neosee.ru

16.09.19
[1]
переходы:131

скачать файл
Я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи

О ВОСПИТАННОСТИ


Дмитрий Сергеевич Лихачёв,

академик


Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Настоящая воспи­танность проявляется, прежде всего, у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую женщину (даже в автобусе) и даже открывает ей дверь, а дома не помогает усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный чело­век.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, — он невоспи­танный человек.

Если он не считается с характером, психологи­ей, привычками и желаниями своих близких, — он невоспитанный человек.

Если уже во взрослом состоянии он как долж­ное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, — он не­воспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает, — он невоспитанный человек.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при по­сторонних, то тут уже он (извините меня) просто глуп.

Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собст­венная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени веж­лив и со старшим, и с младшим годами и по поло­жению.

Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других («Точность — вежливость королей» — говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же — дома, в школе, в инсти­туте, на работе, в магазине и в автобусе.

Я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это по­тому, что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях.

Но умная женщина легко поймёт, что имен­но надо делать, чтобы, всегда и с признательнос­тью принимая от мужчины данное ей от природы право, как можно меньше заставлять мужчину ус­тупать ей первенство. А это гораздо труднее! По­этому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) бы­ли наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины.

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрения окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, потому, что в кни­гах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется, иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек с хорошими манерами и в самом деле может при­крыть дурные поступки.

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом многих поколений и знаменуют многове­ковое стремление людей быть лучше, жить удоб­нее и красивее.

В чём же дело? Что лежит в основе руко­водства для приобретения хороших манер? Про­стое ли это собрание правил, «рецептов» поведе­ния, наставлений, которые трудно запомнить все?

В основе всех хороших манер лежит забо­та — забота о том, чтобы человек не мешал чело­веку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнёшь уши — вряд ли это во всех случаях и возможно. Напри­мер, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у со­седей не было опасений. И не надо класть локти на стол — опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим — к гостям, к хо­зяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анек­дотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы стави­те слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяй­те другим что-то рассказать. Манеры, одежда, по­ходка, всё поведение должны быть сдержанными и... красивыми. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, т.е. нечто поверхностное. Своим поведением вы вы­являете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, - бережное отношение к миру, к общест­ву, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д.

Надо не запоминать сотни правил, а запом­нить одно — необходимость уважительного от­ношения к другим. А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придёт память на пра­вила хорошего поведения, желание и умение их применять.


Девять заповедей семейного воспитания


1. Принимайте ребёнка таким, каков он есть

Природа создаёт детей очень прихотливо и сложно, перемешивая в наследственном генном наборе ребёнка качества и свойства многих десятков и сотен его предков, а не только прямых родителей: Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, ум­ные дети, и дети, прямо противоположные первым. Только деятельная любовь родителей поможет одним сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим скорректировать свои природные недостатки и превратить их в достоинства.

2. Никогда не приказывайте из прихоти.

Непрестанно вмешиваться в жизнь ребёнка опасно. Изводить малы­ша по пустякам — значит оглупить его: вскоре он не сможет отли­чать мелочь от серьёзного проступка. Но нельзя и игнорировать про­ступки, ибо ребёнок не сможет выработать у себя понимание их нега­тивных последствий. Ребёнку полезно испытать горечь ошибок и чувство вины за проступок, чтобы научиться отличать первое от второго и впоследствии не бояться ошибок и избегать проступков.

3. Не принимайте решения в одиночку.

Принимать решения можно лишь при достижении между родителями единогласия. Отец и мать в равной степени обладают правом вето. Когда дети достигнут школьного возраста, следует и их включить в обсуждение семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса в семейном совете.

4. Собственное поведение родителей - главный фактор в воспитании детей.

Особенно вредны шумные и бурные скандалы в семье: от них дети страдают даже больше, чем взрослые. Личный пример - лучший способ объяснения. Трудно запретить, взрослеющему ребёнку не ку­рить, если его отец курит. Нельзя добиться аккуратности от девочки, если сама мама неопрятно и безвкусно одевается.

Вот что писал об этом Лев Толстой: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспи­тывая себя, воспитывать своих детей... Если же поймёшь, что воспиты­вать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о вос­питании и остаётся вопрос жизни: как самому жить? Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то дети будут то же делать... воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т.е. самому двигаться, воспитываться; только этим люди влияют на дру­гих, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны».

