

При описании симптомов болезни в беседе с врачом больные чаще используют безличные конструкции, например:

- У меня горло болит, когда я глотаю. Мне больно глотать. В горле першит и т.д.


В научных текстах, в учебниках, в медицинских картах больных для описания симптомов, как правило, используют словосочетания с существительными, например:

Больной жалуется на боль в горле, на боль при глотании, першение в горе и т.д.



Задание 10. Сформулируйте жалобы больного в беседе с врачом, используя безличные конструкции. Что говорит больной, когда жалуется на:

озноб, заложенность носа, шум в ушах, затруднённость дыхания, сжимающую боль в области сердца, ноющую боль в боку, жжение за грудиной, заложенность груди, тошноту, шум в ушах, сухость во рту, ноющую боль в пояснице, колющую боль в сердце, режущую боль в желудке, судороги в ногах, ломоту во всём теле, хрипы в груди?



Задание 11. А. Используя информацию таблицы, сообщите о способе применения лекарственных препаратов:

Модели:


Лекарственная форма

Способ применения

таблетки, пилюли, капсулы

что? назначают / применяют / принимают внутрь: перорально (через рот); сублингвально (под язык)

капли

что? закапывают куда? (в нос, глаза, уши)

мазь, крем, паста

что? мажут/ наносят каким? слоем / втирают … куда?


аэрозоль, спрей

что? назначают / применяют в виде ингаляций

раствор для инъекций

что? назначают / применяют в виде инъекций (подкожно, внутривенно, внутримышечно)


Примеры: Билобил принимают внутрь перорально. Альбуцид закапывают в глаза. Тридерм наносят тонким слоем на кожу. Изокет назначают в виде ингаляций. Церебролизин назначают в виде внутривенных инъекций.


Лекарственный препарат

Лекарственная форма

Способ применения

1) сотагексал

таблетки

перорально

2) беродуал

аэрозоль

ингаляции

3) левомеколь

мазь для наружного применения

нанесение на раны

4) алфлутоп

раствор для инъекций

внутримышечно

5) пиносол

капли

в нос



Задание 12. А. Используя информацию таблицы, сообщите о дозах и режиме приёма лекарственных препаратов:

Модели:

Кто?

принимает что?

(пьёт*) (препарат)

по одной таблетке, капле

две, 3, 4 таблетки, капли

5, 25, … таблеток, капель

один раз в день

два, 3, 4 раза

5, 6… раз

до

во время

после

еды /

приёма

пищи

утром,

на ночь

* употребляется в разговорной речи


Примеры: При обострении хронического бронхита назначают ципролет по одной таблетке два раза в день, лучше до еды. Дексаметазон закапывают по 1 капле в каждый глаз 2-3 раза в день. Микстуру от кашля принимают по 1 столовой ложке 3-4 раза в день.


препарат

дозировка

количество

раз в день

время

суток

приём

пищи

1) ксанакс

1 таблетка

2

утро, вечер


2) хеферол

1 капсула

2


за 30 мин до еды

3) ципромед

2 капли в глаз

3 - 4



4) витамин С

1 г

1

утро

после еды


Б. Спросите о дозах и режиме приёма лекарственных препаратов.

Образцы: Как принимают ксанакс?



Задание 14. А. Вспомните, какие типовые логико-смысловые части может включать описание клинической картины заболевания. Просмотрите текст, найдите микротекст-описание клинической картины бронхита. Скажите, какие типовые логико-смысловые компоненты в нём представлены.


Обратите внимание!

Описание средств лечения заболевания может включать:

1) сообщение о способе применения лекарственного средства / препарата;

2) указание доз и режима приёма лекарственного средства / препарата;

3) сообщение об ограничениях на применение лекарственных средств / препаратов.


Б. Найдите микротекст-описание средств лечения бронхита. Скажите, какие типовые логико-смысловые компоненты в нём представлены.

В. Внимательно прочитайте текст, будьте готовы выполнить задания по его содержанию.


БРОНХИТ


(1) Бронхит - инфекционно-воспалительное заболевание бронхов или бронхиол, характеризующееся поражением слизистой оболочки. Бронхит чаще наблюдается в странах с влажным климатом. Люди, работающие в сырых, холодных помещениях, чаще других болеют бронхитом. Бронхиты обычно возникают весной и осенью при резких колебаниях температуры и при повышенной влажности воздуха.

