neosee.ru

25.06.19
[1]
переходы:86

скачать файл
Возможно выступление по каждому пункту отдельного ученика

Русский язык 9 класс

№ урока ___________

Дата ______________



РУССКИЙ ЯЗЫК - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК РУССКОГО НАРОДА

Цели:

1. Понятие об особенностях национального языка, его назначении, развитии.

2. Формирование умения определять главную мысль текста, грамотно оформлять её запись.

3. Повторение орфографии и пунктуации.

Ход урока

I. Организационная вступительная беседа.

1. Знакомство с учебником, его аппаратом, системой условных обозначений, приложением, форзацами (в слабо подготовленном классе можно предложить найти в тексте учебника те или иные условные обозначения).

2. Постановка цели обучения на предстоящий учебный год: закончить изучение синтаксиса и пунктуации, повторить и обобщить знания по различным разделам русского языка, успешно сдать экзамен - как письменный, так и устный по выбору.

3. Информация о письменном экзамене в форме изложения с творческим заданием, демонстрация сборника изложений, объяснение системы работы с этим сборником.

4. Информация об устном экзамене по выбору и его формах: комплексный анализ текста, по билетам с практическим заданием, собеседование, тестирование.

II. Оформление тетради по русскому языку с соблюдением единого орфографического режима.

1. Подписывание тетрадей (их две; одна - для классных работ, другая - для домашних).

2. Правила оформления записей: число прописью, вид работы, запись темы без слова «тема» и без кавычек, между работами - две пропущенные строки.

3. Запись в тетрадях даты и темы урока; можно предложить учащимся самим определить цель урока (то есть то, чем они должны знать к концу урока), добавив, чему должны научиться.

III. Работа с учебником: пересказ лингвистического текста.

Задание: прочитав информацию «Возьмите на заметку» на с. 4-5, расскажите о назначении, образовании, развитии, особенностях русского языка (выделенные слова записаны на доске).

Возможно выступление по каждому пункту отдельного ученика.

IV. Повторение изученного, уточнение приобретенных знаний.

1. Работа с таблицей (карточки-сигналы):

Учитель. Что изучают эти разделы лингвистики?

(Напомнить учащимся о том, что в ходе повторения они будут неоднократно возвращаться к этим карточкам, показывая взаимосвязь разделов языка.)

2. Комплексный анализ текста: упражнение 5.

Задания:

- выразительное чтение, определение темы и основной мысли текста;

- карандашом (в хорошо подготовленном классе - сразу при чтении) вставить пропущенные буквы, объясняя необходимость знания морфемики; пропущенные знаки препинания, объясняя, что в работе могут помочь знания синтаксиса и пунктуации;

- запись в тетради основной мысли текста (возможные варианты работы: предварительное обсуждение записи, или диктовка удачного варианта для тех, кто не справился, или самостоятельная работа с индивидуальной помощью учителя).

3. Устная работа по упр. 2, 3 (по времени).

Объяснение и запись домашнего задания:

1. Упр. 6: знаки препинания объяснить графически, найти интересные слова для фонетического и морфемного разбора.

2. Текст 10 из сборника изложений прочитать, письменно сформулировать ответ на творческое задание 1.













































ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА.

Цели:

1. Формирование представления об орфоэпической литературной норме.

2. Закрепление навыков различных видов лингвистического разбора.

3. Введение понятия о комплексном разборе текста.

4. Формирование умения работы с тестами.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Цели: сегодня на уроке мы не только вспомним, что изучают фонетика и орфоэпия, но и будем учиться работать с тестом, так как это способ проверки знаний, положенный в основу ЕГЭ.

Задание: запишите ответы в виде кодированных знаков: цифр (обозначение номера задания) и букв (обозначение выбранного ответа).

На доске запись:

1. В этих словах звуков больше, чем букв:

а) мысль; б) сажают; в) борьба; г) друзья; д) ягуар; е) грустные.

2. Эти слова разделены для переноса правильно:

а) по-знать б) кос-мо-на-вт в) съ-езд г) ал-ый

д) охот-ник е) ра-спи-сать ж) рас-сы-пать.

3. В этих словах ударение поставлено правильно:

а) мéльком б) баловáть в) нáчала

г) квартáл д) пóнял е) обеспечéние

Записать на доске можно только варианты ответа; в тетрадях должна появиться запись, желательно печатными буквами: 1. б, д 2. а, д, ж 3. а, б, г, д, е. Необходимо прокомментировать ответы, исправить ошибки в переносе и ударении; спросить, знания в каких областях русской лингвистики потребовались для ответа. (Фонетика, графика, орфоэпия.)

Похвалить тех, у кого все получилось правильно; спросить остальных, в чём были трудности.

II. Проверка домашнего задания.

Цель: напомнить о значимости и необходимости графического объяснения орфографических и пунктуационных заданий.

1. Прочитайте схемы, проверьте правильность постановки в них знаков препинания, в упр. 6 (домашнем) найдите примеры предложений к каждой схеме:

Образец ответа: первая схема - это схема простого предложения, осложненного однородными (или с однородными) дополнениями, соединенными повторяющимся союзом «и», имеющими обобщающее слово, стоящее в начале предложения.

2. Орфографическая проверка.

Цель: обучение самопроверке и формирование умения анализировать лингвистические проблемы.

Чтобы вставить пропущенные буквы, надо было:

1) сделать морфемный разбор, то есть выделить:

корни: это слова соединяющая, отжившие, исторический, составляют, вмещают;

приставки: это слова прекрасен, достигла, развития;

суффиксы: умственная, верования, тяготы;

2) посмотреть в словаре: это слова поколения, лингвистический, чаяния, философия;

3) определить части речи: существительные несовершенство, необходимость; местоимение нечего.

3. Определение главной мысли.

Учитель. Что общего в этих высказываниях? (Тема, то есть о чём это высказывание, и основная мысль.)

Показать своеобразие и значимость русского языка.

Задание: определите тему домашнего текста из сборника изложений, прочитайте ответ на творческое задание.

Можно заслушать 2-3 выступления, кратко прокомментировать, похвалить, напомнить, что это вид экзаменационного задания.

Можно дать часть домашнего задания: такой же вид работы, но по текстам 42 или 44 - на выбор.

4. Слова, интересные для фонетического (чем?) и морфемного разбора (если есть время).

III. Комплексный анализ текста.

1. Работа с текстом.

Задание: выразительно прочитать, ответить на вопрос: что общего с домашним текстом (тема), записать, если текст на доске или демонстрируется через проектор; если на отдельных карточках, то работа в них, карточка остаётся у ученика.

Узким голубым серпом заброше…ым* в горы Восточной Сибир... выгляд...т на географической* карте озеро Байкал одно из уд...вительных* чудес не только России но и всего земного шара. Много песен и легенд сложил* о нём народ. Оно плещ...тся* в камен...ой котловине окружё…ой* горными хребтами. Вы конечно знаете, что Байкал уникальный водоём. Не существует на земном шаре озера, вода в котором прозрачнее байкальской.

Задание.

Учитель. Вставьте пропущенные буквы. В этом нам поможет знание морфемики (разберите слова со значком * по составу). В чём особенность корня в слове «сложил»? (Без приставки не употребляется.)