5. Говорите обо всём без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задаёт каверзные вопросы и противоречит вам.

Разговаривайте с детьми, вызывайте их на обсуждение вашей рабо­ты, домашних дел, денег, предстоящего отпуска. Спорьте, но уважи­тельно и сохраняя при этом доброе отношение к детям. Радуйтесь то­му, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья — первый опыт приобще­ния ребёнка к социальной жизни.

6. Не допускайте излишеств в подарках детям

Часто дети, соблазнившись рекламой, просто осаждают нас просьбами. В результате родители разучиваются им отказывать, хотя отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. Общество не делает подарков — их надо заработать.

На это обращал особое внимание и В.А. Сухомлин указывал, что, как только ребёнок открыл глаза, как только осознал себя, ему постоянно чего-то хочется. Потребности - двигатель человеческой жизни. Из потребностей вытекают желания. И не научившийся в детстве управлять своими желаниями, не переживший их нравственной оправданности и обоснованности, становится социально ненадёжным, он вступает в конфликт с общественными требованиями. Нежелание учиться приходит к тем, кого в детстве бездумно кормили потребительским счастьем. А потом приходит ещё более страшное бедствие — нежелание трудиться.

Следует понять, что современный кризис, который переживает человечество, вызван тем, что люди не научились регулировать свои потребности, блокировать те из них, которые ведут к экологическому и нравственному кризису.

7. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, всё делайте сообща.

Обязанности в семье необходимо распределить. Мать не должна быть слугой в доме. Важно приучить детей к чистоте в раннем детст­ве. Нужно установить определённые правила уборки, и всей семьёй чётко им следовать.

Режим дня должен быть целесообразным, разумным и в ваших глазах, и в глазах ребёнка. Если вы требуете, чтобы дети в определённый час сходились к обеду, они должны понимать: такой порядок необходим, чтобы облегчить работу по приготовлению еды и уборке после обеда, а главное, чтобы всей семьёй собраться вместе, поде­литься своими мыслями и чувствами. Если вы требуете, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то они должны понимать: это необходимо из уважения к труду родителей, на деньги которых покупаются продукты.

8. Держите дома двери открытыми.

Дети не должны чувствовать себя привязанными. Двери дома долж­ны быть открыты и для друзей. Необходимо доверять детям, но они должны научиться свободе, ведь это совсем не просто. Надо помочь детям выработать чувство ответственности за свободный выбор поступков, товарищей. Если в семье добрые, уважительные отношения к друг к другу, если родители не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам и заинтересованным обсуждениям всех семейных и детских дел, то детям не понадобится ничего скрывать от родителей и последние сумеют вовремя предостеречь их от необдуманных поступков.

9. Устраняйтесь в положенное время.

Конечно, грустно, когда дети покидают родное гнездо, но это необхо­димо для них. Не мешайте им в этом. Ведь одно из назначений се­мьи — выявить в каждом ребёнке всё лучшее, что в нём есть, развить это и отдать на общее благо. Отделившись от родителей в самостоя­тельную жизнь, дети начинают новый цикл жизни, для того чтобы она никогда не кончилась.

Памятка родителям


Дорогие родители!


Ваш ребёнок — это Ваше будущее, Ваше бессмер­тие, Ваше продолжение. И Вы, конечно, хотите, чтобы Ваше продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все Ваши достоинства, но и преумножило их.

Мы — школа, учителя — тоже искренне заинтере­сованы в том, чтобы Ваш ребёнок стал полноценным Че­ловеком, культурной, самостоятельной, высоконравст­венной, творчески активной и социально зрелой личнос­тью. Мы предлагаем Вам сотрудничество в воспитаннос­ти Вашего ребёнка.

Для того чтобы наше сотрудничество было плодо­творным, мы рекомендуем Вам придерживаться в воспи­тании Вашего ребёнка следующих основных правил:

1. Избегайте крайностей в любви к ребёнку. Ребёнок должен быть членом семьи, но не её центром. Когда ро­дители приносят себя в жертву ребёнку, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой и зачастую за без­рассудную любовь к себе отплачивает злом — пренебре­жением к родителям, к семье, к людям.

С другой стороны, равнодушное, тем более пренебре­жительное отношение к ребёнку ничуть не менее вредно.

2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребёнок должен твёрдо ус­воить этот закон. С самого раннего возраста приучайте его выполнять определённую, всё усложняющуюся по ме­ре взросления работу по дому, для себя и для всей семьи.