(2) Основной причиной возникновения бронхита является инфекция вирусной или бактериальной природы. Бронхит вызывают такие возбудители, как пневмококки, стрептококки, стафилококки и др. Переохлаждение организма (простуда) и другие неблагоприятные факторы понижают общую сопротивляемость организма, вызывают гиперемию слизистой оболочки бронхов, нарушение в ней кровотока и лимфообращения. Это способствует большей активизации инфекции.

(3) Причиной бронхита могут быть также различные механические и химические раздражители: пыль, хлор, аммиак, пары различных кислот. Часто острый бронхит является вторичным заболеванием, осложнением инфекционных болезней, таких как корь, грипп, ОРВИ (ОРЗ), коклюш, скарлатина. Бронхиты могут возникать и при туберкулёзе лёгких, брюшном и сыпном тифе и т.д.

(4) Главным симптомом любого бронхита является кашель - сухой или с выделением мокроты (влажный). Необходимо обращать внимание на частоту и характер кашля. Кашель может быть небольшим или сильным и частым, мучительным, вызывающим боли в груди. Во время сильного кашля лицо больного краснеет, иногда приобретает синий, цианотический цвет.

(5) Мокрота - продукт воспаления слизистой оболочки дыхательных путей или легочной ткани. Качество мокроты определяют по её цвету. Слизистая и серозная мокрота - прозрачная, беловатая или желтоватого цвета. От примеси пыли мокрота приобретает серый или чёрный цвет. Кровь окрашивает мокроту в красный цвет. По плотности или консистенции мокрота бывает жидкая (серозная, гнойная) и тягучая, вязкая (слизистая). По плотности выделяемой мокроты можно определить степень распространенности воспалительного процесса. Количество выделяемой мокроты также может варьировать: в некоторых случаях за сутки отделяется несколько плевков мокроты, иногда же после сильного кашля её количество за один раз доходит до 50-100 мл.

(6) Из-за сильного кашля или вследствие сужения и закупорки бронхов у больного может развиваться одышка. Одышка бывает инспираторной (при вдохе), экспираторной (при выдохе) или смешанной.

(7) Различают следующие виды бронхитов: острый бронхит инфекционной этиологии, острый бронхит токсикохимической этиологии, хронический бронхит. Бронхиты бывают также простыми и обструктивными. При обструктивном бронхите происходит нарушение бронхиальной проходимости.

(8) Наиболее распространённая форма острого бронхита - острый инфекционный бронхит. Он чаще всего начинается с поражения верхних дыхательных путей - ОРЗ, трахеита, ринита, ларингита. Характерными симптомами начальной стадии являются насморк, чувство першения в горле, слезотечение, охриплость голоса, заложенность грудной клетки. Затем присоединяется постоянный или приступообразный сухой кашель, который сопровождается болями в нижних отделах грудной клетки и брюшной стенки из-за перенапряжения мышц при кашле. В первые дни болезни больной испытывает слабость, недомогание, иногда отмечается субфебрильная температура (не выше 37,5-38,0). На следующей стадии, по мере развития воспаления в слизистой оболочке бронхов кашель усиливается и становится влажным - с мокротой слизисто-гнойного характера (светлой, прозрачной или жёлтоватой, зеленоватой), появляются боли в груди, больному становится трудно дышать. При бронхите обычно поражаются крупные и средние бронхи, но у детей и у стариков болезнь нередко распространяется и на мелкие бронхи - тогда общее состояние ухудшается, появляются одышка, слабость, потливость, ознобы. Количество мокроты увеличивается, она становится более жидкой. Острый инфекционный бронхит обычно проходит быстро: в течение 1-2 недель.

(11) Лечение бронхита зависит от его формы, а также от возраста, состояния больного, сопутствующих заболеваний. Рассмотрим основные лекарственные средства, которые применяют при лечении острого бронхита. При этом заболевании показаны антибактериальные или антивирусные препараты. Но эти препараты может назначить только лечащий врач, т.к. только комплексное обследование позволяет определить причину заболевания: вирусная, бактериальная инфекция, механические или химические раздражители и т.д. Эффективный антивирусный препарат - Арбидол. Этот препарат принимают до еды по 200 мг 4 раза/сут. (каждые 6 часов) в течение 5 дней, затем - по 200 мг 1 раз/нед. в течение 4 недель. Необходимо помнить, что Арбидол противопоказан детям до 3 лет и больным с повышенной чувствительностью к компонентам препарата. Для борьбы с бактериальной инфекции применяют антибиотики: Ампициллин, Амоксициллин, Левофлоксацин и др. Ампициллин назначают по 0,25 г 4 раза в день за 0,5 - 1 час до еды с небольшим количеством воды. Продолжительность приема этого препарата зависит от тяжести заболевания: от 5 - 10 дней до 2 - 3 недель.