- Поставьте орфоэпические пометы к словам:

[ца] [он] [ш]

плещется окружённые конечно

- Чем они интересны фонетически? (Несовпадением звуков и букв и их количества.)

Работа со словарем на с. 251 учебника. Можно дать часть домашнего задания, относящегося к этому разделу:

- расставьте знаки препинания;

- найдите сложное предложение.

Учитель. Знания в какой области лингвистики нам для этого потребуются? (Синтаксис и пунктуация.)

Проверить правильность выполнения можно различными способами: самопроверка по правильному варианту, комментированное чтение, проверка учителем выборочная или фронтальная.

Узким голубым серпом, заброшенным в горы Восточной Сибири, выглядит на географической карте озеро Байкал, одно из удивительных чудес не только России, но и всего земного шара. Много песен и легенд сложил о нём народ. Оно плещется в каменной котловине, окружённой горными хребтами. Вы, конечно, знаете, что Байкал - уникальный водоём. Не существует на земном шаре озера, вода в котором прозрачнее байкальской.

IV. Исследование языкового материала.

Учитель. Вы успешно справились с предыдущим заданием, но грамотный человек должен и правильно говорить.

Обучение правильному словоупотреблению: упр. 14; возможна запись тех словосочетаний, в которых допущены ошибки.

V. Закрепление пройденного.

Учитель. Проверить себя и, возможно, подкорректировать свою речь нам поможет выполнение следующего задания.

1. Работа с учебником: упр. 8.

2. Определение главной мысли текста: упражнение 15; письменно - главная мысль, устно - тема текста, стиль и тип речи; упражнение 16 (задание 2) (если есть время).

Домашнее задание:

Упр. 13 устно, 17 (выполнить задание), тексты 42, 44 (творческое задание 1) на выбор, в словаре проверить правильность ударения в словах торты, каталог, водопровод, включит, звонит, принятый.









































РР. ПОВТОРЕНИЕ: ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ

Цели:

1. Закрепление умения стилистического и типологического анализа текста.

2. Формирование умения создавать устный лингвистический текст по обобщающим таблицам.

3. Формирование умения создавать письменный ответ о стилистике текста (выполнение задания, подобного экзаменационному).

4. Формирование умения работать в команде.

Ход урока

I. Стилистическая разминка.

Задание: определите стилевую принадлежность текста.

1. В школе я всегда любила историю. Помню удивительные заочные путешествия в прошлое, исследование «ленты времени», чтение документов минувших эпох. И всегда меня поражала мысль о том, что за строчками учебника - человеческая жизнь. Какая-то девочка, как и я сегодня, смотрела в окно, мечтала о будущем, не подозревая, что через века я буду думать о ней.

2. - Ты что рано, сынок?

- Истории не было, мам, учитель заболел. Здорово!

3. История - научная дисциплина гуманитарного цикла, исследующая сведения о политическом, социально-экономическом и культурном развитии общества в прошлом.

4. Чтобы хорошо подготовиться к уроку истории, надо, во-первых, внимательно выслушать учителя на уроке, во-вторых, законспектировать основные положения его рассказа, в-третьих, прочитав текст параграфа учебника, выделить основные положения, ответить на вопросы. И, наконец, пересказать факты, найти на карте расположение географических объектов и сделать выводы.

Ответы: 1 - художественный, эссе; 2 - разговорный; 3 - научный; 4 - официально-деловой, инструкция.

II. Обобщение изученного.

1. Проверьте свои знания по таблице на с. 162.

2. Анализ таблицы.

Учитель. Самая важная информация - в двух последних колонках. Что ещё можно добавить? (Перечислить языковые средства - лексические и синтаксические.)

В заданиях к упр. 253 найдите упоминание о языковых средствах, отметьте на полях учебника карандашом.

III. Стилистический практикум.

1. Сопоставление текстов на одну тему, но написанных разными стилями.

Упр. 254, 255, 257 - устно.

2. Охарактеризовать один из текстов, доказывая его стилистическую принадлежность.

3. Работа с текстами из сборника изложений.

Групповая работа (по желанию учащихся - индивидуальная).

Задание: составьте рассказ о стилистической принадлежности текста. Среди заданий к экзаменационным текстам таких девять, мы сегодня работаем с пятью.

1-я группа - тексты 10, 52; 2-я группа - 16, 71; 3-я группа - 28, 52; 4-я группа - 10, 71; 5-я группа - 16, 52.

Тексты 10, 16, 28 - портретные очерки; 52, 71 - заметки в газету, то есть надо вспомнить материал 8 класса.

Обсуждение получившихся текстов. Можно предложить группам удачные ответы оформить для стенда «Готовимся к экзамену».

Домашнее задание. Письменно задание к любому из текстов; § 29, упр. 259 выполнить карандашом.




РР
СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ

Цели:

1. Формирование умения сокращать текст на основе стилистического и типологического анализа, превращая изобразительную речь в информативную.

2. Формирование умения создавать свой, оригинальный текст по заданию.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания к текстам 10, 16, 28, 52, 71 выборочно.

II. Обобщение изученного.

1. Анализ таблицы упр. 258.

2. Определение типов речи в тексте (по выполненному дома упр. 259):

1) повествование;

2) описание состояния среды;

3) описание состояния человека;

4) повествование;

5) описание состояния человека;

6) рассуждение-размышление;

7) повествование.

Учитель. Как определяли?

III. Языковой анализ типовых фрагментов текста.

1-я группа - повествование, 2-я - описание состояния человека, 3-я - рассуждение-размышление, 4-я - основная мысль.

Работа по материалу упр. 260 и с. 170-171 «Возьмите на заметку».

IV. Краткий пересказ.

1. Изучение инструкции.

Учитель. Со всеми ли положениями согласны?

2. Устный пересказ.

Домашнее задание к уроку 9 (опережающее): текст 12 (задание 1), устно сжать текст 20.











ПОВТОРЕНИЕ: ЛЕКСИКА, МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Цели:

1. Обобщение знаний из области лексики, морфемики, словообразования.

2. Закрепление навыков лексического, морфемно-словообразовательного разбора и их роли в орфографии.

3. Закрепление умения определять и грамотно формулировать основную мысль текста.

4. Формирование умения работать с тестами.

Ход урока

Оформление записей на доске к пунктам I, II, III. Запись темы урока, постановка цели урока (возможно, самими учащимися).

I. Орфоэпический «диктант».

Задание: расставьте ударение в словах (либо списывая слова с доски, либо на заранее подготовленных учителем листах).

Слова из предыдущего урока и из орфоэпического словаря на с. 241, в зависимости от подготовленности класса (по выбору учителя).

II. Лингвистическая разминка.

1. Обращение к таблице-схеме «Разделы русской лингвистики», объяснение, что на этом уроке речь пойдёт о следующих разделах.

- Определите, какое задание к какому разделу относится. (Задание смотри в плане урока 2.)

На доске запись:

1) Это слово однозначное:

а) жюри б) летать в) кроссворд г) вишнёвый д) крыло

2) Эти слова имеют одинаковые окончания:

а) домов б) столбов в) коров г) ковров д) основ

3) В этих словах приставка находится внутри слова:

а) водопроводчик б) землепроходец в) птицеводческий

г) быстроходный д) выпроводить

Запись в тетради: 1. а, в. 2. а, б, г, в, д. 3. а, б.

