neosee.ru

25.06.19
[1]
переходы:105

скачать файл
В ряду

Коноваленко С.В., канд. психол. наук, логопед высш.кат., психолог высш.кат. ЦЛПДО ЮАО

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

У детей с задержкой психического развития органического генеза отмечается замедленный темп речевого развития. Часто нарушения звукопроизношения сочетаются с количественным и качественным нарушением словаря (малым объемом словарного запаса, несформированностью обобщающих, абстрактных понятий, неточностью употребления лексических значений слов и т. д.). Усвоение грамматического строя находится в зачаточном состоянии (затруднено овладение предлогами, словообразованием, сложными грамматическими конструкциями и т. д.).

Связная речь схематична, с аграмматизмом, бедна интонационно, эмоционально не окрашена.

Грубо нарушено фонематическое восприятие и слоговая структура слов. Часто отсутствуют не только первоначальные элементы звуко-слогового анализа, но и их предпосылки, готовность к усвоению.

Одной из причин нарушения звукопроизношения является недостаточный уровень развития фонематического восприятия. Также нарушение фонематического восприятия и недостаточный уровень сформированности навыков звуко-слогового анализа и синтеза может служить причиной затруднения формирования навыков письма и чтения, нарушения письменной речи. Из всего вышесказанного следует необходимость развития способности к различению сходных акустически фонем, определения места заданного звука в слове. Кроме этого, умение «конструировать» слова из заданных слогов способствует развитию как звуко-слогового анализа, так и мышления, и пространственных ориентировок.

Предлагаем игры и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия, совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Эти упражнения также способствуют развитию слухового внимания и общей координации движений. Они довольно просты и не требуют специальных условий для проведения.


Упражнения и игры для совершенствования навыков звуко-слогового анализа и синтеза

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков

  • Услышав мягкий согласный звук, ребенок его повторяет, выбрасывая при этом руки со сжатыми кулаками вперед, кулаки при этом разжимаются.

  • Твердый согласный произносится с резким опусканием рук со сжатыми кулаками вниз вдоль тела, кулаки при этом резко разжимаются.


Сначала по 1 звуку (ТЬ, ПЬ, Д, ВЬ, СЬ С И Т.П.), затем по 2-3, 4 (ПЬ- ПЬ- П; ТЬ -Т- ТЬ-ТЬ и т.п.). Затем взрослый произносит слоги с твердыми и мягкими согласными сначала по 1 слогу (ПЯ, ПА, ТЯ, ТО, ТЕ, ТО, ТИ и т.п.), затем по 2-3-, 4 слога (ПА-ПА-ПЯ; ТО-ТЁ-ТЁ и т.п.).

После того, как ребенок (дети) освоил (освоили) это упражнение, задачу можно несколько усложнить, предложив слоговой ряд с различными гласными звуками, например, ТО-ТИ-ТА-ТУ, ПО-ПУ-ПЯ-ПЕ и т.п..


  1. Дифференциация парных глухих и звонких согласных звуков (П-Б, Т-Д, Ф-В, С-З, Ш-Ж, К-Г). Обязателен предварительный тактильный анализ (рука на горле)

    • Услышав глухой согласный звук, ребенок его повторяет, резко выбрасывая при этом руки со сжатыми кулаками в стороны, кулаки при этом резко разжимаются

    • Звонкий согласный произносится ребенком с резким поднятием рук со сжатыми кулаками вверх, кулаки при этом разжимаются резко

Сначала по одному звуку (П, Б, Т, Д, З, С и т.п.), затем по 2-3, 4 (П-П-Б; Д-Т-Д и т.п.). Затем взрослый произносит слоги с глухими и звонкими согласными звуками сначала по 1 (ПА, БА, ТО, ДО и т.п.), потом по 2-3, 4 слога (ПА-ПА-БА; ТУ-ДУ-ДУ-ТУ и т.п.)

После того, как ребенок (дети) освоил (освоили) это упражнение, задачу можно несколько усложнить, предложив слоговой ряд с различными гласными, например, ГА-ГО-КА-КЫ, БА-ПО-БУ-ПЫ, ЗА-СО-СУ-ЗЫ и т.п.


  1. Выделение ударного слога («Хлоп-топ»)

Ударный слог произнести, топнув ногой, безударный - хлопнуть в ладоши

  • В ряду. СА-СА-СА (топ-хлоп-хлоп); СУ-СУ-СУ (хлоп-топ-хлоп); СО-СО-СО (хлоп-хлоп-топ) и т.п..

  • В слове. СОБАКА (хлоп-топ-хлоп), РАДУГА (топ-хлоп-хлоп), ДАЛЕКО (хлоп-хлоп-топ).

Примечание. Слова произносить не по слогам в обычном темпе и ритме.


  1. Определение места заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова)

  • Звук в начале слова - руки вверх (РАДУГА)

  • В середине - руки вытянуть вперед (КОРОВА)

  • В конце - руки вниз (ТОПОР).