(12) При остром бронхите также назначают противовоспалительные, отхаркивающие и противокашлевые препараты. К наиболее распространённым противовоспалительным средствам относится Парацетамол. Этот препарат выпускают в таблетках, в форме свечей и сиропа. Парацетамол в таблетках принимают по 0,5 г 4 раза в день с интервалом 4 - 6 часов. Парацетамол в свечах назначают в такой же дозировке. Парацетамол в сиропе принимают по 2 чайные ложки 3 - 4 раза в день. Из отхаркивающих средств чаще назначают бромгексин по 8 мг 3 - 4 раза в день или настой термопсиса - по 1 ст.л. 6 - 8 раз в день. К эффективным противокашлевым препаратам относятся Кодеин, Либексин и др. Кодеин принимают по 10 - 20 мг 4 раза в сутки. Этот препарат противопоказан при гиперчувствительности, токсической диспепсии, приступе бронхиальной астмы, аритмии. Кодеин принимают с осторожностью в периоды беременности и лактации.

(13) Больным острым бронхитом также рекомендуются постельный или полупостельный режим, усиленное питание, обильное тёплое питьё (чай с малиновым вареньем или мёдом, молоко с содой или пополам с минеральной водой, настой малины, липового цвета). Категорически запрещается курение. Применение банок, горчичников на грудь и спину, перцового пластыря возможно только с разрешения врача. Показаны ингаляции отхаркивающих средств, а также препаратов, разжижающих мокроту (муколитиков), подогретой щелочной воды, эвкалиптового, анисового масла. Ингаляции проводят по 5 минут 3 - 4 раза в день в течение 3 - 5 дней.


ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ! Учимся создавать монолог


Задание 15. А. Прочитайте микротексты (1) - (6). Составьте план этой части текста. Используя план, дайте общую характеристику бронхита, расскажите о его симптомах.


Б. Прочитайте микротекст (11). Составьте его план. Используя план, расскажите о лечении острого бронхита.


Учимся вести диалог

Задание 16. А. Просмотрите микротекст (8). Спросите друг друга:

  • о формах острого бронхита;

  • об условиях развития острого инфекционного бронхита;

  • о симптомах этой формы заболевания;


Б. Просмотрите микротексты (9) - (10). Попросите друг друга:

  • назвать причины перехода бронхита в хроническую форму;

  • описать клиническую картину хронического бронхита;

  • рассказать о продолжительности и периодах течения этого заболевания;


В. Просмотрите ещё раз микротекст (11). Дайте консультацию больному о приёме лекарственных препаратов.

Ситуация: родственник больного острым бронхитом (не очень хорошо образованный человек) показывает сотруднику аптеки рецепт, в котором он ничего не понимает. Провизор уточняет диагноз больного и даёт рекомендации о лекарственных препаратах, которые прописал врач. В случае необходимости используйте составленный вами план (см. Задание 15).


Учимся обсуждать медицинские проблемы

Задание 17. Работа в группе. Обсудите данные ниже вопросы. В процессе обсуждения используйте слова, с помощью которых выражают полное согласие с собеседником (см. Справку).

1. Что нужно делать, чтобы не заболеть бронхитом?

2. Можно ли использовать народные средства при лечении этого заболевания? Если да, то какие? Можно ли использовать только народные средства и полностью отказаться от лекарственных препаратов?


Справка: КАК ВЫРАЗИТЬ ПОЛНОЕ СОГЛАСИЕ С СОБЕСЕДНИКОМ


Вот именно!

Вот, вот!

С этим не поспоришь!

С этим трудно спорить!

С Вами (с этим) нельзя не согласиться!


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Задание 1. Напишите существительные, имеющие значение «симптом заболевания», однокоренные данным ниже глаголам:

дышать, хрипеть, охрипнуть, потеть, заложить, знобить, сохнуть, першить, утомляться.


Задание 2. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова.

1) Больные, страдающие бронхитом, жалуются на сильный, мучительный ... . 2) Во время осмотра больного врач попросил его глубоко подышать и немного ... . 3) Многие простудные заболевания начинаются с головной боли, насморка и небольшого ... . 4) Моя сестра простудилась и заболела: она ..., у неё температура и сильная слабость. 5) С развитием болезни количество мокроты, которую ... больной, увеличивается.

Слова для справок: откашливать, кашлять, покашлять, кашель, покашливание.


Задание 3. А. Используя информацию таблицы, сообщите о состоянии человека или органа.