Проверка.

2. Устно упр. 21 (карандашом).

III. Комплексный анализ текста.

Учитель. Наше следующее задание будет тесно связано с предыдущим. Именно знания в области морфемики и словообразования нам помогут. Обратите внимание, в какой части слова пропущены буквы. (В суффиксе.)

Учитель. От чего зависит написание этих слов? При помощи каких суффиксов они образованы? (Это прилагательные, образованные при помощи суффиксов -ан-, -ян-, -ин-, -енн-, -н-; причастия с суффиксами -енн-, -нн-.)

На доске - предложение, подчеркнутые буквы пропущены, знаков препинания, кроме подчеркнутого, нет.

День был туманный, безветренный, когда вдоль глиняного берега, усеянного острыми камнями, разведчики вышли к невспаханному полю, тянувшемуся около не замеченной ими речонки.

Задания:

Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя буквы;

- графически объясните написание н-нн (в слабом классе - с комментированием);

- объясните различное написание в предложении не с причастиями (только у причастий написание не зависит от наличия зависимого слова);

- с точки зрения морфологии объяснить написание суффикса в слове «речонка» (в именных частях речи в суффиксах после шипящих пишется о, в глагольных - ё. Можно попросить привести примеры: холщовый, горячо, мышонок, но освещённый, ночёвка, бережёт - или глагол, или слово образовано от глагола);

- найти слова в переносном значении (берег усеянный, полю тянувшемуся), многозначные слова (день);

- подобрать синоним к слову поле (нива).

В учебнике есть задание, выполнение которого связано со знаниями в области лексики русского языка. Прочитайте задание к упр. 19, выполните его устно.

Возможные варианты ответов: 1) лексическое значение, при помощи синонимов и антонимов; 2) «давили», «мешали»; 3) предметы «провозглашали».

Учитель. Как называется этот художественный приём? (Олицетворение.)

Учитель. В каком словаре мы бы искали сведения о происхождении слова «разведчики»? (В этимологическом.)

Учитель. О его образовании? (В словообразовательном.)

Составьте словообразовательную цепочку:

IV. Исследование языкового материала. Анализ трудных орфографических случаев: омонимия разных частей речи.

Задание: составьте словосочетания с омонимичными (то есть одинаково звучащими, но по-разному записанными) словами.

На доске:

с начала (урока) - существительное с предлогом;

в первые (дни) - прилагательное с предлогом;

сначала (сделать это), впервые (увидел) - наречие;

в следствии (по делу) - существительное с предлогом;

вследствие (непогоды) - предлог (по значению синонимичен предлогу из-за);

образована (комиссия) - краткое причастие;

образованна (и хороша) - краткое прилагательное.

V. Домашнее задание: 1) упр. 20, 22, 37 (с тремя любыми словами, не упомянутыми в упр. 22);

2) текст 61, творческое задание 2 письменно.












ПОВТОРЕНИЕ: МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС

Цели:

1. Обобщение и закрепление знаний о частях речи.

2. Закрепление умения выделять словосочетания из предложения.

3. Орфографическое повторение: написание окончаний и н-нн.

Ход урока

Оформление доски к уроку, запись даты и темы урока в тетради, постановка целей урока.

Учитель. Нужно ли знание морфологии для грамотного письма? Вспомните слово речонка из прошлого урока. А знание синтаксиса, то есть видение строения предложения и словосочетания? Вспомните написание причастий с не, оно зависит от наличия зависимого слова у причастия.

I. Морфологическая разминка.

Задание: см. урок 2.

1. Это существительное мужского рода:

а) мозоль б) шампунь в) кофе г) рояль д) тюль

2. Это существительное в родительном падеже множественного числа имеет нулевое окончание:

а) инженеры б) ботинки в) чулки г) носки

д) мандарины е) килограммы ж) макароны

3. Найдите лишнее:

а) глагол б) существительное в) наречие

г) местоимение д) союз е) деепричастие

4. Найдите лишнее:

а) глагол б) существительное в) наречие

г) местоимение д) союз

В тетради должна появиться запись:

1. б, в, г, д. 2. б, г, ж. 3. е. 4. д.

II. Проверка домашнего задания.

Упр. 20 - прочитать словосочетания с различным орфографическим написанием, объясняя, от чего зависит написание (знание морфологии).

III. Исследование языкового материала, актуализация знаний.

Задание: со словами жареный, тушеный, вареный составьте словосочетания «причастие + существительное с предлогом».

Учитель. Изменится ли написание слов, почему?

(В суффиксе появится ещё одна буква «н», так как отглагольное прилагательное перейдёт в причастие: жаренный на сковороде, тушённый в печи, варенный в соку.)

Обратить внимание на орфоэпию слова «сваренный».

IV. Уточнение приобретенных знаний, повторение и обобщение изученного.

1. Перечислите части речи, какие из них имеют окончание, какие могут быть безударными.

2. Схемы и их анализ.

Склонения

Спряжения

V. Контроль усвоения, сформированности навыка.

1. Задание: запишите слова и словосочетания в два столбика, в зависимости от буквы в окончании, определите часть речи, если необходимо.

Увидит на станции, дремлет в тишине, колет дрова, зависишь от погоды, ненавидим врага, борется со злом, стелется по низине, строит дом, дышит, заменит, на просеке, в ладони, в упряжке, в жизни, на лошади, в овраге, на коромысле, по дороге, в тетради, без памяти, в скольжении, в колыбели, терпишь, терпел.

Учитель. В чем отличие последнего слова? (Буква е в глагольном суффиксе.)

2. Самоконтроль: упр. 26 (в подготовленном классе выполняется в учебнике карандашом. В слабом классе выписать в тетрадь, можно поменять задания 1 и 2 местами).

3. Упр. 27.

Задания:

- выпишите только глаголы с орфограммой в окончании (7 слов);

- устно найдите пример на каждую часть речи. Каких нет? (Междометия и числительного.)

4. Прочитайте числительные: нет 7349, о 564, для 395, с 451. Запишите те, в которых ошиблись.

VI. Закрепление и контроль усвоения.

Комплексный анализ текста.

Учитель. Те знания, которые вы имеете и которые проверили на этом уроке, понадобятся вам для выполнения комплексного анализа текста.

Задания:

1) Запишите текст под диктовку.

Разведчики должны были доставить командованию ценные сведения. Они вошли в лес, и командир, чувствуя, что бойцы устали, приказал остановиться возле поваленной ураганным ветром ели. Печённая в золе картошка и студёная родниковая вода подкрепили уставших бойцов;

2) Определите части речи во втором предложении;

3) Обозначьте выбор н-нн графически;

4) Выпишите словосочетания причастие + существительное с предлогом, деепричастие + глагол.

Домашнее задание: упр. 27 (карандашом), задания 3, 4, 5; упр. 31 и задание письменно; с. 18-19 - составить лингвистический рассказ.

ПОВТОРЕНИЕ: ОРФОГРАФИЯ

Цели:

1. Закрепление навыков пунктуации простого предложения.

2. Закрепление и обобщение орфографических навыков.

3. Формирование навыка самоконтроля.

Ход урока

I. Синтаксическая разминка.

Учитель. Чтобы правильно расставить знаки препинания, надо видеть структуру предложения.