3. Главное средство воспитания — это пример родите­лей, их поведение. Слова — вспомогательное средство.

4. Развитие ребёнка — это развитие его самостоятельно­сти. Поэтому не опекайте его. Помогайте ему в приобрете­нии умений и навыков, но не делайте за него то, что он мо­жет и должен выполнить сам. Не страшно, если он сдела­ет что-то не так, — ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему воз­можность попробовать себя в разных делах, чтобы опреде­лить свои способности и интересы.

5. Основа поведения ребёнка — это его привычки. Сле­дите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникли дурные. Одной из важных по­лезных привычек является режим дня. Выработайте вме­сте с ребёнком разумный режим дня и строго следите за его соблюдением.

Научите ребёнка различать добро и зло, осознавать вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, семью, школу, добрых людей, родной край.

6. Для воспитания ребёнка очень вредны противоре­чия в требованиях родителей. Согласуйте их между со­бой. Не менее вредны противоречия между Вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если Вы не согласны с нашими требованиями или они Вам непонятны, придите к нам, и мы обсудим возникшие проблемы вместе.

7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжела­тельный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и ис­терики. Психическое развитие ребёнка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семей­ного воспитания. Нормальный стиль — демократичес­кий, когда детям предоставляется определённая самосто­ятельность, к ним относятся с теплотой и уважают их личность. Конечно, некоторый контроль необходим.

Но важнее всячески способствовать развитию у ребёнка самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей дея­тельности и поведения.

Не оскорбляйте ребёнка своими подозрениями, до­веряйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказы­вайте ребёнка за правду, если он признался в своих ошибках сам.

8. Приучайте ребёнка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начи­нается воспитание будущих отцов и матерей, счастливых супругов.

9. Следите за здоровьем ребёнка. Приучайте его само­стоятельно заботиться о своём здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в школе ребё­нок переживает несколько возрастных кризисов: в 6-7 лет, когда у малыша возникает внутренняя позиция, осо­знание своих чувств и переживаний, кризис полового со­зревания; юношеский кризис поиска своего места в жиз­ни. Будьте внимательны к ребёнку в эти периоды, меняй­те стиль своего отношения к нему по мере его перехода от одного возрастного этапа к другому.

10. Семья — это дом и, как всякий дом, он может с года­ми ветшать и нуждаться в ремонте. Не забывайте время от времени проверять, не нуждается ли Ваш семейный дом в обновлении.

Желаем Вам успехов в трудном, но благородном де­ле семейного воспитания Вашего ребёнка. И пусть он принесёт Вам радость и счастье!


Показатели воспитанности ученика


1. Поведение в семье

Активное участие в делах и проблемах семьи, старательное выполнение своих постоянных обязанностей по до­му, самообслуживание, забота о младших и старших членах семьи, проявление инициативы в подготовке и про­ведении семейных праздников.

2. Поведение в школе

Дисциплинированность и активность на уроках, повседневное выполнение Правил для учащихся, аккуратность и старательность в выполнении заданий, бережное отношение к школьному и классному имуществу, активное участие в общественных делах класса и школы.

3. Отношение к старшим

Вежливость, соблюдение этикета в общении со старшими, оказание им помощи, разумное выполнение их поручений.

4. Отношения со сверстниками

Отношение к друзьям, инициатива в оказании помощи товарищам, искреннее сопереживание их радостей и горестей, умение держать слово и выполнять обещанное, отсутствие стремления непременно чем-то выделиться, сдержанность в спорах.

5. Поведение на улице и в общественных местах

Соблюдение правил уличного движения, бережное отношение к природе, к животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, привычка уступать старшим место в транспорте.

6. Отношение к себе

Постоянная занятость полезным делом, умение заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, привыч­ка доводить начатое до конца, стремление быть честным и искренним, привычка не брать чужих вещей без раз­решения, доброта, способность не завидовать чужим успехам, честность в признании своих проступков и ошибок, стремление их исправить, умение воспринимать критику, не­терпимость к обману, воровству, отсутствие вредных привычек (курение, сквернословие), готовность прийти на помощь с рис­ком для себя, умение отстаивать своё мнение с помощью логичес­кой аргументации, а не силой, настойчивость в преодолении труд­ностей, систематическое и упорное самовоспитание, физическое самосовершенствование, опрятный внешний вид.


скачать файл | источник
просмотреть