лицо / орган

состояние

1) он

тошнить

2) она

мутить/замутить

3) спина

ломить /заломить

4) голова

распирать

5) нога

сводить/свести

6) грудь

сжимать/сжать

Б. Трансформируйте предложения, используя разные модификации модели.


Задание 4. А. Используя информацию таблицы, сообщите о локализации симптома болезни:


лицо

симптом болезни

локализация

1) он

жечь

(в) желудок

2) этот больной

колоть/заколоть

(в) поясница

3) эта больная

стучать/застучать

(в) виски

4) пожилой человек

покалывать

(в) левый бок

5) она

ныть/заныть

(в) живот

6) пациентка

шуметь/зашуметь

(в) уши


Б. Трансформируйте предложения, используя разные модификации модели.


Задание 5. Сформулируйте жалобы больного. Что говорит больной, когда жалуется:

на кашель, насморк, температуру, слезотечение, сердцебиение, головокружение, потливость, охриплость голоса, потерю аппетита, беспокойный сон, общее недомогание?


Задание 6. А. Используя информацию таблицы, сообщите о способе применения лекарственных препаратов:


Лекарственный препарат

Лекарственная форма

Способ применения

1) нитроглицерин

таблетки

сублингвально

2) моночинкве ретард

капсулы

перорально

3) инсулин

раствор для инъекций

подкожно

4) дексаметазон

капли глазные

в глаза

5) метрогил дента

гель стоматологический

на десны


Задание 7. А. Используя информацию таблицы, сообщите о дозах и режиме приёма лекарственных препаратов:


препарат

дозировка

количество

раз в день

время

суток

прием

пищи

1) панкреатин

2 таблетки

3


во время еды

2) сальбутамол

1 -2 дозы

аэрозоля

во время

приступа



3) снотворное


1

на ночь


4) пивные дрожжи

5 -6 таблеток

3


до еды


Б. Спросите о дозах и режиме приёма лекарственных препаратов.



Задание 9. А. Прочитайте текст.


ТУБЕРКУЛЁЗ ЛЁГКИХ


(1) Туберкулёз - инфекционное заболевание, для которого характерно образование в пораженных тканях лёгких очагов специфического воспаления. Возбудителем этого заболевания является туберкулёзная палочка (бацилла), открытая известным ученым Кохом.

(2) Туберкулёзная палочка, размножаясь в лёгких и разрушая их, выделяется вместе с мокротой, поэтому мокрота больных заразна и опасна для окружающих. Основным источником заражения служат больные люди или домашние животные. Когда больной кашляет, в воздух попадают капельки слюны и мокроты, заражая окружающих. Такая передача инфекции называется капельной. Кроме того, возможно проникновение инфекции в организм при употреблении молока, мяса, яиц от больных животных и птиц. Заражение может произойти также путем непосредственного общения с больным туберкулёзом или через заражённые им предметы: через рукопожатие, поцелуи, постельные принадлежности, посуду, книги и т.д. Этот способ заражения называют контактным.

(3) Благодаря естественно ограниченным контактам, у грудных детей туберкулёз встречается редко. Кроме попадания в организм инфекции, для развития туберкулёзного процесса большое значение имеют такие факторы, как реактивность организма, состояние центральной нервной системы, наличие тяжелых заболеваний, снижающих сопротивляемость организма. Все это обусловливает увеличение заболеваемости туберкулёзом у пожилых людей.

(4) Главными и наиболее частыми причинами заболевания являются социальные: плохое и недостаточное питание, недостаток воздуха и света в жилищах, его загрязненность и сырость, плохие условия труда, ненормированный рабочий день, низкая заработная плата.

(5) Первичное заражение обычно происходит в детском возрасте и, как правило, заканчивается рубцеванием и петрификацией очага воспаления. Если человек вторично заболевает туберкулёзом, заболевание протекает не так остро и часто носит хронический характер, т.к. организм приобретает иммунитет.

(6) Различают открытую (больной выделяет туберкулёзные палочки) и закрытую форму туберкулёза. В зависимости от формы туберкулёза, тяжести заболевания и степени компенсации наблюдаются различные его симптомы.

(7) Больные жалуются на повышение температуры по вечерам до 37,2 - 37,5 (легкие случаи туберкулёза) или до 39,0 - 40,0 (милиарный туберкулёз). Для субкомпенсированной формы туберкулёза характерен ремитирующий тип лихорадки, т.е. разница между утренней и вечерней температурой. Например, утром 36,0 - 37,0, вечером 38,0 -38,5 или наоборот. Высокая температура всегда указывает на быстро развивающийся процесс и является плохим признаком.