Найдите правильные элементы характеристики предложения На улице темно:

а) повествовательное;

б) восклицательное;

в) простое;

г) двусоставное;

д) безличное;

е) распространенное;

ж) полное;

з) с составным глагольным сказуемым;

и) осложнено обособленным обстоятельством.

Правильный ответ: а, в, д, е, ж.

Желательно озвучить правильный вариант синтаксической характеристики и сделать графический разбор по членам предложения. Можно продолжить мысль, поставив вместо точки на конце предложения запятую. Что изменится в характеристике предложения?

II. Проверка домашнего задания.

1. Лингвистический рассказ по с. 18-19 (желательно, чтобы выступили 2 ученика: об отделяющих и выделяющих знаках препинания).

2. Упр. 27: прочитать со знаками препинания.

Те, кто ошибся, должны объяснить, в чем их ошибка (обучение самоконтролю).

III. Актуализация знаний.

Задание (раздаточный материал у каждого ученика).

Учитель. Определите, что (какие синтаксические конструкции) необходимо разделить или выделить в этих отрывках? Знаки препинания не расставлены, поэтому самостоятельно расставьте знаки препинания, дайте устную характеристику 2-му, 5-му, 6-му предложениям, опираясь на справочный материал на с. 260-262.

1. Обо всём этом: розовом тумане и рыжем жеребёнке, о синих небесах и берёзовой роще - рассказал в своих стихотворениях Сергей Есенин. (Разделить однородные члены предложения, соединенные попарно союзом, с обобщающим словом, стоящим в начале предложения, и с продолжением предложения).

2. Воробушки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. (Выделить сравнительный оборот.)

3. Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу! (Выделить обращения.)

4. Надо мной звезда горит,

Но тускло светится в тумане. (Разделить однородные сказуемые.)

И мне широкий путь лежит,

Но он заросший весь в бурьяне.

5. Там, за рощей, по дороге раздаётся звон копыт. (Выделить уточняющее обстоятельство.)

6. Ах, постой на косогоре королевой у плетня! (Отделить междометие.)

7. У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо: (выделить обстоятельство, выраженное деепричастием) «С добрым утром!» (и отделить прямую речь).

8. Может, завтра совсем по-другому

Я уйду, исцелённый навек,

Слушать песни дождей и черёмух… (Выделить вводное слово и причастный оборот.)

9. Не жаль мне лет, растраченных напрасно (Выделить причастный оборот, стоящий после определяемого слова.)

Не жаль души сиреневую цветь... (Выделить причастный оборот.)

10. Быть поэтом - значит петь раздолье... (Разделить подлежащее и сказуемое, выраженное инфинитивом.)

IV. Контроль и самоконтроль.

Диктант «Проверяю себя».

Задание: диктуется первое предложение классу, затем один ученик пишет его на доске, остальные пишут второе предложение, которое так же на доске записывает следующий ученик; всё проверяется у доски и самостоятельно в тетрадях после записи текста полностью.

Родившийся в семье крестьянина в селе Константиново, Сергей Есенин рано лишился родительского крова. Его мать, Татьяна, не выдержав вражды в доме мужа и не желая мириться с этим, ушла с трехлетним Сергеем к родителям. «Стихи начал слагать рано, - напишет позже Есенин в автобиографии. - Толчки давала бабушка, рассказывавшая сказки и певшая частушки. Стихи начал писать, подражая им». Омут розовых туманов, осеннее золото лип, рдяный мак заката, малиновое поле - всю эту поэтическую азбуку Есенин постигал в просини рязанского берёзового раздолья и в семье деда-книжника и бабушки-песенницы.

Домашнее задание: упр. 36, 41 (задание 2 письменно), творческое задание к текстам 52 (№ 2) или 56 (№ 1) письменно.




























ПОВТОРЕНИЕ. ПУНКТУАЦИЯ

Цели:

1. Закрепление навыка орфографического письма (различение не-ни, слитного или раздельного написания).

2. Попутный пунктуационный контроль: проверка сформированности умения постановки знаков препинания в простом предложении.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

1. Укажите номер столбика со всеми правильными ответами. Написание н-нн считается одной из самых «ошибочных» орфограмм, так как нужно помнить много морфемных, морфологических и словообразовательных сведений. Проверьте себя.

1 2 3 4 5

а) нежда..ый нн н нн н нн

б) краше..ый н н н нн н

в) безветре..ый нн нн нн н нн

г) серебря..ый нн н нн н н

д) получе..о н н н нн н

е) медле..о нн н нн н нн

Правильный вариант 5. Желательно записать правильные варианты написания тем ученикам, кто ошибся.

2. Найдите в первом задании слово, соответствующее схеме.

3. Найдите правильный вариант разбора слова: наградить незаслуженно.

(Правильный вариант - 1.)

Объяснить, почему именно этот вариант.

II. Проверка домашнего задания.

1. Из упражнения 36 прочитать столбики: причастия, прилагательные, наречия.

2. Дополнить эти столбики словами или словосочетаниями (обратить на это внимание, если от зависимого слова зависит написание!) из предложений, читаемых учителем. Обратить внимание на н-нн!

Один из разведчиков перевязывал простреленную руку, а его товарищ, раненный во вчерашнем бою, о чём-то сосредоточенно думал. Неожиданно командир, которого беспокоили путаные известия, полученные от высланных вперёд дозорных, приказал построиться, и разведчики мгновенно поднялись с земли. Струйка дыма от погашенного костра растаяла в воздухе, и, уложив на носилки раненых товарищей, бойцы, увешанные оружием, двинулись вперёд.

III. Пунктуационная «пятиминутка».

Сначала допишите в предыдущую работу слово с н-нн, затем составьте схему предложения (в слабо подготовленном классе можно сосредоточить внимание только на схеме).

Они приблизились к пустынному оврагу, черневшему на окраине леса, и расположились на отдых, рассчитывая набраться сил для нового перехода.

IV. Исследование языкового материала: орфографический анализ.

1. Орфографический разбор слова «рассчитывая» (обратить внимание, что нужен морфемный и словообразовательный разбор), провести аналогию со словом «расчётный». Придумать и записать словосочетания с этими словами (желательно причастие и прилагательное, например: рассчитанный заранее, расчётный лист).

2. Из упражнения 32 выписать слова, аналогичные данным примерам.

VII. Актуализация знаний.

1. Учебник: с. 23-24 - работа в рубрике «Вспомните» самостоятельно.

2. Упр. 38 записать, аргументировать запись.

3. Упр. 39, задания 1, 2, 4.

Домашнее задание.

Из текстов 5, 9, 11, 13, 16, 61 выписать словосочетания для словарного диктанта с н-нн, не-ни.































ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ТЕКСТЕ: СПОСОБЫ И СРЕДСТВА СВЯЗИ

Цели:

1. Формирование умения определять способ и средства связи в тексте.

2. Формирование умения использовать средства связи как стилистический прием, усиливающий выразительность речи при создании текста.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Сжатый пересказ текста 20. Необходимо следить за точностью словоупотребления и отмечать речевые недочёты, но после всего ответа.

II. Обобщение и углубление знаний.

1. Работа в рубрике «Возьмите на заметку»; анализ схем на с. 170.

Цель: вспомнить способы связи предложений в тексте.

2. Анализ (с карандашом!) информации на с. 171.