Примеры. КОРЗИНА (руки вперед), РАЗГОВОР (руки вверх, руки вниз), КОРСАР (руки вперед, руки вниз) и т.п.

  1. Кодирование

  • Гласных звуков движением («Хлоп»)

А - хлопок перед грудью

И - над головой

У - кулак о кулак

О - по коленям (по столу)

Э - тыльными сторонами кисти друг о друга

Ы - щелчок большим и средним пальцами


  • Обратных слогов (согласные только соноры и глухие) АП, ОМ, ОЙ, УХ, ОЛЬ, ИЛЬ, УС, ОСЬ и т.п. согласный произносится, гласный хлопается соответствующим образом

  • Прямых слогов ПА,ТО, ДА,ГУ, МЫ и т.п.

  • Слов типа СОН, НОС, ИВА, СУП, СЫН, МЫС, АИСТ и.т.п.


Примечание. Сначала ребенок угадывает закодированные звуки, слоги, слова, затем приступает к самостоятельному кодированию заданных слов, а потом подбирает слова для кодирования самостоятельно.


  1. Игра «Угадай слово» (на слух).

Взрослый произносит «деформированное» слово из двух переставленных слогов, например, ЗА-РО и предлагает ребенку мысленно так переставить слоги, чтобы получилось «правильное» слово (РОЗА). Убедившись в том, что ребенок правильно понял инструкцию, взрослый в медленном темпе произносит 5 «деформированных» двусложных слов. Предварительно ребенку дается инструкция не только восстановить (угадать) слова, но и запомнить их. После этого ребенок по памяти воспроизводит угаданные слова. Школьникам можно предложить записать их, сделать фонетический анализ, составить схемы слов.

Через некоторое время можно усложнить задачу, предложив для отгадывания трех- и четырехсложные слова с последующим припоминанием, выполнением звукового анализа и составлением схем с учетом глухости и звонкости, твердости и мягкости согласных звуков (согласный твердый звонкий звук обозначается вертикальной синей черточкой, согласный твердый глухой горизонтальной синей чертой, согласный мягкий звонкий - вертикальной зеленой, согласный мягкий глухой - зеленой горизонтальной, гласный звук - наклонной красной чертой).

Примеры деформированных слов. НА-ЗИ-КОР, ШИ-НА-МА, МО-СА-ЛЁТ, КАТ-МО-СА, ПО-ГИ-СА, ЛАЗ-ДО -ВО и т.п.

Примечание. Слогоделение в соответствии с фонетическими нормами русского языка.

СЛОГОДЕЛЕНИЕ

Слог - основная звуковая единица русского языка. Строится по закону восходящей звучности: в пределах слога звуки располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.

Слогораздел происходит в месте наибольшего спада звучности.

По звучности звуки располагаются следующим образом:

Гласные

Сонорные согласные

Шумные согласные

Возможные расположении сочетаний согласных при слогоразделе:

  1. сочетание шумных согласных между гласными отходит к следующему слогу (про-стой, зве-зда, ло-дка, мы-шка);

  2. сочетание шумного согласного с сонорным между гласными отходит к последующему слогу (до-бро, ве-сна, ко-бра, ве-сло, до-гма);

  3. сочетание сонорного согласного с шумным между гласными имеет слогораздел внутри сочетания (пар-та, кол-ба, лом-кий, тон-кий, гром-кий);

  4. сочетание звука j c шумным или сонорным согласным между гласными имеет слогораздел внутри сочетания, так как j является более звучным, чем сонорный согласный (лей-ка, май-ка, вой-дем, вой-на, мой-ка, тай-на, зай-ка);

  5. сочетание сонорных согласных между гласными отходит к последующему слогу (ко-рма, то-мный, го-рный, че-рный,со-рный, со-но-рный, шу-мный).

Слогораздел связан и с морфологическим членением слова: он зависит от стыка морфем и характера стыка (приставки и корня, корня и суффикса).

Розенталь Д.Э, Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие для вузов. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. - С.147.

Регулярное выполнение предложенных выше упражнений способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения, развитию всех видов и свойств произвольного внимания, а также координации движений и общей моторики.


Список литературы

  1. Ефименкова Л.Н.. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просве­щение, 1985.

  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические за­нятия в подготовительной группе для детей с ФФН. — М.: Гном-Пресс, 1998.

  3. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше.— М.: Эксмо, 2002.

  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., «Хлоп-топ». Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. М.: «Гном и Д», 2003.

  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., «Хлоп-топ-2». Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. М.: «Гном и Д», 2004.

  6. Коноваленко С.В. Удача - не случайность: Как психологически подготовиться к экзаменам и успешно сдать их. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.

  7. Парамонова Н.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей, - СПб.: Союз, 2004.

  8. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие для вузов. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. - С.147.

  9. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

  10. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

  11. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. ЮФ.Гаркуши.- М.: СекачевВ.Ю., ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008







5


скачать файл | источник
просмотреть