(8) Одним из начальных симптомов туберкулёза является повышенная потливость по ночам даже у больных с субфебрильной или нормальной температурой.

(9) Основной признак туберкулёза лёгких - кашель. В зависимости от стадии раздражения дыхательных путей кашель может быть незначительным и только по утрам или постоянным и частым, вызывающим боли за грудиной. Кашель бывает сухой или сопровождается выделением мокроты. Мучительный и частый кашель иногда наблюдается при сравнительно лёгкой форме заболевания и, наоборот, в тяжелых случаях туберкулёза кашель не очень беспокоит больного.

(10) Количество мокроты тоже не указывает на стадию заболевания. Милиарный туберкулез может протекать без выделения мокроты. Мокрота может быть слизистой, слизисто-гнойной и чисто гнойной, содержащей большое количество туберкулёзных палочек.

(11) Кровохарканье и лёгочное кровотечение иногда наблюдаются в самом начале туберкулёзного процесса вследствие прилива крови к очагу воспаления, расширения кровеносных сосудов с последующим их разрывом. Лёгочные кровотечения ухудшают состояние больного, т.к. он 31теряет большое количество крови, и при вдохе часть крови, попадая в лёгкие, может вызвать аспирационную пневмонию.

(12) В случае распространения туберкулёзного процесса на оба лёгких возникает значительная одышка, обусловленная уменьшением дыхательной поверхности лёгких.

(13) У больных туберкулёзом обычно развивается малокровие (анемия), особенно при тяжелой форме и при частом и продолжительном кровохаркании или при сильном лёгочном кровотечении.

(14) Лихорадка, повышенная потливость, малокровие приводят к ухудшению аппетита. Больной не может потреблять нужное количество пищи, а ослабленный организм не усваивает поступающие питательные вещества. Следствием этого является похудание и общее истощение организма.

(15) В некоторых случаях заболевание имеет скрытый характер. Иногда оно начинается подостро и проявляется субфебрильной температурой, потливостью, повышенной утомляемостью, небольшим кашлем, сухим или с выделением мокроты. Больные жалуются на общее недомогание, снижение трудоспособности, повышенную возбудимость. При остром начале болезни больных беспокоит высокая температура (39,0 - 40,0), сильный кашель, боль за грудиной, одышка, тахикардия.

(16) Лечение туберкулеза должно быть комплексным, с использованием нескольких противотуберкулезных препаратов и своевременной сменой комбинации лекарственных веществ. Комплексность лечения заключается также в назначении общеукрепляющих, симптоматических средств, препаратов, снимающих или предупреждающих побочные действия противотуберкулезной химиотерапии.

(17) Фармакотерапия противотуберкулезными лекарственными препаратами в настоящее время остается одним из ведущих методов комплексного лечения пациентов с туберкулезом.
Для лечения применяются лекарственные препараты, обладающие бактериостатическим или бактерицидным действием в отношении микобактерий туберкулёза. К
основным противотуберкулезным лекарственным средствам (высоко эффективным при лечении туберкулеза, вызванного лекарственно-чувствительными штаммами микобактерий туберкулёза) относятся изониазид, рифампицин, пиразинамид, этамбутол и стрептомицин. Резервные противотуберкулезные лекарственные средства (канамицин, амикацин, капреомицин, циклосерин, рифабутин, протионамид, этионамид, ПАСК и фторхинолоны) применяются у пациентов с высокой вероятностью или доказанной лекарственной устойчивостью микобактерий туберкулёза к основным противотуберкулезным лекарственным средствам.

(18) В связи с тем, что большинство противотуберкулезных препаратов оказывают бактериостатическое, а не бактерицидное действие, дополнительно применяют иммуностимуляторы, такие как ксимедон, глутоксим, галавит и др. Из-за высокой токсичности противотуберкулезных препаратов активно применяются гепатопротекторы. При появлении симптомов лекарственной интоксикации производят полную или частичную отмену препаратов. Проводят детоксикацию реосорбилактом и ацетилцистеином. После исчезновения симптомов химиотерапию продолжают. С целью ускорения процессов заживления, могут применяться такие препараты как: глюнат, препараты алоэ, метилурацил и др.


Б. Составьте план текста. Используя план, расскажите:

  • об этиологии туберкулёза;

  • о путях заражения туберкулёзом;

  • о симптомах туберкулёза;

  • о лекарственных препаратах, которые применяют при лечении этого заболевания.










32


скачать файл | источник
просмотреть