3. Подбор примеров из упражнения 263:

1) синтаксический параллелизм;

2) парцелляция;

3) антонимичная организация текста;

4) прямой повтор слов («большой»), неполные предложения;

5) соположенность предложений;

6) слова одной тематической группы и антонимия, степени сравнения прилагательных и наречий.

III. Тренировочные упражнения для закрепления.

1) Выразительное чтение упр. 265.

2) Определение стиля текста.

3) Типология текста: описание места, описание человека, повествование, итоговое рассуждение-размышление.

4) Определение способа связи - параллельный, средств связи - синтаксический параллелизм, анафора, ряды однородных членов предложения, использование глаголов настоящего времени.

5) Творческое задание. Упр. 264 - прочитать задание, примеры предложений, черновик.

Домашнее задание: упр. 264 (не менее 10 предложений)















ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО»

Цели:

1. Обобщение и углубление знаний и умений по изученному материалу.

2. Формирование навыка самоконтроля и умения пользоваться различной справочной литературой (словари, текст учебника), умения обнаруживать пробелы в своих знаниях и с помощью учителя и консультанта ликвидировать их.

Оборудование, наглядность: распечатка текста для комплексного анализа (запись задания на доске или через проектор).

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Инструкция по работе с текстом: работа на листе ручкой, порядок выполнения заданий произвольный, но обязательно надо указать номер задания.

2. Задачи консультантов (они либо назначаются учителем, либо сами предлагают свои услуги):

- не подсказывать ответ, а напомнить правило, либо показать в учебнике материал об этом, либо проиллюстрировать на других примерах;

- сначала консультант должен выполнить своё задание (!);

- к помощи консультанта обращаться лишь после того, когда сам подумал над заданием и выполнил остальные задания;

- консультант может быть по отдельному разделу языка, например по морфологии.

II. Комплексный анализ текста.

Предлагается следующий текст и задания к нему. Желательно прочитать текст вслух и прокомментировать непонятные задания.

(1) Кто не/боит..ся дождя и холода, пусть идёт в лес ноябр..ским утром. (2) Много не/без..нтересных встреч.. ож..дает его в пр..тихш..м но по/прежнему живом лесу. (3) В/начале зимы без особого труда вы от..щ..те зайчишку. (4) Белая шубка зайца пр..да-тельски выделяет..ся на бурой земле не/покрытой снегом. (5) Не/ во/время без сомнения пр..нарядился косой!

1. Запишите номер предложения, в котором надо выделить причастный оборот.

2. Запишите номер предложения, в котором нет прилагательного.

3. Найдите слова, соответствующие схемам:

4. В словах «выделяется», «белая», «идёт» определите соотношение букв и звуков.

5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясняя, если возможно, графически.

6. Расставьте недостающие знаки препинания.

7. Определите тип и стиль речи, докажите.

8. Найдите слова в переносном значении.

9. Запишите номер предложения, в котором есть вводное слово.

10. Перечислите части речи, употреблённые в первом предложении.

11. Сделайте синтаксический разбор 2-го, или 4-го, или 5-го предложений.

12. Найдите в тексте слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В правильном виде работа выглядит так:

(1) Кто не боится дождя и холода, пусть идёт в лес ноябрьским утром. (2) Много небезынтересных встреч ожидает его в притихшем, но по-прежнему живом лесу. (3) В начале зимы без особого труда вы отыщете зайчишку. (4) Белая шубка зайца предательски выделяется на бурой земле, не покрытой снегом. (5) Не вовремя, без сомнения, принарядился косой!

1. № 4.

2. № 5.

3. боится, небезынтересных.

4. «выделяется» - букв и звуков одинаково,

«белая» - букв меньше, чем звуков,

«идёт» - букв и звуков одинаково.

7. Тип речи - описание с элементами рассуждения, стиль речи - художественный.

8. лес притихший, живой; косой принарядился и др.

9. № 5.

10. местоимение, частица, глагол, существительное, союз, существительное, частица, глагол, предлог, существительное, прилагательное, наречие.

12. по-прежнему.









































СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели:

1. Приобретение учащимися знания признаков разграничения сложных и простых предложений.

2. Формирование умения различать данные предложения.

3. Формирование умения читать и составлять схемы сложных предложений.

4. Закрепление умения работать с тестом.

5. Формирование умения пересказывать лингвистический текст.

Ход урока

Оформление записи на доске, постановка целей урока.

Очень важно помочь учащимся увидеть структуру предложения, именно это умение проверить, выполняя следующее задание.

I. Синтаксическая разминка.

Задание: найдите правильно разобранное предложение.

Правильно разобрано предложение а).

II. Изучение нового материала.

1. Беседа по схемам.

Учитель. Определите схему простого и сложного предложения, объясните, как вы определили, проверьте себя на с. 28 учебника, прочитайте. Что нового вы для себя узнали?

2. Докажите, что примеры на страницах 28-29 - сложные предложения.

III. Тренировочные упражнения.

1. Различение простых и сложных предложений по определению устно, с комментарием, обращая внимание на интонацию и на то, что части сложного предложения на письме разделены запятой!

Дайте возможность высказаться как можно большему количеству учащихся.

Упражнение 42, задания 1, 2, 3; упражнение 43, задание 4.

2. Творческое задание.

Учитель. Составьте предложения по схемам (можно задать тему предложений, например «сложное предложение»).

Учитель. К каким предложениям можно составить вертикальные схемы? Для чего они нужны? (К сложноподчинённым; они нужны для того, чтобы видеть связь простых предложений в сложном.)

Если трудно, можно пользоваться сборником изложений.

IV. Закрепление.

1. Упражнение 46: определить тему, основную мысль, кратко пересказать (если есть время и необходимость), выписать сложные предложения, составить схемы. В качестве подсказки можно сказать, что сложноподчинённых предложений (СПП) - 3 предложения, бессоюзных сложных предложений (БСП) - 1 предложение.

Напомнить о знаках препинания!

2. На слух определить вид сложного предложения, составить схему со знаками препинания.

1. Ближний лес затихает, и в нём

Показались повсюду просветы,

И красив он в уборе своём,

Золотистой листвою одетый.

2. Тёмный лес стоял стеной и прислушивался, как трещат от мороза деревья.

3. Занималась заря; от воды поднимался густой туман, было холодно и сыро.

Проверить по заранее написанному на доске.

Предоставить каждому возможность похвалить себя!

Домашнее задание: упр. 47 выполнить карандашом в учебнике; из текста 1 сборника выписать по два ССП, СПП, БСП (осознанное творческое письмо).

































ТИПЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И СРЕДСТВА СВЯЗИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ

Цели:

1. Закрепление навыка различения сложных и простых предложений.

2. Введение понятия о классификации сложных предложений и средствах связи между их частями.

3. Формирование умения выразительного чтения сложных предложений (так, чтобы интонация помогала расставить знаки препинания).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение предложений из упр. 47 по заданию.

Учитель. Чему может помочь выразительное чтение? (Правильной постановке знаков препинания; и знаки препинания, в свою очередь, помогают выразительному чтению.)

II. Синтаксическая разминка.

Учитель. Перед вами три предложения, объединённые общей темой. Это текст? (Да.)

Задание: определите вид сложных предложений, записанных на доске или показанных через проектор, составьте схемы.

(1) После Константинова, где детство Есенина «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказался вдали от дома, в школе-интернате. (2) Утешением стала дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым; они подолгу засиживались с приятелем у него дома, иногда Сергей Есенин читал свои стихи, отличавшиеся особенной лёгкостью. (3) Сегодня мы читаем есенинские стихи, и они захлёстывают душу своим певучим слогом. (Учитель: «В ходе урока мы в этом убедимся».)

1. СПП […, (где), …]; 2. БСП [ ];[ ],[ ]; 3. ССП [ ], и [ ].

III. Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

- По тексту параграфа 6 (и, если есть, по таблице) проверьте себя, докажите правильность, запомните названия сложных предложений, нарисуйте вертикальную схему 1-го предложения (почему только первого?), определите средства связи.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Устно упр. 52, 54, указать средства связи.

2. Самостоятельная работа по раздаточному материалу.

Задание: определите тип предложения, составьте графические схемы; если сможете, расставьте знаки препинания (работать можно на отдельных листах или в тетради, не переписывая текст).

1. И надежда в груди

Затаилась моей; БСП

Что-то жду впереди

От грядущих я дней.

2. Лучи солнышка высоко

Отразили в небе свет, ССП

И рассыпались далёко

От них новые в ответ.

3. Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром ССП

Плывёт задумчиво луна.

4. Не поэт, кто слов пророка

Не желает заучить,

Кто язвительно порока СПП

Не умеет обличить.

5. Не поэт, кто сам боится

Чтобы сильных уязвить,

Кто победою гордится, СПП

Может слабых устрашить.

6. Всё встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришёл на эту землю

Чтоб скорей её покинуть. СПП

7. Пойду в скуфье смиренным иноком

Иль белобрысым босяком

Туда, где льётся по равнинам СПП

Берёзовое молоко.

8. Он зовёт меня в дубровы,

Как во царствие небес,

И горит в парче лиловой ССП

Облаками крытый лес.

Домашнее задание: ЗСП-1 (Значение, структура, правописание слов) письменно или свой подобный пример; на выбор: 1) упр. 56, 49 (только схемы по заданию 3) или 2) 10 примеров предложений разных типов из стихотворений С. Есенина.




























ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИКИ. ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

Цели:

1. Формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ текста и отбор материала для выборочного изложения.

2. Введение понятия об особенностях портретного очерка, формирование умения рассказывать о стилевых особенностях данного жанра.

Ход урока

I. Стилистическая разминка.

Задание: запишите, о каком стиле, типе речи или жанре данное утверждение:

- задача речи текстов этого стиля - общение (разговорный);

- особенность этого стиля - точность, официальность (официально-деловой);

- давая объявление в газету о поисках работы, вы пользуетесь ... стилем (официально-деловым);

- в текстах этого стиля обильно представлены эпитеты и метафоры (художественный);

- этот жанр публицистического стиля изображает событие как процесс (репортаж);

- задача этого жанра публицистического стиля - рассказ о выдающемся человеке (портретный очерк).

Проверка.

Учитель. О каком жанре не сказали?

II. Актуализация знаний.

1. Беседа. Большинство текстов в сборнике изложений - публицистического стиля, среди них немало портретных очерков (об этом жанре будем говорить сегодня подробнее), а также эссе и путевых очерков. Об этих жанрах мы будем говорить на уроках в течение года.

2. Постановка цели урока.

Учитель. Сегодня мы будем учиться сжимать текст. Для этого нам понадобятся знания в области стилистики, потому что каждый тип речи имеет свои особенности и при сжатии материала их обязательно надо учитывать.

III. Практические упражнения.

1. Работа с упражнением.

Учитель. Мы работаем с упр. 268 по тому плану, который предложен в задании:

- определяем жанр - портретный очерк, публицистический стиль;

- предмет речи - личность С. С. Гейченко;

- задача речи - популяризация его подвижнической деятельности;

- характеризуем композицию: первые четыре абзаца - зачин, последние три абзаца - концовка; в центральной части ведущим типом речи является повествование. Кроме этого встречается описание личности героя, состояния Михайловского после войны, элементы рассуждения-размышления о работе С. С. Гейченко.

Эту работу можно проводить в виде беседы, в слабом классе можно задавать наводящие вопросы. Например: это повествование или описание?

2. Самостоятельная работа.

Задания 4 (письменно) и 5 (текст не списывать, выполнить карандашом). Желательно отметить каждый абзац, то есть каждую микротему.

3. Сжатие текста.

Опираясь на составленный план, перескажите текст тезисно. Это и будет сжатый пересказ, ведь тезис - кратко сформулированная мысль.

Домашнее задание: упр. 269, тексты 22, 38 - сжатый пересказ по плану.



СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ

Цели:

1. Формирование умения отличать сложносочинённые предложения и давать им характеристику.

2. Формирование умения ставить знаки препинания в ССП.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Чтение примеров сложных предложений из стихотворений С. Есенина, определение типа сложных предложений.

2. Упр. 49.

- Прочитайте только ССП. Как определили?

II. Изучение нового материала.

1. Исследование теоретического материала.

Задание: из текстов параграфов 7 и 8 выберите материал для характеристики сложносочинённых предложений.

- Наличие сочинительного союза (соединительного, противительного, разделительного), который придаёт предложению смысловой оттенок.

- Интонация завершённости у всего предложения.

- Возможно наличие общего для частей предложения второстепенного члена предложения или пояснительного слова.

- Основной знак препинания между частями - запятая, но возможны тире и точка с запятой.

III. Тренировочные упражнения.

1. Упражнение 57, задание 2.

2. Конструирование ССП по началу:

Весна, но …(ещё стоят морозы)

Снег искрился на льду, ...(деревья от инея) тоже ... (сверкали).

Ветерок лишь приносил запах травы, да ... (пели птицы).

Сегодня всё должно решиться, или мне... (придётся уехать).

3. Запись под диктовку предложения. Самоконтроль по схеме.

Лебеди, сберёгшие любовь до самой осени, плыли как заворожённые, и верность их друг другу сказывалась даже в одновременных одинаковых движениях.

[ *, I~I,…], и [ ].

Ответить на заданные учащимися вопросы по орфографии, уточнить, что других знаков препинания нет, попросить поднять руки тех, кто справился, похвалить; у тех, кто не справился, спросить, в чём причина, объяснить ещё раз.

4. Самостоятельная работа, но сначала устное проговаривание нескольких предложений для создания ситуации успеха.

Упражнение 58: устно - нечётные предложения (работают разные ученики, особенно те, кто ошибся), письменно - остальные.

Первым сделавшим можно поставить отметку в журнал (при условии, что ученик этого желает, так как пока идёт процесс обучения и формирования навыка).

5. Если позволяет время, синтаксический разбор ССП (задание 2 упражнения 58).

IV. Закрепление.

Выписать ССП из текстов изложений 16 (с противительными союзами, 3 предложения) и 4 (с соединительными союзами, 2 предложения). Отметить, что эти тексты объединяет и тема, и основная мысль, различны лишь факты и авторский взгляд.

Домашнее задание. 1) Текст 4, задание 1 с использованием материала текста 16 - письменно; 2) упр. 62, задание 3 (письменно) и синтаксический разбор.
















































ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В Сложносочинённом Предложении

Цели:

1. Закрепление понятия о сложносочинённом предложении.

2. Формирование умения создавать лингвистический текст на заданную тему.

3. Формирование умения ставить знаки препинания в ССП.

4. Формирование умения самоанализа и самоконтроля.

Ход урока

I. Постановка цели урока.

II. Проверка домашнего задания.

1. Письменно на доске синтаксический разбор сложносочинённых предложений из упражнения 62.

2. Одновременно чтение творческого задания к тексту 4.

3. Выборочная проверка упр. 62 (4-е предложение).

III. Актуализация полученных знаний.

1. Допишите нужное: если работа в тетради, тогда отметка неважна, на отдельных листочках - оценить.

1) Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: ... (союзным) и... (бессоюзным).

2) Сложные предложения, в которых простые связаны при помощи интонации, называются ... (бессоюзными).

3) Равноправны по смыслу части ... (ССП) и ... (БСП).

4) Имеют союзные слова ... (СПП).

5) Предложение, от которого задаётся вопрос, называется ... (главным).

6) Между частями ССП может и не быть запятых, если ... (есть общий второстепенный член предложения).

2. Создание лингвистического текста.

Расскажите, используя схему, о сложносочинённых предложениях. Задание для остальных: оцените ответ по правилу «6 П»: правильно, понятно, последовательно, примеры, полно, подведён итог.

3. Объяснения учащихся, как они различают сложные и простые предложения, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Различение роли союзов.

Задания:

а) Включите в одну часть ССП однородные члены предложения, обратите внимание на знаки препинания.

Устно, вместе 1. Наступила тишина, и стал явственно слышен стук будильника и… .

Самостоятельно 2. Неожиданно заросли прервались, и мы увидели гладь реки и… .

б) Перестройте ССП в простые с однородными членами предложения.

Устно, вместе 1. Месяц светил в окно, и комната была залита его холодным светом. (Месяц светил … и заливал … комнату.)

Самостоятельно 2. Солнце поднялось, и роса высохла.

в) Перестройте простые предложения с однородными членами в сложносочинённые предложения.

Устно 1. Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг. (Начался…, и всё вокруг быстро намокло.)

Самостоятельно 2. Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.

2. Самостоятельная запись предложения, проверка по схеме или комментарию учителя.

Трава то достигала всего нескольких вершков высоты; то она доходила до колен лошади; то вставала выше головы всадника, и, вытянув руку, вы не доставали до её верха.

Схема: [то…]; [то…]; [то…], и, [ , …].

Комментарий: это сложное предложение, состоящее из 4 частей (найдите их); первые три части разделены точкой с запятой, в четвёртой необходимо выделить деепричастный оборот, союз «и» соединяет третью и четвёртую части.

3. Самостоятельная работа.

Упражнение 60. Задание: записать предложение, расставить знаки препинания, объясняя графически и указывая разряд союза (нужно пользоваться текстом параграфа). Каждое предложение - с новой строки, так лучше видно его строение и легче проверять.

Домашнее задание: упр. 64, обязательно графическое обозначение и задание 1; тексты 9, 19, 23 - прочитать, устно выполнить задание о смысле названия.

































ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ССП В ТЕКСТЕ

Цели:

1. Формирование умения употреблять в речи сложносочинённые предложения.

2. Формирование умения различать сложносочинённые предложения и простые предложения с союзом «и» и правильно ставить знаки препинания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Устное высказывание по смыслу названий текстов 9, 19, 23. Запись обсуждённых вариантов.

2. Синтаксический разбор предложения из домашнего упражнения 64 (запись на доске по ходу обсуждения первого вопроса).

II. Синтаксическая «пятиминутка».

1. Задание: определите на слух, что соединяет союз «и» в предложениях из стихотворений А. А. Фета: [ ], и [ ] или O и O. Возможно, будет необходимо прочитать второй раз.

1. Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты (роза) очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

2. Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

3. Тихонько движется мой конь

По вешним заводям лугов,

И в этих заводях огонь

Весенних светит облаков.

4. …плакала трава

И ветви о недавнем зное,

И роз, проснувшихся едва,

Сжималось сердце молодое.

Проверка, комментирование ответов:

- в первом предложении союз «и» соединяет однородные дополнения, поэтому запятая не ставится;

- во втором предложении - первый союз соединяет две части сложносочинённого предложения, второй - однородные обстоятельства;

- две части сложносочинённого предложения;

- первый союз - однородные подлежащие, второй - две части сложного предложения.

2. Учимся отличать ССП от других предложений.

Задание: запишите номера сложносочинённых предложений.

1. Заря прощается с землёю

Ложится пар на дне долин,

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин. БСП

2. Знать, долго скитаться наскyча

Над ширью земель и полей,

На родину тянется туча

Чтоб только поплакать над ней. СПП

3. Серый день ползёт лениво,

И болтают нестерпимо

На стене часы стенные

Языком неутомимо. ССП

4. С полей несётся голос стада,

В кустах малиновки звенят,

И с побелевших яблонь сада

Струится нежный аромат. ССП

5. Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло. ССП

6. И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,

Вдоль туч скользя вершиной заострённой. ССП

7. Порвёшь случайно повилику

Нетерпеливою ногой

И вдруг откроешь землянику

Красней и слаще, чем весной. простое

8. В печи трещит огонь - и серый дым ковром

Тихонько стелется над кровлею с коньком. ССП

Проверка.

III. Актуализация знаний.

1. Записать последнее предложение в тетради.

2. Используя объяснение на с. 40, прокомментировать тире в предложении.

3. Анализ синтаксических конструкций.

Записать ещё два предложения, найти, где тире.

Завтра проснёшься - и яркое солнце

Снова взойдёт над тобой.

Пробушевала метель, и отгремели морозы.

4. Определите на слух, в каком предложении надо поставить тире, запишите одно.

1) Удар - и мяч в воротах.

2) Окна в сад открыты, и оттуда веет прохладой.

3) Ещё последнее усилие - и деталь готова.

4) Осенний полдень светлел, и на север уходили тучи.

IV. Творческое задание на основе изученного.

1. Беседа: использование сложносочинённых предложений в речи.

2. Творческое задание: упр. 66.

Для слабо успевающих можно предложить заготовки начала предложений:

Ночь темна, но...

Снег начался внезапно, и дети... и др.

Домашнее задание. 1) упр. 68, синтаксический разбор; 2) тексты 9 (в учебнике есть иллюстрации), 32, 67, 70 - письменно выполнить один; задание о смысле названия.



ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (СПП)

Цели:

1. Повторение и углубление сведений о сложном предложении.

2. Формирование умения различения союзов и союзных слов, главной и зависимой частей.

3. Формирование умения синтаксического разбора сложноподчинённого предложения.

4. Формирование умения составления схемы сложноподчинённого предложения для правильной постановки знаков препинания.

Ход урока

I. Изучение новой темы.

1. Актуализация знаний. Исследование синтаксических конструкций.

Учитель. В чём разница предложений?

Зарево, которое осветило долину, было недолгим.

Зарево осветило долину, но это длилось недолго.

Изобразите ответ графически. Составьте вертикальную схему к первому предложению.

Учитель. Охарактеризуйте второе предложение. (Сложносочинённое предложение, две части которого соединены союзом «и» и разделены запятой.)

[ , ( ), ];

2. Создание лингвистического текста.

Чтобы охарактеризовать первое предложение, вам потребуется текст из § 9, с. 50-53.

Учитель. Докажите, что это сложноподчинённое предложение.

В подготовленном классе можно обратиться и к § 10 и продолжить характеристику по таблице.

3. Упр. 70 по заданию устно.

II. Тренировочные упражнения.

1. Упр. 71: на выбор отвечающего одно (любое) предложение устно, второе - письменно, выполнить по заданию: преобразуйте ССП в СПП.

2. Графический диктант.

Задание: Мы умеем отличать сложноподчинённое предложение от других видов предложений, сейчас мы попробуем сделать это на слух. Предложение писать не надо, только схемы с определением вида сложного предложения, для сложноподчинённых предложений указать и вертикальные схемы (с. 56), объясняя их роль.

1. До вечера оставалось не более получаса, а заря едва зажигалась.

[ ], а [ ]. ССП

2. За рекой по вечерам раздаются песни и мелькают огоньки.

- . - [ ] и [ ]. ССП

3. Мне показалось, что он смутился.

[ ], (что ). СПП

4. Когда спешишь, не всегда получается хорошо.

(Когда ), [ ]. СПП

5. Сыпались звёзды, да иглы звенели.

[ ], да [ ]. ССП

6. Если хочешь быть счастливым, будь им.

(Если ), [ ]. СПП

7. Впереди, где лишь угадывались огни, нас ждало неизведанное.

[ , (где ), ]. СПП

Возможная система оценки: предложить сдать работы на проверку тем, кто уверен. Им ставится оценка в журнал по желанию, остальные проверяют по заранее написанному на доске. Но оценки, даже хорошей, не получают, можно просто их похвалить и предложить быть более уверенными в своих силах.

III. Исследование теоретического материала и сопоставление синтаксических конструкций.

1. Самостоятельное изучение страниц 50-53.

2. Определите устно роль слов «что», «где» в предложениях:

1. Дорога вывела меня на луг, где люди ворошили сено. - Там, где я плавал, сено гребут в сеновал.

2. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, что совсем, совсем немного ждать зимы седой осталось. - Я знала, что порадует маму в этот день.

В первых предложениях употреблён союз, так как его можно либо опустить, или заменить другим союзом. Союзное слово во вторых предложениях можно заменить только самостоятельной частью речи, к нему можно добавить «именно». Записать, графически обозначить.

Домашнее задание: упражнение 76 (с графическим обозначением), схемы сложных предложений; карандашом упражнение 69.

































ВИДЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цели:

1. Знакомство учащихся с классификацией сложноподчинённых предложений.

2. Формирование умения отличать сложноподчинённые предложения от других видов предложений, разграничивать части сложноподчинённого предложения, задавать вопрос, определять средства связи.

3. Формирование пунктуационных навыков.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

- упр. 76

- тест

II. Изучение новой темы.

Учитель. При выполнении упр. 76 в первом предложении мы нашли два придаточных предложения. Сегодня мы будем учиться определять вид сложноподчинённого предложения.

Задайте вопрос от главной части к придаточной:

1 - какого?

2 - что?

- На с. 60-61 найдите эти вопросы, определите вид придаточного предложения, определите, союз или союзное слово связывает части СПП, есть ли указательное слово.

- По материалам параграфа 10 и с. 65 «Возьмите на заметку» составьте схему видов сложноподчинённого предложения (СПП):

- Пользуясь схемой, выполните упр. 77: определить вид сложноподчинённого предложения (вставляя пропущенные буквы).

III. Тренировочные упражнения.

1. Упр. 86 - сначала устно, затем самостоятельно (сообщить, что домашнее задание будет аналогично этому).

2. Текст 26 (общая работа) - найти сложноподчинённые предложения, определить вид, читая выразительно вслух предложения.

IV. Закрепление. Текст 33.

Задание: найти в тексте СПП, определить вид. На этом этапе необходима помощь учителя, но индивидуальная, чтобы иметь возможность ответить на возникающие по ходу вопросы.

1-й абзац - одно изъяснительное.

2-й абзац - два: изъяснительное, определительное.

3-й абзац - одно определительное.

4-й абзац - всего четыре: с придаточным причины, места, времени, причины.

5-й абзац - два: с придаточным причины, изъяснительным.

6-й абзац - определительное (каким?).

Домашнее задание: § 10 заполн.табл. упр.83



ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ И ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Цели:

1. Закрепление умения языкового анализа.

2. Закрепление умения выразительного чтения и устного пересказа.

Ход урока

I. Речевая разминка - тест.

1. В каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился текст?

Выберите и запишите правильный вариант:

А. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания.

Б. И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверное, не узнали её.

В. Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли.

Г. 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.

1) А, Б, В, Г; 2) В, А, Б, Г; 3) В, Г, Б, А; 4) Г, А, Б, В.

2. Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения:

1) Предложение А - простое, грамматическая основа «Континенты приобрели».

2) Предложение Б - СПП, из двух простых.

3) Предложение В - простое, распространенное, неосложненное.

4) Предложение Г - СПП.

3. В каком предложении есть вводное слово?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

Правильный ответ: 1. 3) 2. 4) 3. 2).

II. Исследовательская работа.

Учитель. Наша цель сегодня двояка: понять разницу между художественным стилем речи и языком художественной литературы и обобщить знания о языковых средствах.

Для этого вы работаете в парах. Для исследования вам предлагается материал § 31, с. 178-188. Надо прочитать весь материал параграфа и собрать нужные сведения, оформив их на отдельных листах (потом их можно использовать как наглядное пособие) с примерами из упражнений. Например, по упр. 271: а) лексические средства - разговорная фразеология «успевают в две руки».

III. Подведение итогов работы.

Информация для беседы. Некоторые учёные считают, что «художественного стиля речи» нет вообще, а есть только язык художественной литературы. Другая точка зрения, которую разделяют и авторы учебника: художественный стиль отвечает всем требованиям, которые предъявляются к функциональному стилю речи. У этого стиля есть область применения (сфера общения) - искусство слова, своя функция - воздействие на чувства и мысли человека, то есть на весь комплекс духовной человеческой восприимчивости.

Домашнее задание: тексты 73 (2), 41 (2), 2 (2) - или выполнить письменно задания к двум любым текстам, или разделить все тексты между парами так же, как работали на уроке.










А. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания.

Б. И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверное, не узнали её.

В. Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли.

Г. 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.


А. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания.

Б. И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверное, не узнали её.

В. Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли.

Г. 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.


А. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания.

Б. И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверное, не узнали её.

В. Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли.

Г. 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.


А. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания.

Б. И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверное, не узнали её.

В. Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли.

Г. 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.


А. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания.

Б. И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверное, не узнали её.

В. Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли.

Г. 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.


А. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания.

Б. И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверное, не узнали её.

В. Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли.

Г. 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.


А. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания.

Б. И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверное, не узнали её.

В. Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли.

Г. 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.


А. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания.

Б. И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверное, не узнали её.

В. Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли.

Г. 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.


А. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания.

Б. И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверное, не узнали её.

В. Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли.

Г. 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.

А. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания.

Б. И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверное, не узнали её.

В. Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли.

Г. 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.

















скачать файл | источник
просмотреть